Защита Морозова и контрактная кабала

Важные события среды: длившееся полтора года противостояние прокуратуры Калининградской области и регионального правительства, наконец, завершилось отставкой ключевого вице-премьера, несмотря на все попытки губернатора его защитить; автоперевозчики Калининграда модернизируют свой транспорт за счет пассажиров.

morozov_12.jpg Защита Морозова
В среду с утра прокуратура Калининградской области распространила сообщение о том, что вице-премьер Евгений Морозов покинул свой пост по собственной инициативе. «Указом губернатора Калининградской области от 26 февраля Евгений Морозов освобожден от занимаемой должности заместителя председателя правительства области», сообщили в пресс-службе региональной прокуратуры.

Прокуратура связала этот факт с судебным решением по «делу Морозова», поскольку в конце января вступило в силу решение суда, которым устанавливается факт неисполнения вице-премьером закона «О противодействии коррупции». Суд признал, что Морозов не проинформировал губернатора Калининградской области о возникшем конфликте интересов и о возможности его возникновения.

Ранее прокурорская проверка установила, что на момент вступления в должность министра ЖКХ и строительства Морозов являлся учредителем и собственником 100% долей ООО «Мегаполис-Стройинвест» и ООО «Мегаполис-Жилстрой», которые вели строительную деятельность. Впоследствии принадлежавшие ему доли уставного капитала Морозов передал своим родственникам. «Несмотря на это, Морозов согласовывал при решении различных вопросов действия в пользу учрежденных им коммерческих предприятий», — отметили в прокуратуре.

Более конкретно о «деле Морозова» рассказал прокурор Калининградской области Алексей Самсонов в интервью «Новому Калининграду.Ru». Он отметил, что в законе о государственной гражданской службе в данной ситуации предусмотрена только одна мера — увольнение, о том, что «закон о противодействии коррупции сейчас достаточно суров». «По крайней мере, если идешь в чиновники, забудь свой бизнес», — говорил прокурор. Самсонов отмечал, что у губернатора области есть месяц, чтобы уволить вице-премьера.

Однако в правительстве области даже после решения суда и прокурорского интервью упорно не хотели ничего по этому поводу говорить. На просьбу корреспондента «Нового Калининграда.Ru» прокомментировать слова прокурора, Евгений Морозов на прошлой неделе с улыбкой сказал: «Зачем комментировать, надо работать». Он и продолжал работать — ездил на стройки в Зеленоградск, Светлогорск и Полесск, проводил оперативное совещание. И казалось, что правительство нашло какую-то лазейку, и губернатору удастся защитить вице-премьера. Но все случилось так, как случилось. Вероятно, что решение об отставке Морозова было принято в последний момент, потому что пресс-служба правительства и личный пресс-секретарь губернатора вдруг оказались не в состоянии что-либо комментировать. Многие телефоны в правительстве просто молчали, и все это напомнило известную по социальным сетям картинку, рекомендующую в случае любых непредвиденных ситуаций ложиться спать.

Однако, в конце концов, губернатор все же отреагировал. «Есть решение суда, на основании которого прокуратура внесла представление, и мы обязаны следовать букве закона, — отметил губернатор. — Тем не менее, я считаю, что Евгений Морозов грамотный управленец и профессионал высокого уровня, на котором лежала большая ответственность за один из самых тяжелых участков работы правительства области. Претензий по исполнению полномочий у меня к Евгению Михайловичу не было».

О том, что Морозов — грамотный управленец, и жаль его терять, говорили и другие — спикер Облдумы Марина Оргеева, глава комитета по экономике Облдумы Александр Кузнецов.

Депутат Игорь Рудников, в свою очередь, высказался по этому поводу весьма жестко, он заявил, что в данной ситуации губернатор Николай Цуканов заработал себе еще один минус. «Очевидно, Цуканову будет трудно объяснить, почему в его правительстве работают люди, которые используют служебное положение в своих интересах. В любом случае, точка не поставлена, поскольку неизвестно, кто займет место Морозова — будет ли это вновь бизнесмен либо чиновник? Кадровая политика нашего правительства области весьма загадочная, до сих пор непонятно, каким образом появляются те или иные люди на высоких постах», — сказал Рудников.

Не менее жестко высказался депутат Соломон Гинзбург, по мнению которого в правительстве уже творится не просто кадровая чехарда и катавасия, а «маразм, возведенный в ранг региональной политики». «Тут уже нужны не припарки, а гильотина. Я считаю, что политические партии должны обратиться с призывом о проведении в Калининградской области выборов губернатора 8 сентября. Не внеочередных, а просто выборов, поскольку в последний раз губернатора у нас избирали осенью 2000 года», — заключил Гинзбург.

Любопытно, что комментировать историю с Морозовым отказались представители строительных фирм и Союза строителей. Но, наверное, это объяснимо — они просто заняли выжидательную позицию, ведь пока неизвестно, кто займет этот ключевой пост.

На самом деле, высока вероятность, что руку к отставке вице-премьера приложили определенные финансово-промышленные группы региона, которых не устраивал на этом посту Евгений Морозов. Тем более, что и прикладывать особо было нечего — все на поверхности и очевидно. Возникает вопрос, почему надзорный орган активизировался только сейчас, и кто за этим всем стоит. И, естественно, вопрос о том, кто в итоге займет этот пост — человек, который не будет зависеть от всех заинтересованных групп либо вновь чей-то представитель.

Но есть и еще один момент. История с конфликтом интересов в ситуации с Евгением Морозовым началась осенью 2011 года, когда он еще занимал пост министра строительства и ЖКХ. И когда прозвенел первый звонок, губернатор освободил его от министерского поста, но при это возвысил до ранга вице-премьера. Все это продолжалось почти полтора года. Почему Николай Цуканов так защищал своего вице-премьера, в профессиональных качествах которого, повторюсь, мало кто сомневается, но больше сомневается в его неангажированности? Разве не должен был глава региона выступить здесь в роли арбитра и «разрулить» пересекающиеся интересы? Ведь сам губернатор неоднократно говорил, что для него вопросы борьбы с коррупцией являются принципиальными. «Все в правительстве об этом знают. И когда мне задают вопрос: почему такая хаотичная ротация происходит в правительстве, я попрошу в какой-то степени это соизмерять с моим нежеланием работать с людьми, которые имеют искушение», — сказал губернатор в мае 2011 года на встрече с блогерами клуба «Амберкант». Однако, как показала дальнейшая практика, многие заявления губернатора продолжают оставаться лишь заявлениями.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

marsh_5.jpg Контрактная кабала
Калининградские автоперевозчики обязаны обновлять свой автопарк, и они делают это, заявил начальник отдела пассажирского транспорта и организации дорожного движения мэрии Анатолий Кисиленко. «На сегодняшнем мероприятии мы и хотели показать, что транспорт Калининграда не стоит на месте, — подчеркнул он. — По своим финансовым возможностям он двигается вперед. У нас идет ежегодное обновление по всем автотранспортным предприятиям». Согласно договору с перевозчиками, не менее 10% автопарка в год должно быть обновлено. Это требование выполняется. «Вест Лайн» обновил 20% своего транспорта, ИП «Скиба» - более 30%. «У нас нет ни одной фирмы, которая не выполнила бы этого требования», — уверен Кисиленко.

Он заметил, что пока в Калининграде не стоит убирать маршрутные такси, хотя ранее и высказывались мнения, что от них нужно избавляться. «Наш город не обойдется без микроавтобусов, — пояснил он. — У нас узкие улицы, нужно вывозить людей из садовых обществ. Вдобавок, после 20:00 большие автобусы идут пустые. Расход топлива у них 30-35 литров на сто километров, а если он выработался, то и все 40, а у маленьких — 14-15. Разницу почувствовали?».

Между прочим, автоперевозчики уверены, что внедрение ночных перевозок микроавтобусами по двойному тарифу пошло бы на пользу всем. «Такая идея впрошлые времена обсуждалась, это хорошая идея,— считает генеральный директор ООО „Вест Лайн“ Виктор Сизенко. —Это хорошая идея. Впозднее время, врайоне 11, 12, может быть, ичаса ночи, почемубы незапустить маршрутки сдвойным тарифом? Это работает унаших соседей, вКлайпеде, например. Выгодно работать— пассажиров мало, но оплата компенсирует». Но в Калининграде внедрению этого «ночного извоза» многое препятствует. Как отметил Сизенко, тарифы устанавливают не перевозчики, а областная служба по тарифам и ценам, поэтому процесс идет трудно.

Тут нельзя не вспомнить, что тарифы были подняты не так давно, причем процесс принятия и согласования был очень непростым. И что нашим перевозчикам все-таки удалось настоять на своем и продавить свои расценки, а не те, которые рассчитала служба по тарифам и ценам. 

Но можно не сомневаться, что в следующем году битва будет продолжена. Ибо перевозчицкая вольница потихоньку загоняется в стойло правил и норм. Например, установка навигационной системы ГЛОНАСС становится обязательной, как и страхование пассажиров. Да и обновление автопарка никто не отменит — в преддверии-то ЧМ-2018. По крайней мере, глава Калининграда Александр Ярошук в этом плане настроен весьма решительно. Как и губернатор области Николай Цуканов. А все эти новации требуют финансовых вливаний, которые, в конечном счете, проистекают из наших с вами, дорогие пассажиры, карманов.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.