Ягуары и их поклонники; закручивание гаек по-польски и форма от «Славы Юдашкина»


Важные события понедельника: обнародование сведений о доходах министров и губернатора вызывает больше вопросов, чем ответов; таможенная служба Польши сделала два заявления, от которых всплакнут многие польские и калининградские «туристы», а депутаты Госдумы отказывают регионам в праве решать, какую форму носить школьникам.

cukanov_gov_7.jpgЯгуары и их поклонники
Накануне длинных выходных, когда большинство калининградцев готовились отмечать всевозможные праздники с выездами на природу, шашлыки и в зарубежье, правительство области решило, наконец, обнародовать информацию о доходах губернатора Николая Цуканова и его министров с семьями.

Результат получился любопытным. Ожидаемо, самым состоятельным министром правительства области стала министр туризма Марина Агеева. Агеева заработала 16,2 млн рублей, ей принадлежит жилой дом площадью 315 кв. метров, две квартиры (одна из них — в долевой собственности), 3-ий этаж и мансадра нежилого помещения, а также нежилое помещение площадью 1,4 тыс кв. метров. Супруг Марины Агеевой получил доход в размере 22,8 млн рублей, за ним числится 4 земельных участка, индивидуальный жилой дом, баня, гостиница, банкетный зал, ресторанно-гостиничный комплекс, квартира, нежилое здание. Автопарк семьи Агеевых состоит из двух автомобилей «Ягуар/ХК-8 CABRIOLET», на которых ездит министр. В собственности её супруга — «Ягуар/XJS», «Мерседес/CHERRY», «Фольксваген/TRASPORTER», «Тойота/CAMRY», «Ауди А7», грузовики «Мерседес/ МВ 100D», «Ситроен/BERLINGO», «Фольксваген/LT 35TDI», трактор, катер «Galeon» и лодка. 

Любопытно, что ранее в правительстве области не было столь состоятельных министров. Однако не стоит забывать, что Марина Агеева, семье которой принадлежат рестораны «Dolce Vita» и «Усадьба», возглавила министерство по туризму правительства Калининградской области лишь в октябре 2012 года. И вероятно, свои доходы, точнее их большую часть она получила не в правительстве Калининградской области.

Примерно такая же история — с министром экономики Вадимом Амстелем, задекларировавшим 5,8 млн рублей. Амстель ездит на автомобиле «Land Rover Range Rover» и пользуется тремя квартирами. Впрочем, министр экономики также работает в правительстве не так давно, всего лишь с ноября 2012 года. С 2010 по 2012 год Амстель трудился начальником управления по работе с территориальными банками ООО «Сбербанк Капитал», где, вероятно, и заработал свои миллионы. Эти люди, имеющие неплохой доход, решили работать в правительстве области, где средняя зарплата министра составляет 1,2 млн рублей в год или около 100 тыс рублей в месяц. Хотелось бы предположить, что ими руководит альтруизм и желание сделать благо для Калининградской области.

Показала декларационная кампания ещё один интересный результат. Выяснилось, что замыкает первую тройку высокодоходных министров Анжелика Майстер, не так давно перешедшая с поста уполномоченного по правам ребёнка на пост министра социальной политики. Её доход составил 4,9 млн рублей. Ясное дело, что доходы она, наверное, получила не на посту уполномоченного по правам ребёнка при губернаторе или на посту проректора Калининградского областного института развития образования, где работала до перехода в правительства. Не стоит, конечно, забывать, что супруг госпожи Майстер является главой ассоциации мебельщиков и, вероятно, является человеком состоятельным. Правда, по его декларации о доходах этого не скажешь, ибо доход Майстера составил всего 646 тыс рублей — 53,8 тыс рублей в месяц.

Интересная история получилась и с губернатором Николаем Цукановым, доход которого за 2012 год вырос почти в 7 раз и составил 17,2 млн рублей. При этом в декларации — все те же машины, что и год назад (разве что «Мерседес» поменяли), та же недвижимость. Не хватает только одной квартиры площадью 72 кв. метра. Однако предположить, что Николай Цуканов за счёт продажи такой квартиры выручил 14 млн рублей, которые отразились в его декларации, наверное, трудно. Кстати, в понедельник калининградский губернатор даже попал в своеобразный рейтинг самых состоятельных глав регионов газеты «Ведомости», в котором занял почётное 6-ое место.

С одной стороны, заглядывать в чужой карман — дело неблагодарное и неблагородное. Но в данной ситуации речь не о том, что в нашей стране традиционно слуги народные живут лучше народа. Ведь сам Николай Цуканов в январе 2011 года признавался, что в правительстве «все — не люди от станка». «Все занимались бизнесом. Но закон не запрещает заниматься бизнесом. Нельзя использовать свое служебное положение для продвижения своего бизнеса. Нельзя таким образом бороться с конкурентами, используя административный ресурс», — говорил губернатор. И вот после обнародования деклараций о доходах очень хотелось бы узнать, нет ли в этих миллионных доходах чиновников коррупционной составляющей, использования служебного положения. Однако, увы, простое декларирование доходов ответов на эти вопросы не даёт.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

ovc.jpgЗакручивание гаек по-польски
Целых две новости от наших соседей многим сегодня попортили настроение, а некоторым, наоборот, улучшили.

Во-первых, польские таможенники заявили, что усиливают борьбу с контрабандой топлива. Это может привести к тому, что наконец-то уменьшатся очереди польских бензовозов на погранпереходах. Но, возможно, и скорость прохождения границы снизится. Ведь, как обещает таможенная служба Польши, все случаи частого ввоза топлива будут тщательно анализироваться. Тот турист, которого заподозрят в контрабанде, будет обязан оплатить таможенные сборы. И, скорее всего, он попадет в какие-нибудь «черные списки».

Кроме того, «по умолчанию» считается, что эти репрессии коснутся поляков, традиционно предпочитающих «бензиновый» туризм «сосисочному», который ближе нашим согражданам. Но на самом деле в официальном сообщении польской таможни нет никаких указаний на национальный колорит. В нем говорится о «путешественниках» вообще. Так что и наши, отечественные автомобили, регулярно пересекающие границу, могут, по идее, стать объектом пристального внимания со стороны таможни соседей. Ведь, судя по обилию мобильных торговых точек с польскими товарами и местными номерами в разнообразных закоулках Калининградской области, среди нас есть немало тех, кто регулярно ездит к соседям. Возможно, им теперь придется как-то доказывать, что в бак и 10-литровую канистру бензин или дизтопливо наливались не для перепродажи, а для собственного потребления. Кстати, опять-таки в официальном сообщении польской таможни ни слова не говорится о том, какое количество пересечений за какой срок может вызвать повышенный интерес с возможной уплатой пошлин. Хотя польские СМИ и уверяют, что 10 поездок в месяц считаются приемлемым уровнем, таможенники выражаются гораздо более обтекаемо: перевозка топлива не носит коммерческого характера, если происходит от случая к случаю, и в автомобиле имеются товары только для личного использования путешественников и их семей.

Во-вторых, некоторым образом соседи сделали нам «алаверды». Таможенники Польши напомнили, что, кроме «бензовозов», среди которых подавляющее большинство составляют поляки, на российско-польской границе полно и тех, кто стремится ввезти в Россию то, что имеет общее название «польских сосисок», предмета вечной головной боли владельцев наших магазинов и мясоперерабатывающих производств. И вот среди этой категории «путешественников» явно преобладают калининградцы. Пока официально не говорится о том, что «колбасовозы» будут усиленно досматриваться, тем более, что соседи разрешают вывозить своего продовольствия сколько хочешь, если общая стоимость не превышает 1 тысячу евро. Но напомнить о том, что наш родной Россельхознадзор категорически не приветствует провоз сырого мяса в любой упаковке и что польские таможенники имеют право и автомобильное кресло вскрыть, и дно раскрутить, а их ветслужбы могут продукты, которые везутся как попало и без документов, изъять и уничтожить, не забыли.

Чем эта борьба с бензинового-колбасным потоком закончится, пока неясно. По крайней мере, в Калининградской области она пока ни к чему не привела, хотя формально длится уже почти год. Да и поляки вроде как давно активно борются со своими топливными контрабандистами и тоже без особых успехов.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

1sept.jpgФорма от «Славы Юдашкина»
Идея вернуть школьную форму, кажется, все более приближается к советскому варианту. Тому, где дети были одеты в жутковатые коричневые платья и синие пиджаки с брюками. Очередной шаг к этому делает Госдума, где появилась рабочая группа, которая займется разработкой единых для всей России образцов.

Начал кампанию, как это часто бывает, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. В ноябре 2012 года он разослал письмо по регионам, где отмечал, что введение школьной формы убережет российских детей от болезней кожи, простуды и ряда других заболеваний, которые вызваны ношением некачественной и небезопасной одежды. Уже в марте 2013 года президент Владимир Путин поручил Правительству РФ подготовить законодательную базу для введения школьной формы в государственных общеобразовательных учебных заведениях. Разработать предложения нужно к 1 июня.

Через месяц депутат Ольга Тимофеева из фракции «Единая Россия» внесла в Госдуму соответствующий законопроект. Ее версия триумфального возвращения школьной формы была довольно щадящей. «Мы вносим поправки в закон „Об образовании“, которые повсеместно вводят школьную форму. Но это не „обязаловка“, как было раньше. Мы даем возможность регионам устанавливать единые требования к одежде учащихся с учетом местной специфики, пожеланий школ, школьников и их родителей», — говорила депутат.

Не прошло и двух недель, как выяснилось, что свобода выбора для России — штука не по размеру. Как рассказала «Известиям» член комитета по образованию Ирина Мануйлова («Единая Россия»), «регионы оказались не готовы принять полномочия». По ее словам, они опасаются, что местные жители негативно отнесутся к школьной форме, и хотят, чтобы внешний вид ученика был прописан в федеральном законе. На чем основаны такие выводы — совершенно непонятно, поскольку, согласно довольно свежему опросу ВЦИОМ, почти 80% россиян введение школьной формы вполне себе одобряют.

Пока члены депутатской рабочей группы, которая будет формулировать требования к одежде, намерены сохранить вариативность: жилет или пиджак для мальчиков, юбка или брюки для девочек, но до конца, судя по словам Мануйловой, еще не определились. Зато заявили, что «обувь и аксессуары с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение» в школе — явление неуместное.

Вышеупомянутая Ольга Тимофеева, меж тем, небезосновательно опасается, что четкие требования к школьной форме — прекрасный шанс для лоббистов. «Уже сейчас я вижу на заседании комитета по образованию представителей известных дизайнеров и слышу лоббирование определенных фабрик», — сообщила она. В этой связи забавно, что месяц назад Дом моды Славы Зайцева уже подсуетился и представил свой вариант школьной формы, стоимость комплекта — от 3 до 3,5 тыс рублей. Как мама 10-летнего мальчика, в школе которого, к счастью, требования к форме довольно щадящие и ограничиваются цветовой гаммой, могу сказать, что можно купить качественный комплект брюки-жилет-рубашка-галстук минимум на треть дешевле. При этом знаю, что многие родители не могут себе позволить и такого, по крайней мере, в других учебных заведениях. Однако тема того, как малоимущие родители станут покупать «всеобщую» школьную форму а-ля «какой-нибудь кутюрье», так и остается нераскрытой.

При этом в самой идее нет ничего зазорного. Форма дисциплинирует, сглаживает социальные различия, наконец, это просто эстетично (если исключить все те же советские коричневые платья). Есть лишь сомнения в том, что утвержденный Госдумой вариант будет действительно самым оптимальным. По крайней мере, их вызывает история с «переодеванием» российской армии в форму «от Юдашкина», которая, как выяснилось позже, к Юдашкину имеет весьма отдаленное отношение.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

Фото — из архива «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости


Свои люди в облдуме

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, зачем бизнесмены на самом деле идут в депутаты.