Кибитки в городе и футбольная боль


Важные события среды: перевозчики настаивают, что горожане сначала должны оплачивать покупку новых автобусов, а потом ездить на них, пока те не развалятся; а поклонники футбола вдруг поняли, что фестиваль болельщиков к ЧМ-2014 организуется для кого угодно, только не для болельщиков. 

marsh_6.jpg Кибитки в городе
Глава транспортной комиссии горсовета Сергей Донских вновь выступил с предложениями, которые не оставляют шанса о них не написать. Как известно, он не просто депутат и руководитель комиссии, но еще и директор автотранспортной компании «Балтавтолайн». Возможно, последнее обстоятельство объясняет многие его инициативы; да и избрали его на нынешний пост потому, что он «знает предмет». Так, по крайне мере, в свое время объяснял это на тот момент председатель горсовета Александр Пятикоп.

Сегодня, к примеру, стало известно, что Донских настаивает на том, чтобы перевозчики меняли автобусы через 15 лет эксплуатации, а договоры с ними заключались на 10 лет, а не на 5, как сейчас. По поводу продления сроков договоров спорить с ним никто не стал (дело происходило на заседании соответствующей рабочей группы с участием депутатов, представителей мэрии и автоперевозчиков). Хотя опоздавший руководитель комитета городского хозяйства горадминистрации Сергей Мельников позже упоминал о цифре в 5–7 лет, но все благополучно промолчали, а в итоговое решение попала цифра 10. Надо думать, все споры еще впереди.

Касается это и предложения эксплуатировать автобус не меньше 15 лет. По мнению Сергея Донских, технические характеристики многих марок автобусов таковы, что «10 лет эксплуатации — это нормально» и что «у них достаточно большой запас прочности». При этом другие автоперевозчики против такого порога серьезно возражали: директор муниципального «Калининград-ГорТранса» Анатолий Мухомор заявил, что уже через 5 лет некоторые автобусы никуда не годятся, а «7 лет — это максимум». Руководитель ООО «Маршрутное такси» Валерий Скиба поделился собственным печальным опытом: его компания приобрела отечественные микроавтобусы, о чем пожалела уже через год. По его мнению, через 15 лет от автобуса «останется только кибитка».

Тем не менее, предложение Донских, который вел заседание, записано в качестве решения рабочей группы. Позже в интервью журналистам он попытался оправдаться, что это решение не окончательное и будет еще обсуждаться в горадминистрации и в Саморегулируемой организации автоперевозчиков. Возможно, СРО поможет выработать рекомендации, по которым срок эксплуатации будет плавающим — в зависимости от марки и модели автобуса: трудно не согласиться с тем, что дети отечественного автопрома отдают концы гораздо раньше своих зарубежных сверстников. За эту идею выступил Скиба; Донских с ней, впрочем, категорически не согласился.

Данная дискуссия — продолжение темы, поднятой горвластями более года назад. Они пообещали в преддверии ЧМ-2018 на 100% обновить общественный транспорт, заявив, что это будет главным условием для автоперевозчиков, которые примут участие в конкурсе на обслуживание новой маршрутной сети. Мол — не справятся, эту нишу благополучно займет муниципальный транспорт. Есть ли шанс у мэрии исполнить эту угрозу?

Наверное, стоит напомнить, что срок действия нынешних контрактов с автотранспортными компаниями истекает в марте 2015 года. По идее, именно тогда должен состояться конкурс на обслуживание новой маршрутной сети; но сама маршрутная сесть к тому времени сформирована не будет. Этим (в том числе) совсем недавно занялась компания из Санкт-Петербурга, которая выиграла тендер на разработку Комплексной схемы развития пассажирского транспорта, за что получит 22,8 млн рублей (изначально контракт оценивался в 26 млн рублей). Свою работу она завершит летом 2015 года, поэтому, как сообщил журналистам в среду Сергей Донских, ныне действующие контракты решено продлить до 2016 года.

Предполагается, что сегодняшние инициативы, если их удастся протащить, войдут в положение о новом конкурсе. Согласно условиям предыдущего, перевозчики должны были ежегодно менять 10% автопарка; таким образом за 5 лет он должен был обновиться наполовину. Однако даже руководитель транспортной комиссии горсовета признает, что этого не произошло, и «обновление подвижного состава совершенно незначительное, может быть, в целом процентов 10».

Объясняется это сложным экономическим положением перевозчиков. Как заявлял раньше депутат и гражданин Донских, автопарк в Калининграде полностью обновится в двух случаях: либо если будет субсидия из городского бюджета, либо в случае повышения тарифа; то есть оплатить счастье ездить в чистых и современных автобусах должны сами горожане (коллеги-перевозчики с ним, надо сказать, полностью согласны). Причем гарантий того, что автотранспортные компании будут исполнять условия новых контрактов, на самом деле нет никаких, что прекрасно доказывает ситуация с нынешними неисполнениями: ни одного случая расторжения контрактов с перевозчиками по этой причине история Калининграда не знает. Но даже если случится чудо и договоренности будут соблюдены, то к 15-му году своей жизни каждый новый автобус все равно превратится в кибитку. Право, у пассажиров калининградского общественного транспорта просто блестящее будущее.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

football_5.jpg Футбольная боль
Сегодня стало понятно, что фестиваль болельщиков к ЧМ-2014 года будет организован для кого угодно, только не для самих болельщиков. По крайней мере, в этом уверены представители всевозможных объединений поклонников футбола.

О том, что согласия меж товарищами нет, красноречиво говорит хотя бы тот факт, что собрались стороны сегодня впервые. Причем сами болельщики уверяют, что к барьеру дирекцию и агентство по подготовке к мундиалю-2018 позвали именно они.

Чтобы читатель окончательно не запутался, надо бы пояснить, что ради проведения больших футбольных праздников власти много чего понасоздавали. Во-первых, Организационный комитет — совещательный орган при правительстве области, возглавляемый лично губернатором (который, по словам президента Клуба болельщиков ФК «Балтика» Владимира Соколова, который входит в состав комитета, со дня создания не собирался ни разу). Во-вторых — Агентство по подготовке к ЧМ-2018. И уже само агентство вместе с городом Калининградом разродилось еще и автономной некоммерческой организацией под названием «Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018».

Как пояснила и.о. руководителя Агентства Залина Ибрагимова, необходимость родить НКО возникла оттого, что она и ее подчиненные (всего 7 человек, трое из которых занимают «технические должности») осуществляют только «чиновничью работу». А уже непосредственной организацией мероприятий, в том числе и фестиваля болельщиков к ЧМ-2014, занимается именно дирекция.

Словом, понаплодили столько ответственных, что понять, кто за что теперь отвечает — марафон не для слабонервных. И это, как говорится, претензия болельщиков номер раз. Смысл второй можно для краткости свести к следующему: при подготовке футбольного праздника, который должен стартовать меньше чем через месяц, учли чьи угодно требования. Только у самих любителей футбола забыли спросить, чего им надо.

И дело не только в пресловутом запрете на продажу алкоголя, и не в том, что с помощью бывалых болельщиков можно было бы и количество реально готовых прийти на матчи зрителей подкорректировать (причем, судя по всему, раза в два). Само наполнение фестиваля тоже звучит для них не слишком увлекательно — ни группа «Звери» их не прельщает (странно, правда?), ни перспектива поиграть перед началом трансляции в настольный футбол («Хоть бы по мини-футболу турнир провели», — принялась вздыхать потенциальная аудитория Ромы «Зверя»). Соколова, помимо прочего, сильно опечалило отсутствие времени на простое человеческое общение перед тем, как дружно уткнуться в большой (6 на 10 метров!) экран. От перспективы стоять часами, спрессованными, как кильки в бочке («2 человека на 1,5 квадратных метра»), вредные болельщики тоже отчего-то оказались не в восторге. 3 рамки, через которые планируется запускать народ на стадион, даже на матчах «Балтики» явно не справляются, приводя к заторам и разливам над толпой отборной русской брани. Список можно продолжать и продолжать.

Если грубо и своими словами, то все претензии будущих зрителей отбивались следующими аргументами: вас заранее пусти, да с алкоголем, все перепьетесь — и ой, что будет; организаторы действуют в соответствии со строгими требованиями ФИФА и федерального законодательства. И вообще — вход бесплатный, так что потягивайте себе «колу» и радуйтесь. Руководители клубов болельщиков в ответ попросили пригласительные в «ВИП-зону», (разумеется, только чтобы убедиться, что и там коньяк наливать не станут). В общем, плодотворный вышел диалог.

Но самый главный вопрос, который безуспешно пытались задать болельщики — а за чей счет гуляем, и почем, собственно, банкет? Ответа на него они не услышали ни от дирекции, ни от агентства. Так что словосочетание «разгул коррупции» после встречи разносилось над печально склоненными головами председателей и членов разных клубов довольно отчетливо. «Говорят, что выделили по 29 миллионов город и область. Но это слухи, ими пользоваться нельзя», — шепнул журналистам на ухо Владимир Соколов.

Координатор по фан-зоне и работе с болельщиками исполнительной дирекции Вадим Пштыка на прямой вопрос о финансировании, потупившись, заявил, что не в курсе (то есть непосредственный организатор мероприятий не в знает, на какую сумму он может рассчитывать). Свеженазначенный на должность главы департамента пиара и маркетинга дирекции политтехнолог Анатолий Ромашко посоветовал обратиться к Залине Ибрагимовой. Сама Ибрагимова покинула встречу через 10 минут после ее начала. Словом, футболили (пардон за каламбур) журналистов и болельщиков все по кругу и с наслаждением.

Чтобы сдернуть завесу тайны над этим Мадридским двором, пришлось обратиться в пресс-службу правительства. Эффект совершенно тот же. Руководителя пресс-службы Ларису Полякову, по ее словам, в агентстве попросили «подождать недельку». В итоге журналисты отправились строчить официальные запросы, на которые к началу фестиваля, может, кто и ответит.

В общем, опять «на ура» сработали власти, подключая широкие массы к очередной организационной работе. Цена пресловутому общественному контролю тоже вышла ломаный грош. И нечего потом делать возмущенную мину в ответ на слухи о том, что кто-то чего-то где-то украл и поделил. И нечего удивляться, если на фестиваль и правда придут 1,5 человека, как уже случалось, и не спасут ни «Звери», ни бесплатный вход. Впрочем, чего болельщики возмущаются? Не для них же все организовано, в самом деле! 

Алла СУМАРОКОВА, корреспондент 

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.