Путешествие ко дну, езда с препятствиями и конец трамвая


Важные события вторника: калининградский губернатор Николай Цуканов продолжает опускаться в рейтинге эффективности глав регионов, несмотря на массированную пиар-кампанию в самый зной; ДТП, в котором водитель «БМВ» сбил 11-летнюю велосипедистку на «зебре», разделило автомобилистов и пешеходов; а стремление поддержать отечественного производителя калининградскому трамваю не оставляет шансов.

cukanov_114.jpg Путешествие ко дну
Губернатор Калининградской области продолжает плавно опускаться на дно рейтинга эффективности глав субъектов федерации, составляемого Фондом развития гражданского общества, рассматриваемого многими как продукт кремлёвской внутренней политики. В очередном рейтинге, опубликованном в ночь с понедельника на вторник, Николай Цуканов вновь потерял позиции. Интегральный показатель эффективности, высчитываемый в баллах, составляет у него сейчас 55, месяцем ранее он равнялся 60. В результате, сейчас Цуканов делит 71-75 места с четырьмя другими губернаторами, в июне он находился на 65-69 местах, так же разделяя их со своими коллегами.

Кардинальным отличием новой версии рейтинга от предыдущих стала электоральная составляющая. Губернаторов начали оценивать, в том числе, и по тому, насколько свободно проходит подготовка к выборам, которые пройдут в середине сентября во многих регионах. Нас это касается не особо — выбирать в Калининградской области будут лишь органы местного самоуправления, основные выборные баталии случатся в 2015-2016 годах. Зато других губернаторов — вполне.

При этом в ФоРГО оказались люди не без юмора: понижающий коэффициент они назвали КОЛ, аббревиатурой от главных составляющих честных выборов: конкурентности, открытости и легитимности. На этот КОЛ посадили, к примеру, глав Липецкой и Нижегородской областей, за проблемы, которые случились у оппозиционных кандидатов. Да и вроде как сам представляющий либеральное крыло кировский губернатор Никита Белых поплатился 10 баллами за проблемы, которые случились у кандидатов-коммунистов.

Николай же Цуканов, хоть и не был наказан за выборные огрехи (которых нет так же, как нет и какой-либо видимой подготовки политических партий к осенним выборам), всё же продолжает планомерное движение к границе своей группы глав регионов со средним рейтингом. От того, чтобы оказаться в «группе смерти», как ласково определяет её «официальный публикатор» рейтинга, федеральная газета «Известия», Цуканова отделяют всего лишь каких-то три места и пять баллов. Ровно столько же, сколько он потерял за последний месяц.

Собственно, именно стремлением удержаться от этого плавного скатывания и можно объяснить невероятную PR-активность Николая Цуканова в последние недели. Губернатор участвует во всём, в чём только можно — по ночам ловит рыбу на траулере, 

катается на комбайне

, поёт с балтартековцами под гитару, посещает по 4 муниципалитета за неделю. График его поездок с неизменной вереницей семенящих следом журналистов изданий, трудящихся по госконтракту и живописующих свершения губернатора за бюджетные деньги, плотен настолько, что невольно задумываешься — а работает-то он когда? 

При этом все эти подвиги глава региона совершает сугубо в период, когда столбик термометра уполз за тридцатиградусную отметку, и жители региона мечтают только лишь о том, чтобы по пробкам добраться до моря, лечь в него и отмокать. А уж до этих авгиевых конюшен и прочих подвигов героического чиновника им совершенно как до лампочки. 

Губернатор, а точнее — те, кто составляет ему эту гипернасыщенную программу помещения первого лица в новостные выпуски, явно спешат, если не сказать больше — паникуют. Источники в правительстве намекают, что если раньше условный дедлайн принятия в условном Кремле решения о допуске Николая Цуканова на второй срок находился примерно в феврале 2015 года, то теперь эта отметка передвинулась куда ближе, на сентябрь-октябрь.

Отсутствие каких-либо серьёзных прорывов и достижений за четыре года работы губернатором Николая Цуканова, неопределённость по поводу судьбы матчей Чемпионата мира по футболу после последних заявлений Виталия Мутко, печальные макроэкономические показатели, абсурдные заявления вроде того, 

про молодых прокачанных украинцев

, едущих в Калининград устраивать Майдан — всё это вряд ли смогут компенсировать бесконечные ура-благостные репортажи на телевизионных каналах и бравурные передовицы в газетах. Несмотря на видимость выборов, решение о том, кто будет следующим губернатором Калининградской области принимают вовсе не избиратели и телезрители, они, скорее, его подтверждают. А сотрудников администрации президента страны, где, собственно, и пишется черновик рейтинга ФоРГО, губернатор, скачущий с борта траулера в кабину комбайна, способен разве что рассмешить, но точно не убедить в своей эффективности.

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор

pesh_6.jpg Езда с препятствиями
Эту историю с субботы обсуждают интернет-пользователи и комментаторы разных порталов. Участники форума «Нового Калининграда.Ru» «ДТП глазами очевидца», вместо того, чтобы традиционно выкладывать информацию об авариях, уже третий день спорят об этой ситуации.

Речь о ДТП, которое произошло на улице Куйбышева в Калининграде в пятницу около 20:00. Как следует из официальной информации пресс-службы УМВД, автомобиль «БМВ» седьмой модели на высокой скорости сбил 11-летнюю девочку, ехавшую на велосипеде. Ребенок получил тяжелые травмы и был доставлен в реанимацию. По предварительным данным, водитель и девушка, находившаяся в салоне иномарки, сбежали с места ДТП, бросив машину. Рядом с поврежденным транспортным средством остался только второй пассажир.

Сотрудники ГИБДД установили личность молодого человека, находившегося за рулем автомобиля. 28-летний житель областного центра позже явился в отдел полиции с повинной. По данным полицейских, автомобиль «БМВ» 7-й серии, 2008 года выпуска мужчина приобрел за два дня до дорожно-транспортного происшествия. От прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения водитель иномарки отказался.

Позже в сети появились фотографии автомобиля с красивыми номерами, пошли разговоры о том, что 28-летний мужчина — сын некоего бизнесмена. А затем очевидцы разместили видео с регистратора, зафиксировавшее сам момент аварии.

На записи чётко видно, что по переходу уже шли пешеходы, и водитель, по всей видимости, пытался «проскочить», чтобы их не задеть. Неожиданно для него на переход с другой стороны на небольшой скорости выехала девочка на велосипеде, и автомобиль даже не затормозил.

Именно появление видео вызвало новую волну обсуждения. Автомобильно-пешеходное сообщество разделилось: автомобилисты со стажем стали утверждать чуть ли не то, что в действиях водителя «БМВ» не было никакой вины. И что он не притормозил перед переходом, потому что не видел на своей стороне пешеходов, а правилами это, мол, не запрещено. Но больше всего от «диванных воителей»-комментаторов досталось 11-летней девочке и ее родителям. Автомобилисты указывали на то, что ребенок не имел права ехать по пешеходному переходу, и что в этом виноваты родители.

Ссылки на то, что автомобиль изначально является средством повышенной опасности, и нет ничего ценнее человеческой жизни, вызывали новые витки обсуждения и споров о том, что некоторые пешеходы и велосипедисты сами бросаются под колеса, а автомобилисты ничем не хуже остальных участников движения, и пешеходы должны думать о себе сами.

Без сомнений, наверное, так оно и есть. Жизнь пешехода зависит не в последнюю очередь от его отношения к ситуации на дороге. Но если уверенный в своей правоте пешеход вступит на «зебру» перед несущимся автомобилем, он просто умрет с мыслью о том, что был прав. А автомобилист останется жив. И после колонии-поселения (в лучшем случае) продолжит тихо-мирно жить, рожать детей и ездить отдыхать в теплые края.

Конечно, здравое зерно в форумских диспутах есть — наверное, давно пора штрафовать пешеходов, доставлять их в отделение, составлять на них протоколы, чтобы они хоть как-то осознали, какую опасность несут не только себе, но и окружающим. Необходимо как-то выжечь на лбу у родителей, покупающих ребенку велосипед, правило: нельзя ехать по переходу на велосипеде, надо спешиться и катить его рядом.

Но даже эти рациональные зерна никоим образом не оправдывают героев дискуссий, уверенных в невиновности водителя «бумера», который не только не притормозил перед переходом (ведь скорость всегда можно набрать и после), не только сбил ребенка, но и покинул место ДТП. Складывается ощущение, что те, кто так считает, сами завтра проедут запросто по пешеходу, идущему вне «зебры», только потому, что они будут уверены в своей невиновности по Правилам дорожного движения. А человеческая жизнь? Кому интересна человеческая жизнь, если ты сильно торопишься ехать? Кому интересно, что у пешехода могут быть дети или родители, любимые девушки или парни, свои планы на жизнь и прочие мечты?

Во вторник стало известно, что пострадавшую в ДТП девочку уже перевели из реанимации в другое отделение. Это значит, что есть надежда, что она не получила серьезных травм. Материалы против водителя направили в следственный отдел полиции. Будет ли в итоге возбуждено уголовное дело, пока неизвестно. Но по переходам после всего этого ходить реально становится страшно. Потому что хватает в нашем городе людей, уверенных в том, что водитель имеет право давить пешеходов.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

tram_17.jpg Конец трамвая
Калининграду, похоже, придется распрощаться не только с новыми польскими трамваями, но и с планами по закупке этих транспортных средств вообще. По крайней мере, в тех объемах, которые озвучивались ранее.

Сегодня получила продолжение история с запретом на покупку госструктурами и муниципалитетами импортной техники. В частности, «Известия» сообщили, что в список попали 66 ее видов. В том числе — автобусы и трамваи. Депутат от Калининградской области, член комитета Госдумы по транспорту Андрей Колесник пояснил изданию, что меры направлены в первую очередь на поддержку отечественного производителя. «У нас непростые отношения с Западом, мы не можем предугадать, какие санкции могут последовать в следующий раз и как это отразится на нашей экономике и жизни общества», — приводит газета цитату Колесника.

Кому, как не ему, знать о проблемах, которые испытает родной Калининград в связи со стремлениями защитить производителя и заодно подстелить соломки? Пусть даже депутат и не пользуется общественным транспортом. Но Колесник предпочел повторить то, что ранее говорил премьер Дмитрий Медведев, две недели назад подписавший документ: мол, на закупку техники выделяются колоссальные средства, и пусть они останутся дома.

Ну, не всегда совсем уж дома, поскольку в странах, слившихся с РФ в Таможенном союзе, технику приобретать все же разрешено. Однако и в Белоруссии купить новый трамвай не получится, поскольку задуманный с минчанами проект умер в зародыше: новые вагоны предполагалось устанавливать на калининградскую узкую колесную базу, бывшую в употреблении, но потом, по словам мэра Александра Ярошука, белорусское предприятие, с которым была предварительная договоренность, приобрели иностранцы и признали планы нерентабельными.

Проводили переговоры городские власти и с хорватами, и с чехами, потому что 60 млн рублей, отданные два года назад за польский «Свинг», с нестихаемой энергией продолжали будоражить умы критически настроенных калининградцев. И чехи вроде даже должны были к осени подготовить свой проект — дешевый и приспособленный под наши условия. Но не срослось. Российские производители даже не брались в расчет, и причина, в общем-то, на поверхности. Некоторые калининградские автоперевозчики периодически храбро покупают отечественную продукцию, как поступило не так давно ООО «Маршрутное такси», в итоге, по словам его директора Валерия Скибы, «микрики» эти развалились через год.

Аналогичный опыт есть и у «КалининградГор-Транса», однако стремление поддержать «своего» производителя не оставляет ему шансов. Либо горвластям придется избавлять предприятие от статуса муниципального: частники пока вольны покупать машины у кого угодно, хоть у инопланетян — даже те, кто обслуживает муниципальные маршруты. Хотя, конечно, трудно представить частника, который найдет 60 млн хотя бы на один новый трамвай — не говоря уже о запланированных 35.

Впрочем, председатель транспортной комиссии горсовета и заодно директор «Балтавтолайна» Сергей Донских не уверен, что это счастье надолго. «Конкурс среди перевозчиков в Калининграде будет дай Бог где-то года через полтора. Что через полтора года случится у нас в России, вы сами понимаете, в условиях такой непонятной политики никто спрогнозировать не может», — заявил он. Добавив, впрочем, что те же «Скании» выпускаются под Санкт-Петербургом, а это позволяет покупать их, несмотря на зарубежные «корни». Так что у калининградского трамвая, в принципе, есть еще шанс на обновление, но он еще более призрачен, чем надежда пересадить чиновников на российские авто. Ибо рассчитывать на приход той же польской «Pesa» в РФ глупо и смешно. Ну, а в итоге получается, что конец трамвая как вида общественного транспорта в областном центре близок, как никогда.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.