Обратная сторона суда и «Россельхозжорка» против


Ключевые события пятницы: судьба многострадального променада в Зеленоградске, остающаяся головной болью для региональных властей и строителей объекта, неожиданно раскрывается с новой стороны; а калининградцы «ломанулись» за продуктами к соседям, но у властей исчерпаны еще не все сюрпризы.

zelenogradsk_4.jpg Обратная сторона суда
Тяжелые, по словам главы Калининградской области Николая Цуканова, суды с подрядчиком променада в Зеленоградске, пока идут без успехов для регионального правительства. Так, калининградский арбитраж посчитал возможным отказать областным властям, которые требовали неустойку от строителей более чем в 105 миллионов рублей за просрочку контракта. Об этом говорится в официальном ответе пресс-службы на запрос редакции «Нового Калининграда. Ru».

Однако в документе не упоминается о том, что суд удовлетворил требования компании, строившей променад, о взыскании с правительства области дополнительных расходов в 19,8 млн. Разумеется, чиновники подали апелляцию в суд высшей инстанции, но заседание пока не состоялось. А из решения местного суда стало известно еще несколько любопытных подробностей.

Так, выяснилось, что задержка строительства, которая неоднократно вменялась в вину компании-застройщику, произошла еще и из-за того, что «Балтберегозащита» предоставила весь комплект документов лишь за 2 месяца до того, как променад должен был быть сдан по контракту — планировалось открыть его в декабре 2011 года. На момент передачи бумаг погода была неблагоприятной для строительства, и его пришлось перенести.

Кроме того, стало известно, что подрядчик производил дополнительные работы, необходимые для возведения объекта, но не предусмотренные проектом, разработанным при заключении контракта. Общая сумма доработок составила вышеупомянутые 19,8 миллионов рублей. Только правительство, которое согласовывало проведение не оговоренных контрактом работ, в 2013-м году никак не ответило на требования подрядчика оплатить не указанные в соглашении расходы, попросту не ответив на претензию строителей.

Разумеется, строительный брак, допущенный строителями и неоднократно ими же устранявшийся, — налицо. Но подрядчик «Мостострой № 6» ранее уже заявлял, что не считает для себя возможным комментировать качество проектной документации, и отмечал, что все работы, в том числе и выбор материалов, проводились в соответствии с техническим заданием строительного проекта.

К слову, специалисты утверждают, что именно в документации, переданной подрядчику, были допущены ошибки, которые привели к скрытому браку, из-за которого променад начал разрушаться практически сразу после открытия. Впрочем, проект прошел госэкспертизу, а значит, компетентные специалисты посчитали, что техзадание соответствует необходимым нормам.

Что интересно, в Питере, где находится главный офис компании «Мостострой № 6», этот застройщик находится на хорошем счету — об этом рассказывал губернатор Николай Цуканов, назвавший фирму «помойкой» и призвавший не пускать эту компанию в Калининградскую область. Потому что еще два объекта ФЦП, которыми она занимается в регионе — обход в Советске и очистные в Калининграде — также отстают от сроков, прописанных в контракте. В срыве снова обвиняют застройщика. Но, учитывая судебный прецедент, ситуация уже не кажется столь однозначной.

Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, корреспондент

gdansk_2.jpg «Россельхозжорка» против
Сегодня стало известно, что с тех пор, как Россия ввела эмбарго на ввоз продуктов питания из стран Запада, работы у пограничников стало намного больше. Речь, в частности, о тех, что охраняют рубежи на границе с Польшей.

«Только с последней субботы до понедельника российско-польскую границу пересекло свыше 19 тысяч автомобилей. Это на 10% больше, чем неделю назад. Уже почти каждый россиянин, возвращающийся из Польши, везет с собой продукты питания», — заявил польскому изданию «Metro» представитель Таможенной палаты в Ольштыне Рышард Худы. Поляки отмечают, что россияне всегда покупали и бытовую технику, и строительные материалы, и посещали косметические салоны с парикмахерскими, и обслуживали свои автомобили, но всегда наибольшее предпочтение отдавали продуктам питания, «потому что они на 40% дешевле, чем в России». Теперь это предпочтение стало еще более явным.

Другое издание, «Wiadomosci.onet.pl», добавляет, что за последнюю неделю границу с РФ пересекло около 83 легковых авто с российскими номерами против обычных 80 тыс; в среднем в каждой машине ехали по 4 человека — таким образом, число калининградцев, отправившихся в Польшу, превысило обычный уровень на 12 тысяч человек. Это при том, что поток грузовиков на пограничных переходах сократился за 7 дней на 8,5%. Россияне в Польше покупают молочные продукты, фрукты, овощи и, несмотря на запрет из-за АЧС, мясную продукцию.

Этот самый запрет наряду с курсовыми колебаниями какое-то время внушал соседям серьезные опасения, что программа малого приграничного передвижения в экономическом плане перестанет быть такой эффективной, как до этого. Но зря. Неделю назад российско-польскую границу в рамках МПП пересек 4-миллионный за 2014 год путешественник. В 2013 году 4 млн пересечений по МПП было зарегистрировано только к ноябрю. Что до эффективности — по оценкам польских таможенников, лишь за новогодние каникулы калининградцы потратили в соседней стране несколько десятков миллионов рублей (только чеков tax-free было предоставлено на сумму свыше одного миллиона злотых — около 11 млн рублей). В начале октября 2013 года говорилось о том, что россияне, в основном жители области, предъявили на границе с Польшей чеки tax-free на 70 млн злотых; Рышард Худы тогда отмечал, что в реальности россияне потратили в Польше в три раза больше. По сравнению с 2012 годом расходы калининградцев выросли в три раза уже тогда.

Покупательскую активность соотечественников отмечают и те, кто предпочитает путешествовать в сторону Литвы. Возможно, она не настолько чудовищна, как пишут порой в соцсетях, рассказывая о пустых полках литовских супермаркетов в минувшие выходные (на них должен был находиться пресловутый «пармезан»), но происходящее на польском направлении вполне допустимо экстраполировать на литовское. И, значит, соседский президент Даля Грибаускайте в своих ожиданиях, оказывается, не так уж и наивна.

Можно себе представить, что будет происходить в дальнейшем, с ростом цен на продукты в Калининградской области, неминуемость которого уже не отрицается даже самыми отъявленными сторонниками «существующего курса». Как бы кто ни старался, экономика все равно кладет политику на лопатки. Ну разве что в дело вступят «Роспотреб», «Россельхоз» и прочие надзоры. Вот сегодня регональное управление последнего сообщило о том, что обнаружило в персиках, которые вез в своем багаже в Калининградскую область некий литовец, знаменитую восточную плодожорку. Фрукты мужчине ввозить запретили.

А мало ли какую «жорку» можно найти в сметане или плавленом сырке. Опасение, что этот замечательный способ ограничивать в аппетитах путешествующее население будет-таки взят повсеместно на карандаш, становится перед нами во весь свой громадный рост. По-другому удерживать деньги в стране не научены.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.