Вечерний @Калининград: нападение трёхглазой змеи и инкубатор без яиц


Важные события четверга: Калининград обрёл официальную символику к Чемпионату мира по футболу, смотреть на которую равнодушно нельзя; регион получил федеральную поддержку на создание бизнес-инкубатора, от размера которой на глаза наворачиваются слёзы.

10032016_1.jpg

Нападение трёхглазой змеи

В четверг города-организаторы Чемпионата мира по футболу 2018 года получили свою собственную символику к мундиалю. 11 городов — 11 картинок, в центре каждой из них главная местная достопримечательность, рядом с ней — стилизованный мяч, основной логотип футбольного первенства.

Мяч, по задумке авторов, пролетает так стремительно, что оставляет за собой ярко-красный след. Отчего вся конструкция, учитывая раскраску мяча, очень напоминает то ли трёхглазую змею, то ли мифического дракона, то ли песчаного червя-убийцу из старого, но оттого не менее хорошего фильма «Дюна».

На московской картинке змея, естественно, летит к Спасской башне Кремля, на казанской — к соборной мечети Кул Шариф, на питерской грозит нанизаться на шпиль Адмиралтейства. У Сочи главная достопримечательность нерукотворная, Кавказские горы, у Самары — прямо наоборот, ракета-носитель «Союз».

Как отмечает ТАСС, символика городов направлена в первую очередь на повышение туристической привлекательности России. «Задача — повысить туристическую привлекательность России, рассказать о ее городах и уникальных местах с помощью визуальных образов, показать их неповторимую красоту и связь с историей и традициями. Мы уверены, что впечатления болельщиков из России и других стран от городов-организаторов ЧМ-2018 будут такими же яркими, какой является эта символика», — приводит агентство слова гендиректора оргкомитета «Россия-2018» Дмитрия Сорокина.

Калининград, по идее дизайнеров (стилистику чемпионата, кстати, разрабатывает португальское агентство Brandia Central), должен производить яркие впечатления Кафедральным собором, башней Рыбной деревни, танцующим лесом на Куршской косе, неким не очень идентифицируемым кораблём, вероятно символизирующим Музей Мирового океана, а также морем. Из волн которого несколько страдальчески вздымают к небу руки пять красных человечков и один синий. Что довольно логично — море у нас холодное.

В целом картинка с зависшим над шпилем Кафедрального собора трёхглазым монстром выглядит несколько шокирующе. Однако нельзя поспорить с тем, что всё это выглядит ярко и уж точно запоминается и производит довольно сильное впечатление. Кстати, основной логотип, несмотря на свой причудливый вид, получил высокую оценку даже в известной своими высокими требованиями ко всему «Студии Артемия Лебедева». «Реально очень хороший логотип. Космос и хохлома очень уместно и красиво сплетены. Немного, может, переборщили с ромбовидными звездами, но в этом жанре это не минус. В отличие от бразильского, с нашим логотипом майки и сумки будет не противно носить», — оценил работу португальцев в октябре 2014 года сам Артемий Лебедев.

Конечно, символика тут же стала предметом шуток разного качества в социальных сетях. Кто-то пририсовал туда грозящую изменить облик курортного Светлогорска махину строящегося, несмотря на протесты, апарт-отеля. Кто-то заменил Кафедральный собор Домом Советов, а мяч — автобусом «Балтавтолайна».

Без-имени-6.jpg

Шутки шутками, но с тем, что, кроме богатого и практически уничтоженного прошлого и попытки стилизовать под него новостройки вроде Рыбной деревни, ничего иного представить миру в качестве лица Калининграда мы пока что не можем. Как выглядит несомненно выдающийся, но всё же немного безликий музей Мирового океана, не смогли определить даже дизайнеры из Португалии. А остальное — ну не «Матерью-Россией» же завлекать туристов. Притом, что с определённой стороны она вовсе даже отец.

Зато на сей раз удалось обойтись без янтарной тематики. Которая в одинаковой степени навязла в зубах местных жителей и не несёт никакой ценности для внешнего мира. По крайней мере в этом местным «креативщикам», пихающим янтарь везде, где только можно и нельзя, у португальцев не мешало бы поучиться.

10032016_2.jpg

Инкубатор без яиц

Великое IT-будущее Калининградской области остаётся пока что именно будущим, и не очень-то конкретным. В четверг стали известны объемы федерального софинансирования для создания в регионах бизнес-инкубаторов. Общая сумма средств, выделяемых из бюджета государства постановлением за подписью премьер-министра Дмитрия Медведева, — 1,5 млрд рублей. Доля, которая отведена нам, больше похожа на насмешку: 1,16 млн рублей, или меньше одной десятой процента.

Лидеры по отвоёвыванию федеральных средств на бизнес-инкубаторы неизменны. Это Татарстан, который получит в 2016 году четверть миллиарда, что примерно в 224 раза больше, чем отведено Калининграду, и Новосибирская область — ей достанется 185 млн рублей. С другой стороны, нынешние миллион с небольшим рублей — это значительный прогресс. В 2015 году на создание бизнес-инкубатора в Калининградской области федеральный бюджет выделил ещё меньше — всего 782 тыс рублей.

С идеей пресловутого инкубатора, где яйца-стартапы превращались бы в ширококрылых птиц IT-индустрии, в правительстве, а также в учреждённой им корпорации развития области носятся довольно давно. Однако комментарии, которые удаётся получить по этой теме, так же невнятны, как и практические результаты работы. Инкубатор должен был, по оригинальной идее, разместиться в здании на улице Сержантская, где также находится сейчас офис корпорации развития. Впрочем, затащить туда кого-либо из предпринимателей, пусть даже и бесплатно, примерно так же сложно, как и инвестора. Здание находится в мрачном состоянии, помещения не видели ремонта со времён бурного строительства коммунизма, а приходящие к его дверям посетители сталкиваются с бодрым мужичком, катающим туда-сюда тачку с углём для тамошней котельной.

В минувшем году, комментируя «Новому Калининграду.Ru» жалкий объем средств, полученных областью на развитие бизнес-инкубатора, глава совета директоров корпорации развития Калининградской области Андрей Горохов фактически обвинил во всём правительство. Тогда он заявлял, что заявочную документацию готовили региональные власти, а у корпорации нет на это средств. И не только на это, а даже на то, чтобы рассчитаться за проектную документацию для реконструкции здания на Сержантской.

«Мы добиваемся, чтобы они (средства — прим. „Нового Калининграда.Ru“) появились двумя путями: или за счет областного бюджета, или за счет частного инвестора. Во втором случае часть помещений здания, где планируется бизнес-инкубатор, будет отдана этому инвестору в оплату его услуг. Отмечу, что в таких федеральных программах участвует не Корпорация, а регион. Как так получилось, какие документы предоставил регион — я за это отвечать не могу», — говорил тогда Горохов. Судя по происходящему с деньгами и инкубатором, особого прогресса не произошло.

Тут, конечно же, нельзя не вспомнить мегапланы по развитию IT-всего на свете, которые вынашивал губернатор Николай Цуканов сотоварищи всего лишь каких-то три года назад. Тогда вокруг него витали то ли ангелы, то ли демоны из Казани, порядком поднаторевшие в перетаскивании миллионов и миллиардов из федерального бюджета к себе домой. Стройки в Калининграде предполагались титанических масштабов. Создание так называемого IT-парка «Калининград» оценивалось в 4,5 млрд рублей, абсолютное большинство из которых корпорация развития области надеялась получить из федерального бюджета. Заявлялось, что IT-парк сможет разместить 300 инновационных предприятий, на которых будут работать 2,5 тысячи человек. К их услугам должны были быть построены здания бизнес-инкубаторов и учебного центра, 5-этажная парковка, 15-этажная гостиница и 10-этажный жилой дом. Только разработка документации оценивалась в 374,5 млн рублей, причём регион даже объявил торги на закупку услуг проектировщиков.

Советник губернатора Калининградской области Арсен Хуснудтинов, прибывший в регион из Казани, чтобы передать тамошний богатый опыт строительства IT-парков, в интервью главному редактору «Нового Калининграда.Ru» попытался побороть традиционный скепсис калининградцев в отношении масштабных проектов, рассказал, на что планируется потратить 4,5 млрд рублей, и объяснил, почему география так важна для развития IT-бизнеса.

К сожалению или к счастью, все эти славные IT-мечты так и остались мечтами. Никаких денег регион на создание такого вот технопарка не получил, заявка не прошла конкурсный отбор. И это неудивительно, потому что никто из апологетов счастливого IT-будущего не мог ответить на простой и понятный вопрос: с чего вдруг высокотехнологичный бизнес бросит всё и помчится именно в Калининград. Впечатление, что проект этот сугубо девелоперский и заинтересованы в этой IT-стройке сугубо строители, было полным. А некоторые участники процесса дополнительно укрепляли его; к примеру, советник губернатора Калининградской области Арсен Хуснудтинов, прибывший в регион в 2013 году из Казани, в интервью «Новому Калининграду.Ru» на вопрос о критериях эффективности использования бюджетных миллиардов ничтоже сумняшеся заявил: «Давайте сначала построим, потом будем эффективность проверять». Впрочем, растворился в пространстве этот эксперт примерно с такой же скоростью, с какой появился в окружении Николая Цуканова.

В общем, пока что калининградский бизнес-инкубатор сам нуждается в искусственном высиживании. Чтобы в нём появились высокотехнологичные яйца, местным идеологам развития IT-индустрии, кажется, порядком недостаёт… ну, скажем, компетенции.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото из архива редакции и Google Street View.

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.