Вечерний @Калининград: сложное слово «праймериз» и тормозной путь автокластера


Важные события среды: ситуация в преддверии внутрипартийных «выборов перед выборами» в Госдуму в Калининградской области становится всё забавнее, а «элиты» никак не могут прийти к консенсусу, несмотря на явные сигналы из центра; из «Автотора» доносятся интересные новости — позитивные в краткосрочной перспективе и неоднозначные — в долгосрочной.

8.jpg

Это сложное слово «праймериз»

Термин «праймериз», обозначающий «выборы перед выборами», определение наиболее достойного кандидата внутри политической партии, для местных единороссов весьма сложен. Англицизм в предыдущие выборные кампании благополучно превратился в среднерусское «праймеризы». Как показывают события последних недель, сложности у калининградских единороссов далеко не только с названием, но и с самой процедурой.

В среду стало известно, что ситуация с предварительным голосованием по определению кандидатов для выборов в Госдуму по одномандатному округу № 97 (так называемый «северный округ») становится всё более любопытной. Кроме нескольких малоизвестных граждан попасть в Госдуму, пройдя через процедуру праймериз, пытаются теперь уже три активных политика-единоросса. Действующему депутату Госдумы Андрею Колеснику противостоят депутат горсовета (и даже недолгое время трудившийся его председателем) Александр Пятикоп и, как стало известно сегодня, бывший вице-премьер правительства Николая Цуканова, известный строитель Евгений Морозов.

Эта конфигурация в самом деле очень забавна. В таком щепетильном вопросе, как избрание депутата Госдумы, как ни крути, последнее слово в нынешней политической ситуации остаётся за губернатором. Выдвижение и пред-предвыборная кампания Пятикопа в любом случае выглядит согласованной с «красным домом». По крайней мере, просто так по всему городу, на рекламных площадях, принадлежащих известной финансово-промышленной группе, лик депутата горсовета не появился бы.

Однако до момента появления на политической арене Евгения Морозова, вывод Пятикопа на праймериз выглядел более попыткой держать Андрея Колесника в тонусе, если применить интернет-сленг — слегка троллить его, не давая возможности расслабиться. Несомненно, все кандидаты равны и хороши, однако административный вес здесь не совсем равноценен. Морозов — другое дело, он персона, крайне приближённая к губернатору, причём во всех смыслах. Как административно, так и лично.

Правда, обстоятельства ухода Морозова из правительства как-то не очень украшают его как кандидата в Госдуму. Пожалуй, его увольнение с должности вице-премьера — самый громкий скандал, имеющий коррупционную составляющую, за все пять лет первого срока Николая Цуканова в губернаторском кресле. Это единственный чиновник подобного уровня, отставки которого требовал лично предыдущий прокурор Алексей Самсонов. Прокуратура заявляла о конфликте интересов в действиях Морозова в связи с его строительным бизнесом несколько раз, однако обращения Самсонова в правительстве фактически игнорировали.

В итоге прокуратура была вынуждена обратиться в суд, который признал нарушения как в первой, так и в апелляционной инстанции. Прокомментировать ситуацию толком ни Морозов, ни Цуканов так и не смогли, выглядели откровенно невыигрышно, и всё, что смогли сделать — спустить происходящее «на тормозах».

«Выдвижение господина Морозова — это, по сути, единственная реальная возможность губернатора Цуканова поддержать бизнесмена, близкого интересам первого лица региона, и одновременно финансово независимого кандидата в Государственную Думу, — заявил «Новому Калининграду.Ru» Илья Шуманов, замдиректора российского отделения антикоррупционной организации „Трансперенси Интернешнл“, принимавший непосредственное участие в изучении конфликта интересов Морозова. — Участие в избирательной кампании экс-вице-премьера Калининградской области, отметившегося в коррупционном скандале, вне зависимости от результатов праймериз, окажет влияние на весь ход кампании, поскольку губернатор будет вынужден отреагировать на его выдвижение. Открыто поддержать или проигнорировать. Без поддержки губернатора Морозов едва ли может рассчитывать на победу. В случае же поддержки Морозова губернатор покажет, что он приемлет кандидатов, разделяющих коррупционные практики. Это не останется незамеченным на федеральном уровне».

«По-моему, самым интересным в предстоящем выборном цикле в Калининградской области будет борьба внутри партии ЕР и итоги праймериз в Госдуму, а не сама кампания, — считает экс-вице-премьер регионального правительства, руководитель филиала Фонда развития гражданского общества Елена Волова. — Особенно по округу 97, где уже развивается борьба и Пятикоп делает критические заявления в адрес действующего депутата Госдумы Андрея Колесника, своего однопартийца. Появление кандидатом Евгения Морозова, человека, близкого к областному правительству, добавляет интриги. Сегодняшнее событие — отказ депутатов горсовета наградить Пятикопа медалью „За заслуги“ — показывает, что полного контроля над внутриполитической ситуацией у интересантов нет. Хотелось бы, чтобы внутриэлитного конфликта удалось избежать, тем более что на этот счёт есть настоятельные рекомендации федерального центра. На фоне ухудшения социального самочувствия населения это может сказаться на общем результате ЕР на выборах в области».

На федеральном уровне, тем временем, шлют вниз, в регион, фактически открытым текстом сигналы «ребята, успокойтесь». Как сообщила в среду газета «Коммерсант», первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин лично проинструктировал секретарей региональных отделений и руководителей оргкомитетов и призвал их забыть про элитные конфликты, чтобы не компрометировать партию и её основателя — президента Владимира Путина. «Идея конкурентности, открытости, легитимности принадлежит президенту и имеет прикладное значение на выборах», — приводит издание слова Володина.

Впрочем, слушал откровения первого замглавы администрации Путина никто иной, как сам Андрей Колесник, являющийся не только секретарём местного отделения «Единой России», но и субъектом высококонкурентной борьбы на праймериз 22 мая. Причём это для местных единороссов фактически первый опыт непредсказуемых праймериз.

В предыдущих попытках местных единороссов изобразить конкуренцию, в частности — на предварительном голосовании по выдвижению кандидата в губернаторы, результат был стопроцентно предсказуем, а иные, кроме правильного, кандидаты были лишь статистами. Настолько, что в последнем туре открыто желали победы Николаю Цуканову. Нынче всё иначе. Всё как в первый раз.

23032016_2.jpg

Тормозной путь автокластера

В среду на одном из ключевых, несмотря на сокращение производства, предприятий Калининградской области, «Автоторе», происходили достаточно интересные события. Как сугубо позитивные, так и не совсем однозначные. Позитивные — в краткосрочной перспективе, неоднозначные — в перспективе более длинной.

Во-первых, на предприятие прибыл занявший лишь два месяца назад пост президента KIA Motors Russia господин Йонг Гю Пак. Он подписал с руководством «Автотора» соглашение по стратегическому партнерству и развитию инвестиционного проекта с участием KIA Motors Corporation. Документ предусматривает продолжение производства, модернизацию технологических линий и углубление технологий.

«Стороны берут на себя обязательства по созданию новых рабочих мест, повышению добавленной стоимости конечной продукции, обеспечению других параметров, предусмотренных приоритетными задачами по развитию российской автомобильной промышленности, заявленными на высшем государственном уровне. Это соглашение означает одно: стоящие сегодня конвейеры продолжат свою работу, а у нашего предприятия и его сотрудников есть перспектива как минимум на 20 лет работы», — пояснил значение заключенного соглашения председатель совета директоров ООО «Автотор Холдинг» Валерий Горбунов.

Таким образом предприятие намерено частично компенсировать те сокращения производства (и рабочих мест), которые случились год назад, после ухода из России в целом и из Калининграда в частности американского концерна General Motors. Тогда речь шла о заморозке примерно половины производственных мощностей. Это негативно отразилось и на макроэкономических показателях Калининградской области. Вице-премьер регионального правительства Антон Алиханов связывал почти 10-процентный спад промпроизводства именно с прекращением сборки на «Автоторе» машин GM, а также — с действиями Белоруссии, которая конфисковала большие партии произведённой в регионе электроники. Что в итоге заставило часть производителей свернуть работу.

Другая новость, озвученная Горбуновым в среду, не так однозначно позитивна. Реализация амбициозного проекта строительства калининградского автомобильного кластера вновь переносится.

По словам руководства «Автотора», первый завод BMW появится в регионе не раньше 2019 года. Повлияли на этот перенос сразу несколько факторов, однако Горбунов чётко заявил: работы идут, проект не заморожен. «Сейчас я могу сказать, что исходя из условий экономических, санкционных, политических, это произойдет не раньше 2019 года. Но при этом проект не заморожен вовсе. Мы его не в том темпе, как бы нам хотелось, реализуем, но работа идет», — заявил Валерий Горбунов.

Впрочем, по сравнению с первоначальными планами запустить первый завод аж в 2016 году это, конечно, звучит не очень весело. С другой стороны, в минувшем году появилась информация о том, что в BMW вообще намерены отложить строительство на неопределённый срок. Руководство «Автотора» тогда поспешило объяснить такие данные «некорректным переводом» и заявило, что концерн перенес сроки строительства лишь на год. Однако истина, как это обычно бывает, оказалась где-то посередине.

Наиболее же интересным для региона вопросом остаётся то, какую часть от 67-миллиардного «пирога» субсидий на компенсацию таможенных платежей с 1 апреля сможет откусить автопредприятие. Ранее газета «Ведомости» называла цифру 40 млрд рублей. Валерий Горбунов в среду заявил, что существует «специальная считалка» и объем субсидий, на который будет претендовать «Автотор», зависит от объема произведённых автомобилей.

Однако если аппетиты «Автотора» схожи с тем, о чём писали федеральные журналисты, то малому и среднему бизнесу стоит начинать волноваться. Хотя он и так уже этим занят который месяц.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото из архива редакции.

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.