Вечерний @Калининград: блеск и нищета депутата и сети на грани нервного срыва


Важные события вторника: декларационная кампания депутатов горсовета Калининграда показала, кто из них самый богатый, а кто — самый бессовестный; утреннее погружение целых кварталов областной столицы во тьму вновь заставило задуматься о ветхости инфраструктуры.

17052016_1.jpg

Блеск и нищета депутата

О том, что управляют Калининградом не самые бедные люди, известно давно. Они подкрепляют это мнение яркими символами богатства — дорогими машинами, украшающими парковку мэрии, часами со стоимостью, равной неплохой квартире, и прочими нескромными способами. Однако о том, какова «стоимость» депутатов городского совета, детально стало известно лишь в этот вторник.

Ранее рядовые муниципальные депутаты не были обязаны декларировать свои доходы и имущество; эта обязанность была вменена им с нынешнего года. В предыдущие годы информацией о богатствах делились с согражданами лишь председатель горсовета Андрей Кропоткин и его первый заместитель Андрей Шумилин. Теперь же, в рамках кампании по ужесточению антикоррупционного законодательства, «вскрываться» пришлось всем.

Впрочем, депутаты в горсовете разные, и степень откровенности у них также оказалась различной. Нашлись такие, кто решил, вероятно, не скрывать вообще ничего. Доходы в сотню с лишним миллионов рублей каждый показали, к примеру, депутаты Сергей Коняев и Сергей Донских. Причём доходов последнего, 105,4 млн рублей, явно хватило бы на обновление автобусного парка его собственной компании, столь часто критикуемой за «рухлядь на колёсах». Пока что, правда, Донских предпочитает развешивать на стёклах пожилых автобусов свои предвыборные листовки, чем приводит в некоторое исступление пассажиров. Пять автомобилей депутата и бизнесмена довершают картину его богатства.

На третьем месте в рейтинге богачей из горсовета — человек известный и уважаемый, Олег Шкиль. В его активе всего два автомобиля «Мерседес G/500», своего рода визитные карточки, по которым можно определить, что по улицам города мчится именно Шкиль. Зато куда более обширен список его недвижимости — 13 квартир, 13 нежилых зданий, ещё 16 квартир и телемастерская — в собственности супруги депутата и бизнесмена.

Обнаружились среди депутатов и владельцы зарубежной недвижимости. Точнее — те, кто не постеснялся её вносить в свои декларации.

Так, к примеру, обладатель почётного четвёртого места по размеру дохода за минувший год, директор предприятия «Горсвет-Инвест» Олег Петросов наряду с домом и квартирой в России указал в декларации землю и дом в Испании, и квартиру в Латвии. В целом при доходе в размере 56,7 млн рублей, ничего удивительного в такой расточительности нет. Также маленькую, скромную 60-метровую квартиру в Испании задекларировал и Виталий Анучкин. А также подтвердил давно бродившие по городу слухи о принадлежности шикарного электромобиля «Тесла», регулярно запаркованного у здания мэрии. Другой вопрос — где Анучкин заряжает аккумуляторы своей «Теслы», пока что остаётся без ответа. При его доходах депутат и строитель мог бы, к примеру, построить в городе хотя бы одну станцию подзарядки, тем самым оказав поддержку в развитии экологичного автотранспорта. Но подобного рода меценатство в среде народных избранников нынче не в моде — всё в дом, всё в семью.

Руководители горсовета, Андрей Кропоткин и Андрей Шумилин ничего выдающегося по сравнению с предыдущим годом не задекларировали. Шумилин и Кропоткин, по официальным данным, заработали чуть больше, чем в прошлом году — 1,778 млн рублей (год назад — 1,690 млн) и 1,929 млн рублей (в 2014 году — 1,856 млн рублей) соответственно.

Однако куда интереснее декларации тех депутатов, кто, судя по показанным там доходам, балансировал в минувшем году на грани нищеты. Аутсайдеры рейтинга — депутаты Олег Мигунов и Сергей Максименков; их официальные доходы колеблются вокруг отметки в 200 тыс рублей за год.

Но круче всех оказался депутат Артур Ковалёв, который, если верить его декларации, умудрился прожить минувший год, зарабатывая в среднем 11 с небольшим тыс рублей в месяц.

При этом, как следует из декларации Ковалёва, этих денег не хватило ему даже на уплату транспортного налога на принадлежащие ему автомобили. Их у Ковалёва всего два, зато какие — «Bentley Continental GT» и «Porsche 911». По примерным подсчётам, сумма начисленного депутату транспортного налога на эти весьма недешёвые и крайне мощные автомобили превышает официальный годовой доход депутата на 4 тыс рублей.

Но намного важнее печальной судьбы выживающего на 11 тыс рублей в месяц владельца «Бентли» сама суть этой декларационной кампании. Формально процесс придания публичности доходам представителей власти должен повысить уровень их прозрачности и открытости, помешать коррупционным проявлениям и вообще сделать жизнь нашего общества чудней и краше. Но стоит ли ожидать, что правоохранительные органы начнут проверку с целью выяснить, как живётся депутату с «Бентли» на грани нищеты? Будут ли они изучать природу появления у слуг народа обширных автопарков и недвижимости, посредством которой можно в немалой степени решить проблему обеспечения населения доступным и комфортным жильём? Вряд ли.

К сожалению, новое требование, предъявленное законом к депутатам горсовета, привело лишь к одному — к обнажению того, насколько далеки они от народа и как мало волнует их этого народа мнение. В противном случае «нищие на „Бентли“» трижды подумали бы, прежде чем сдавать подобные декларации. Но безнаказанность порождает бесстыдство — и его нынче вокруг хоть отбавляй.

0NVV8878.jpg

Сети на грани нервного срыва

Во вторник утром часть Калининграда, лишь встретив рассвет, тут же вновь погрузилась во тьму. Восемь с половиной тысяч человек остались без электричества после того, как на подстанции «Южная» из строя вышел трансформатор весьма преклонного возраста. Ему в нынешнем году стукнуло 45 лет.

По данным специалистов «Янтарьэнерго», после выхода из строя в 5 часов утра трансформатора сработала аварийная защита. Отремонтировать оборудование прямо на месте оказалось невозможно, такие древние артефакты приводят в порядок лишь на заводе. В эксплуатацию пришлось вводить резервный трансформатор, сделать это удалось лишь к трём часам дня.

Кроме бытовых неудобств авария сказалась на транспортной ситуации — без электричества, что логично, на линии не смогли выйти троллейбусы и немногочисленные трамваи. Кроме собственно света в домах значительной части из восьми с лишним тысяч обитающих в районе локального блэкаута калининградцев не было горячей воды и газа. И, конечно же, окрестности подстанции оказались скованными жесточайшими пробками; к неработающим светофорам добавился проливной дождь, который традиционно подрубает и без того невеликие способности калининградских водителей вести себя на дорогах с остаточной степенью вменяемости.

Каждый подобный случай (а аварии в энергетической системе Калининграда и области далеко не редкость) вызывает вопросы по поводу общей надёжности сетевого хозяйства. 45-летние трансформаторы вряд ли способны выдержать высокую нагрузку.

И о том, в каком состоянии на самом деле находится энергосистема региона, мы узнаём лишь косвенно, когда что-то ломается; сколько подобных трансформаторов в городе и за его пределами всего, знают, вероятно, лишь специалисты-энергетики. Но молчат, и правильно делают — провоцировать панику не стоит.

При этом закономерные претензии в адрес энергетической монополии, регулярно повышающей тарифы, наталкиваются на столь же логичные ответы. В духе «а не хотите ли вы платить в срок?». Так, в минувшем году, по данным «Янтарьэнерго», жители Калининградской области украли электроэнергии ни много ни мало почти на 78 млн рублей. Граждане и организации потребляли электричество без договоров, занижали показания приборов учёта и вообще вели себя нехорошо.

Отношение к товарам вроде тепла, электричества, газа и воды как к данности, чему-то, что должно приходить в дома вне зависимости от того, платят ли за них потребители, никак не хочет меняться в головах калининградцев. Снимать с энергетиков ответственность за надёжность в поставках электричества — дело неблагодарное и бессмысленное. Но в условиях тотальных неплатежей удивляться, что где-то свет может вдруг взять, да и погаснуть, вряд ли стоит.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото из архива редакции.

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.