По материалам следствия
Суд Центрального района Калининграда оправдал
Впрочем, следствие не разделяет позицию суда, оправдавшего Елену Клюйкову, и приговор, скорее всего, будет обжалован прокуратурой.
Что же удалось установить следствию? В сентябре 2007 года Елена Клюйкова дала устное указание подчиненным и сотрудникам министерства разработать поправки в целевую программу «Развитие здравоохранения», которые бы предусматривали приобретение томографа для областного противотуберкулезного диспансера. Ведущий консультант Александр Осипов в сентябре 2007 года передал Клюйковой якобы подложный документ — карту оферты от имени
Почему следствие решило, что документ от
Однако уже в ходе следствия директор «Аконита» заявил, что никому никаких факсов не отправлял, и подпись на карте оферты (попросту говоря, рекламном предложении), которое использовали в региональном минздраве, была не его. Отсюда вывод следствия о подложности бумаги.
Кстати, в деле фигурирует в качестве свидетеля и главврач противотуберкулезного диспансера Евгений Туркин. Он рассказал, что весной 2008 года ему сообщили о необходимости разработать техзадание для поставки компьютерного томографа в его медучреждение. У знакомых врачей из
«Свидетель посчитал, что сотрудники Конкурсного агентства компетентны в данном вопросе и знают, что необходимо делать. Однако после проведения конкурса контракт был заключен не с диспансером, а с областной больницей. Также свидетель видел в интернете цены на томографы и выше, поэтому эта цена его не удивила», — говорится в материалах следствия.
Единственный участник
Сказал ли правду директор «Аконита», не сказал — суть в другом. Следствие заявило, что все эти действия привели к тому, что в документации к торгам и была установлена начальная цена
Причем, как утверждает следствие, когда Александр Осипов составлял техническое задание к торгам (это происходило уже в апреле 2008 года), в нем были указаны параметры, которые соответствовали конкретной модели компьютерного томографа фирмы «Сименс».
В мае агентство главного распорядителя проверило эти документы и передало в конкурсное агентство, которое в итоге объявило торги.
На торги была подана всего одна заявка — от фирмы «Лаут» из
И вот что интересно — уже в контракте от 21 июля 2008 года получателем томографа фигурировала уже областная больница, а не противотуберкулезный диспансер. Но, если верить материалам следствия, решение о замене получателя официально было принято только спустя две недели.
«5 августа 2008 года на заседании правительства области было принято решение о приобретении компьютерного томографа лучшей модели, поэтому 22 сентября 2008 года между ООО „Лаут“ и ГУЗ „Калининградская областная клиническая больница“ было заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которому Лаут принял на себя обязательства поставить мультисрезовый томограф „Сименс“ не на 16, а на
Стоит отметить, что следствие запрашивало некоторые другие компании, которые также могли бы поставить томограф, но
Представитель компании «МедисанаСервис» весной увидел сообщение о торгах, направили техзадание в «Дженерал электрик», но им сказали, что поставить томограф в соответствии с таким техзаданием они не могут.
Запустить пульку
Материалы уголовного дела говорят одно, а наблюдения журналистов, которые присутствовали на том самом заседании 5 августа 2008 года, — другое. Боле того, в архиве «Нового Калининграда.Ru» сохранилась новость с того самого заседания правительства.
«В региональном министерстве здравоохранения при покупке перепутали модель компьютерного томографа за 64 млн. рублей, — сообщил тогда портал „Rugrad.Eu“. — И.о. министра здравоохранения Галина Перцева сообщила, что более эффективно было бы разместить вновь закупленный компьютерный томограф стоимостью 64 млн рублей не в туберкулёзном диспансере, как планировалось ранее, а в областной больнице. При этом было отмечено, что высокая стоимость томографа обусловлена высоким качеством сканирования томографа (32 среза). Спустя несколько минут одна из участниц заседания правительства неожиданно сообщила: „Я тут подняла документы по томографу, и здесь ясно значится, что томограф на
То есть, мало того, что Галина Перцева не знала о том, сколько срезов было у томографа, так еще и подняла вопрос о перемене получателя спустя 2 недели, как получатель уже стал другим.
Спустя 3,5 года после того заседания
«Это был ДРОНД министерства (доклад о результатах и об основных направлениях деятельности), он постоянно переносился с одного заседания правительства на другое, в итоге текст доклада я прочитала только 5 августа, когда исполняла обязанности министра. До этого минздрав принял решение, что томограф нужно поставлять не в диспансер, который не построен, а в областную больницу, там он нужнее», — рассказала Галина Перцева. А вот на вопрос, как получилось тогда, что она не знала, на сколько срезов был томограф, она ответила, что закупкой не занималась, поэтому, возможно, и ошиблась.
Впрочем, есть еще один нюанс. Бывший высокопоставленный сотрудник правительства области сообщил корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», что на заседании 5 августа была «запущена пулька». Оказывается, этот метод широко используется во властных коридорах. Сначала руководители за закрытыми дверями между собой договариваются о чем-то, принимают решения, а потом просто перед общественностью разыгрывают спектакль с некими определенными целями.
Так получилось и на этот раз. И на этот раз целью спектакля стало — вынудить компанию, выигравшую торги, заменить
Фирме предложили выплатить всю сумму не в течение 3 лет, как предполагал государственный контракт, а в течение нескольких месяцев, на что она, конечно, согласилась. 24 сентября 2008 года между агентством главного распорядителя, победителем торгов
Как далее следует из материалов следствия, днем позже
9 февраля 2009 года аппарат был поставлен в Калининград. Все 63 млн рублей из бюджета области «Лаут» получил за три этапа — 17 сентября ему перечислили 15 млн рублей, 25 декабря — 6 млн, оставшиеся 41,9 млн — 5 мая 2009 года.
Здесь, кстати, тоже стоит вспомнить дела давно минувших дней и обратиться к архивам.
«Мы запросили официальные котировки у
В то же время, по словам губернатора, область купила за 63 млн рублей
Вероятно,
Цена за семью печатями
Отдельного внимания стоят мнения экспертов, которые собирали представители Следственного комитета. Все эксперты, делая заключения о реальной стоимости томографа в 2008–2009 годах, основывались на данных из открытых источников. Один из экспертов сделал вывод, что
Эксперт Викторов с 15 марта по 25 мая 2011 проводил повторную товароведческую экспертизу и, основываясь на данных двух сайтов, установил, что аппарат фирмы «Тошиба» стоил 41 млн рублей,
Именно эти мнения экспертов дали суду повод усомниться в умышленности действий Елены Клюйковой, которая якобы не проверила реальную стоимость томографа. Ведь если уж эксперты не смогли установить реальную цену, то как ее могла установить
Но на чем, по моему мнению, стоит остановиться более подробно, так это на показаниях самих продавцов техники, которые были оглашены в приговоре суда.
Директор
В свою очередь, менеджер
Другие сотрудники фирмы «Сименс» рассказали, что посылали рекламное письмо в областной минздрав, как и в другие регионы России, что цена контракта зависит от спецификации оборудования, проще говоря, от конкретного заказа. И что даже компания может заключить заведомо невыгодные договоры, чтобы затем сотрудничать с покупателем.
Схема в законе?
И вот тут напрашивается вывод о некой схеме, о которой, правда, ничего не говорится в выводах следствия. Поэтому скажем, что это просто журналистское предположение.
Получается, что о реальной цене томографа могли знать несколько участников процесса. В первую очередь, поставщики и дилеры. Есть вариант, "откатный", когда о цене могли знать и те, кто с ними вел переговоры от правительства области (это если чиновники были «в доле»). Если о фактической цене томографа известно только поставщику и дилеру, они могут сыграть на том, что в открытых источниках нет никакой информации о реальной цене томографа. Региональные органы власти объявляют торги по той цене, о которой они знают, дилер договаривается с поставщиком, маржа делится между ними. В пользу этой версии говорят показания дилера и поставщика (последний почему-то представляет документы о том, что реальная цена была куда выше продажной).
Но можно договориться и с представителями региональной власти, которые, допустим, «рисуют» техзадание таким образом, что ему соответствует только один вид оборудования, который продает только один поставщик. С другой стороны, если в законодательстве не было определено, как именно формируется начальная цена, то какой тогда спрос со всех возможных фигурантов этой схемы, и что в ней незаконного? Если
Кстати, и сейчас установление начальной цены регламентируется законом
Или вот еще один пример —
И что?
Где 19 млн рублей?
Вопрос, который продолжает волновать, — была ли на самом деле переплата, и куда тогда делись 19 млн рублей — та самая маржа, которая досталась в итоге компании «Лаут».
Напомним, правительство области намеревалось взыскать эту сумму с поставщика. Однако все материалы, на основании которых суд мог бы вынести решение, находятся в распоряжении следствия. В марте 2011 года рассмотрение иска отложено до завершения расследования.
Что это за фирма «Лаут»? Единственным владельцем и директором ООО с 1996 года является Николай Ковалев из
Компания «Лаут» была зарегистрирована в
Как следует из открытых источников, эта фирма действительно несколько раз «засветилась» в торгах, связанных с медоборудованием. Причем участвовала вместе с тем самым
Судя по финансовым документам компании (которые также есть в распоряжении «Нового Калининграда.Ru»), «Лаут» в 2009 году, когда она получила окончательный расчет за томограф, сработала с убытком в 11 млн рублей. Удивительно, не правда ли? Но узнать что-то у директора самой фирмы не представляется возможным — телефон, указанный в налоговой выписке, молчит, второй телефонный номер принадлежит другому владельцу.
Сама Елена Клюйкова считает, что подобная ситуация стала возможна
Между тем, Следственный комитет продолжает расследование уголовного дела о мошенничестве в деле «о калининградском томографе», к которому, по всей видимости, Елена Клюйкова, отношения уже иметь не будет.
В октябре и.о. главы регионального СК Александр Стариков рассказывал, что отделом по расследованию особо важных дел было вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого конкретного лица, имя которого не называлось в интересах следствия. Оказалось, что этот человек скрылся от следствия, и его объявили в федеральный розыск.
Подобные дела расследуются и в других регионах России. Следственный комитет по Архангельской области в декабре сообщил о завершении расследования уголовного дела в отношении московской
В январе 2012 года районый суд Краснодара начал рассмотрение уголовного дела о государственной закупке медицинского томографа, подсудимой по которому проходит директор
По данным генпрокурора РФ Юрия Чайки, представленным в октябре 2010 года, в течение трех лет при закупках томографов для российских медучреждений было растрачено около трех миллиардов рублей, было возбуждено 33 уголовных дела. Доследственные проверки проводились по 42 эпизодам. Ранее президент Дмитрий Медведев говорил, что в России по завышенным ценам было куплено 170 томографов. Но ни об одном обвинительном приговоре по делу о томографах и хотя бы одном возвращенном в бюджет миллионе до сих пор слышно так и не было. Почему? Наверное, дыры в законодательстве позволяют многое тем, кто к этому законодательству имеет непосредственное отношение.
Текст — Оксана Майтакова, фото — из архива «Нового Калининграда.Ru»
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter