Чай с Багратионом: как Алиханов встретил людей, не попросивших у него денег

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».
Все новости по теме: Эпоха Антона Алиханова

В минувший вторник врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов отправился в Багратионовск. Кроме дежурных и таких важных для первого лица региона забот вроде ремонта тротуаров и строительства фонарных столбов, Алиханов решал ещё один вопрос — деятельности Совета по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Который существует при самом главе региона, но работает как-то не очень. И, как свидетельствует корреспондент «Нового Калининграда.Ru», общественные активисты, занимающиеся судьбой солдатских останков, выгодно отличались от всех остальных персонажей, как в Багратионовске, так и в прочих местах поездок Алиханова, одной важной деталью. Они не просили у врио губернатора денег.

Терентьевна околачивает башмаками

Если вы почему-то никогда не были в музее города Багратионовска (он романтично называется «музей истории края»), то обязательно стоит исправить это досадное упущение. Потому что он — практически идеальный образец музея, который должен быть в каждом муниципалитете региона. Да, у Багратионовска и его окрестностей, возможно, чуть более богатая история — битва при Прейсиш-Эйлау, подвиги Багратиона. Но дело вовсе не в самой истории, а в старательности, с которой её рассказывают на нескольких десятках квадратных метров экспозиции коллеги директора музея и активного участника реконструкторского движения Александра Панченко.

В общем, таким, наверное, и должен быть настоящий патриотизм — без истерии, без демонизации окружающих родину врагов, без фальши и неизбежного стяжательства. Толстая книга отзывов и предложений полна таких же искренних благодарностей — на одной странице детской рукой нарисован портрет дяденьки в бакенбардах, с выдающимся носом и подписью «Я очень люблю Багратиона. Он классный», на другой — размашистая французская благодарность от только что отбывших реконструкторов наполеоники с обязательным «Vive l'empereur!»


1.jpg2.jpg3.jpg4.jpg5.jpg6.jpg7.jpg 
Экспозиция в очень аккуратных и чуть педантично оформленных залах-комнатах музея рассказывает всю историю края, от прусских времён, периода Тевтонского ордена, с большим акцентом на период наполеоновских войн, до Первой и Второй мировых войн и советское время. Находки археологов и дары городов-побратимов, оригиналы и копии, исторические миниатюры и редкие фотографии. При этом — никакой столь модной ныне политизации истории, в музее вполне мирно уживаются прибывший из Франции бюст Наполеона и реплика мундира русского гренадёра, кайзеровский шлем и награды русских солдат Первой мировой, барельеф Сталина и фотографии митинга с участием первого пост-советского губернатора региона Юрия Маточкина.

Ещё три зала отведены под временные экспозиции. Местный художник по фамилии Чудаков вырезает из дерева героические барельефы, на которых лица одинаково одухотворены у всех — Ивана Сусанина, Андрея Рублёва и галопирующих казаков. Выставка о личности Багратиона — там, понятное дело, всё о князе, вплоть до чая с его изображением на упаковке. В третьем помещении, совмещающем функции конференц-зала и выставочного, по стенам развешены крайне любопытные изображения — политические карикатуры времён наполеоновских войн. 

Выставка приурочена к недавно отмечавшемуся 210-летию сражения при Прейсиш-Эйлау. Но карикатуры выглядят очень актуально и без этой привязки — если сравнить их с яркими образцами нынешней госпропаганды. Вот «Терентьевна околачивает башмаками беспардонного французского солдата». Вот «Казак так петлёй вокруг шей французов удит как ершей». А вот и извивающийся змеей гад-Наполеон. 

В целом, ничего нового нынешние медиа-пропагандисты в дело информационной войны не привнесли. А вот поучиться у авторов карикатур трёхвековой давности им вполне есть чему — к примеру, относительному изяществу подачи простых идей.

Денег не просили: музей и активисты

Врио губернатора Антона Алиханова, впрочем, встречали брутальным фольклором — с караваем и под гармошку. «А мне нужно вставать?» — взволновалась не на шутку тётушка-билетёр на входе. Билет в музей, кстати, стоит 60 рублей. Но Алиханов его покупать не стал, да и билетёр решила встретить его сидя. Временный глава региона был насуплен и во время короткой экскурсии по залам не проронил, кажется, ни слова. Директор музея Александр Панченко особо и не настаивал, вопросов не задавал, намекнув лишь, что Багратионовск вполне мог бы получить статус города воинской славы. Потому как солдатский Георгиевский крест, лента которого с недавних пор стала настолько общеупотребимым патриотическим символом, что болтается на каждой третьей российской машине, был учреждён именно после битвы при Прейсиш-Эйлау. Самой кровавой битве того периода, унесшей жизни до 20 тысяч русских и ещё больше французских воинов.

Денег у Алиханова директор музея не просил, наоборот — похвастался, что музей деньги сам зарабатывает, посещаемость составляет около 6,5 тысяч человек в год. «Всё, что зарабатываем, тратим на экспозицию — вечерами сидим на электронных аукционах», — сообщил Александр Панченко. По его словам, сейчас общее число единиц хранения превышает 5,5 тысяч. В экспозиции, конечно, представлено намного меньше. Да и расширение помещения явно бы не помешало; с энтузиазмом Панченко и его товарищей вполне можно было бы создать в несколько раз больший музей, который привлекал бы не тысячи, а десятки тысяч посетителей.


1_1.jpg1_2.jpg1_3.jpg1_4.jpg1_5.jpg1_6.jpg1_7.jpg 


Не просили ничего особенного, уж тем более — денег у Антона Алиханова и члены Совета по увековечению памяти погибших при защите Отечества. «Я так понимаю, его ликвидировали?» — осведомился врио губернатора, оказавшись в зале с карикатурами, где его уже ждали поисковики, историки, военные и глава областной службы государственной охраны объектов культурного наследия Евгений Маслов. Оказалось, что совет вроде бы не ликвидировали, но очень близко к тому. Предыдущий губернатор вопросами исторической памяти был озабочен сугубо формально — выполнял госзадачи по отмечанию 100-летия начала Первой Мировой войны и 70-летия Великой Победы во Второй Мировой, которые случились, соответственно, в 2014 и 2015 годах. 

Однако затем военно-патриотическая кампанейщина на государственном уровне стихла, а за ней утихла и активность совета. «Со стороны службы было предложение совет упразднить», — признался Евгений Маслов. Но теперь всё поменялось, совет вроде как нужен, причём с некими обновлёнными, более эффективными составом и функционалом.

Пример такого функционала — активность, которую развил при поддержке массы сторонников автор сайта Prussia39.ru Дмитрий Востриков. Сайт изначально существовал как база данных по историческим достопримечательностям региона, однако постепенно на нём была создана огромная база данных по воинским захоронениям и погибшим на территории региона солдатам. И проблема здесь куда глубже, чем кажется, уверен Востриков. «90 процентов людей не понимают, в чем проблема увековечивания воинской памяти, они читают фамилии на мемориалах, думают что эти люди здесь и похоронены, — рассказал Востриков. — Но нет нет ни одного захоронения без ошибок - на хороших количество ошибок составляет до 20 процентов, на плохих - под 100 процентов». На сегодня в базе данных на сайте около 117 тысяч фамилий погибших в годы Великой Отечественной солдат и офицеров, и работа продолжается — редактируются персональные страницы воинов, добавляется и исправляется информация, происходит живое общение с родственниками погибших.

«Мы за три года скромными силами смогли поставить задачу систематизировать данные и в плане формирования именных списков проблему процентов на 90 решили, — заявил автор сайта. — Сейчас создали информационную базу, которой нет ни в одном регионе России, по степени детализации». Однако у активистов есть желание видеть активность не только в интернете. К примеру, масса плит на массовых захоронениях содержат ошибки, которые стоит исправить; так, погибший на территории региона гвардии сержант Алексей Винников значится на 5 братских могилах. «И на всех — неверно», — уверен Дмитрий Востриков. Кроме того, активисты-поисковики в предыдущие годы уже перезахоранивали воинов, передавали в местные администрации всю необходимую для установки мемориальных плит информацию, но зачастую те не предпринимали никаких действий. «К середине марта подготовьте новое предложение и новый состав Совета», — поручил Антон Алиханов и выжидающе посмотрел на участников встречи. Те по-прежнему не просили у него денег. Единственное, что хотят активисты — чтобы в образовательных учреждениях пользовались проверенной и полной информацией с сайта Prussia39.ru. Сейчас в школах зачастую используют т.н. «Книгу памяти», где информация, по словам того же Евгения Маслова, разрозненная, зачастую ошибочная и неполная.

Деньги просили: чиновники и бизнес

В остальных местах Багратионовска всё было по обычному плану — местные власти хотели от регионального правительства ресурсов для приведения в порядок города, а бизнес — поддержки в виде федерального финансирования развития инфраструктуры. Чиновники Багратионовска наметили масштабный план по развитию окрестностей городского озера в парке, со строительством детских игровых площадок, сцены, велодорожки и ещё кучи всего полезного. Пока что есть лишь одна обычная дорожка и порядком поистрепавшаяся детская площадка с кривой каруселью. Нет даже работающих фонарных столбов. По словам главы администрации Багратионовского городского округа Максима Азова, общая стоимость строительства запланированного в парке — под 250 млн рублей. Конечно же, сразу область на всё это денег дать не сможет, потому что их попросту нет. На всю программу приведения в порядок дворов и мест общего посещения регион получил от федерального правительства 166 миллионов рублей, а на благоустройство городских парков — всего лишь 4,3 млн. 


2_1.jpg2_2.jpg2_3.jpg2_4.jpg2_5.jpg2_6.jpg 


Однако Алиханов Азова ободрил — мол, выбирайте приоритеты, а деньги мы найдём. Где именно — не уточнил, и зашагал смотреть место, где должен появиться новый тротуар от школы до детского сада. Следом за ним вдоль по улице Пограничной семенила вереница чиновников разных уровней, а ещё поодаль почтительно медленно ехала кавалькада служебных машин.

В промышленном парке «Экобалтик», где льёт свой «Мирамистин» ушедший из большой политики после провала на выборах в Госдуму экс-депутат областного заксобрания Андрей Горохов, от Алиханова тоже ждали денег. Правда, не так откровенно. Горохов довольно бодро рассказывал о том, как за ближайшие 2 года намерен инвестировать чуть ли не 2 млрд рублей в развитие производства, как сейчас на предприятии работают австрийские специалисты, проверяющие готовность компании «Инфамед-К» и её продукции к выходу на европейский рынок. Однако Горохов привечал у себя Алиханова и кормил его обедом не просто так. Бизнесмен рассчитывает на федеральные средства для развития инфраструктуры бизнес-парка, которую он пока что создаёт «за свои» для привлечения южнокорейских резидентов.

«Мы с Андреем Юрьевичем только что обсуждали вопрос возможности включения площадки в постановление Правительства РФ №1119, касающегося компенсации затрат на создание инфраструктуры за счёт федеральных налогов, в частности — компенсации НДС, — рассказал Антон Алиханов. — Но честно признаюсь, уже полтора года идут эти разговоры. Сейчас я поставил вопрос ребром, коллеги из минпрома должны показать, как они это делают. Как только они отчитаются о включении в постановление площадки, мы сразу же изыщем деньги, чтобы потратиться на инфраструктуру и получить обратно деньги из федерального бюджета».


3_1.jpg3_2.jpg3_3.jpg3_4.jpg3_5.jpg3_6.jpg3_7.jpg 


В самом деле, о выделении на развитие технопарка «Экобалтик» 80 млн рублей из областного бюджета с перспективой их компенсации за счёт федерального бюджета в рамках «постановления 1119» говорится с осени 2015 года. Тогда облдума вроде бы как выделила Корпорации развития региона, совет директоров которой по совпадению возглавлял именно Андрей Горохов, 80 млн рублей на развитие «Экобалтика». С тем, чтобы деньги затем вроде бы как вернулись в областной бюджет из федерального. Потом средства вроде бы как не дошли до конечного пункта назначения. А сам Горохов вошёл в серьёзный конфликт с тогдашним губернатором Николаем Цукановым, когда по весне решил без его дозволения избраться в Госдуму. Итогом стал проигрыш на праймериз, скандал и обиды, обыски на предприятии, приведшие к его временной остановке, убытки и надолго испорченное настроение.

Теперь Горохов куда более осторожен — в большую политику не лезет, удовлетворяется должностью советника врио губернатора (представляя ту часть пула советников, фамилии которых Антон Алиханов, видимо, помнит) и публикует в интернете околоэкономические панегирики новому временному главе региона. 

Так, накануне выезда Алиханова в Багратионовск на портале «Rugrad.Eu» вышла статья за подписью доктора экономических наук Горохова под смелым названием «Мы не просим незаслуженных преференций для Калининградской области, мы имеем на них право». В ней можно было обнаружить тезисы вроде «Задача в том, чтобы конкуренция была честной, и участвовать в ней на равных мог самый широкий круг калининградских предприятий». Они, конечно, как нельзя более удачно звучат из уст человека, который одновременно возглавлял совет директоров Корпорации развития области и пытался получить через неё бюджетные деньги на развитие своего бизнес-проекта.

Эти тезисы и подобных советников Алиханов, вероятно, собирается использовать в собственных политических целях в уже вовсю развернувшейся предвыборной кампании. Не оставив в обиде и Горохова. Осторожность бизнесмена-фармацевта несложно понять; сотрудничество с Николаем Цукановым может отбить желание заниматься публичной политикой у кого угодно — и очень надолго. Правда, ещё не очень понятно, к чему приведёт нынешний симбиоз Горохова и подобных ему с уже новым и молодым, но пока что временным губернатором.

Текст — Алексей Милованов, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.