Власти Калининграда уже давно ходят кругами вокруг промзоны на Правой набережной — планы по оживлению этой территории обсуждаются уже не первый год. Всё упирается как всегда в деньги, время и несколько десятков собственников, с каждым из которых необходимо договариваться отдельно. На прошлой неделе глава комитета архитектуры и строительства Артур Крупин презентовал концепцию редевеломпента этой территории в Москве на встрече, посвящённой инвестиционным возможностям Калининградской области. О
Большие планы
Речь идёт о территории от двухъярусного моста до бывшего «Цепрусса», площадь всей промзоны — около 120–130 гектаров. «Когда мы разрабатываем градостроительную документацию, мы обязаны учитывать фактическое землепользование. То же самое произошло и при разработке Генерального плана с этой территорией. В основном это производственная зона, зона
В планах администрации — превратить эту территорию в зону многофункциональной застройки с жильём, административными и офисными зданиями, парками и безопасным производством. Это не единственная калининградская промзона, которую горвласти мечтают перестроить — есть ещё Портовая, Дзержинского, Ялтинская, Клиническая и так далее. Правда, вот удачных примеров свершившейся ревитализации пока нет — всё заканчивается планами и мечтами.
В промзоне Правой набережной выделяются несколько крупных объектов: холодильник, бывший коксогазовый завод, трамвайные ремонтные мастерские (где в будущем хотят открыть трамвайный музей), В
«Мы оцениваем местоположение этой территории по отношению к центру, у нас получается следующая аналитика: эта территория расположена в 10 минутах от административного центра, в 10–15 минутах от исторического центра, 10 минутах от Южного вокзала, ну и в 30–40 минутах от аэропорта, то есть доступность этой территории очень хорошая по общегородским меркам», — отметил глава комитета архитектуры и строительства.
Что касается инженерной инфраструктуры, то на территории есть две подстанции. По словам Крупина, если промышленные предприятия будут модернизировать производство, то освободятся дополнительные мощности. «Территория канализована, есть водопровод, газ есть, поэтому с точки зрения инженерной подготовки территория также очень привлекательна, — уточнил чиновник. — Ну к минусам относится достаточно большое количество ограничений — зоны объектов культурного наследия,
В будущем также рассматривается вопрос переноса Торгового порта и застройки его территории, однако пока что речь идёт только о редевелопменте территории у Правой набережной. «Я бы эту территорию условно разделил на три части. Это жильё,
Также необходимо решить вопрос с транспортной доступностью. Здесь чиновники полагаются на заложенную в Генплан Западную проммагистраль, которую разработчики предложили построить вместо моста через Калининградский залив, о котором областные власти грезят уже много лет. «Вот эта Западная проммагистраль даст возможность увести весь поток от Правой набережной. Я уже говорил, что на сегодняшний день это никакая не набережная, а обычный промышленный проезд. Для того, чтобы это превратить в набережную, надо либо транспорт вообще увести с этой территории, либо создать проезд
Срок реализации проекта — 20–30 лет, объём инвестиций приблизительно оценивается в 75 млрд рублей, срок окупаемости — 15–25 лет. «Безусловно в инвестиционном периоде
42 собственника
Техническое задание к
Бывший главный архитектор региона Александр Башин поинтересовался, готовы ли правообладатели участвовать в процессе ревитализации. «Многие из них находятся в состоянии как лягушки, когда замерзают. У них хватило инвестиций на разбор кирпича и распиловку металла. В настоящее время градостроительная документация не даёт им шанса дальше развивать территорию, отличную от зоны промышленной или складской. По результатам конкурса дальнейшим вторым этапом будет разработка проекта планировки, который даст альтернативный сценарий развития территории, и это будет предложено собственникам», — ответил главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне. Он уверен, что если собственникам показать возможные пути развития, то они заинтересуются и захотят участвовать в этой реновации. Интерес, как пояснил он позже, есть уже сегодня. Например, собственник Мукомольного завода хочет открыть апартаменты в своём здании.
Впрочем, Башина это не убедило. «Очень важно не увести самих себя в иллюзию собственного обмана. То, чем мы сейчас, собственно говоря, и занимаемся. Вряд ли в ближайшее время это всё будет возможно реализовать, пока это всё не будет в собственности одной группы собственников», — отметил он. И привёл в пример развитие «Хафенсити» в Гамбурге. По его словам, там сначала произошёл тайный выкуп территории, а потом уже проектирование.
«Работая над этой территорией, вы сами себя помещаете в иллюзию развития этой территории, ну и всех остальных тоже за собой туда тянете. Вот моя точка зрения. Прежде, чем
«Спасибо за ваш трезвый пессимизм, — с сарказмом заметил Крупин. — Действительно имущественные вопросы нельзя отодвигать на второй план. Безусловно мы это учитываем. Как начал говорить Вячеслав Викторович, действительно люди, которые обладают земельными участками и недвижимостью на этой территории, сами мечтают развиваться, но не имеют таких возможностей».
Бывший главный архитектор Калининграда Олег Купердяев отметил, что сейчас некоторые предприятия находятся в полузаброшенном состоянии, и если их
Генне в ответ на это заметил, что в своё время власти пытались вести переговоры с собственниками зданий на Дзержинского, фасады которых выходят на стадион к
Архитектор Сергей Гулевский согласился с опасениями Башина, однако добавил, что некоторые владельцы промзон и так потихоньку переводят свои участки под строительство жилья. «А вообще, если город будет иметь такую программу реновации промзоны — это хорошо. Понятно, что она во времени растягивается, но иметь представление, как это может быть, это хорошо», — в целом поддержал он проект.
Архитектор Олег Васютин заявил, что в Гамбурге сначала была идея, концепция, а уже потом началось обсуждение развития. Башин сказал, что концепция, конечно, была, но сначала всё равно был тайный выкуп, а уже после этого был архитектурный конкурс, а в калининградском случае будет крайне сложно скоординировать такое количество собственников, да и вообще есть риск не дожить до
«У вас такой пессимизм», — обиделся Генне.
«Я за прагматизм. Если вы хотите
С мнением бывшего главного архитектора нынешний в итоге так и не согласился. «Все. Не занимаемся этим проектом, потому что мы якобы ни с кем не договоримся!» — взорвался он в ответ на вопрос корреспондента «Нового Калининграда. Ru», как власти планируют договариваться с
«Тогда не надо делать было Остров! Тогда не надо было заниматься центральной частью города, тогда не надо было рисовать прибрежную зону в Светлогорске! Там сотни собственников! Не надо было этим заниматься? Мы не имеем право анализировать ситуацию наперёд? Сейчас не идёт речь о том, чтобы всех здесь посадить и подписать с ними меморандум. А может и так надо будет поступить в перспективе. Показать им возможность развития, потому что у них не хватает компетенции заниматься. Тратиться не хотят. Мы покажем им несколько вариантов. Они увидят сто вариантов сценариев развития, увидят себя в этой структуре, сосед как выглядит, где пройдёт дорога и что им может предложить город. Это очень правильный путь. Пока не о чем договариваться», — отрезал он.
Правда, на Острове сегодня вокруг стройплощадки стадиона пустыня, проект «Сердце города» благополучно закрылся, а прибрежная зона в Светлогорске разве что нарисована. Но речь сегодня шла не об этом, речь шла о радужных перспективах Правой набережной.
Материалы предоставлены пресс-службой администрации Калининграда