«Хоть золотом мостите»: в чём проблема благоустройства ул. Баранова

Все новости по теме: Городской облик

В четверг на градостроительном совете в администрации Калининграда представили очередную концепцию благоустройства улицы Профессора Баранова. На этот раз разработкой занималось КБ «Стрелка» по федеральной программе формирования комфортной городской среды. Градосовет неоднозначно воспринял идеи молодых архитекторов. «Недвижимость Нового Калининграда» рассказывает, как «Стрелка» предлагает переделать улицу Баранова и что по этому поводу думают местные архитекторы и представители Центрального рынка.

Сложное место

В 2016 году в России запустили масштабную программу формирования комфортной городской среды, по которой ремонтируются дворы и благоустраиваются общественные пространства. В рамках этой программы московское КБ «Стрелка» совместно с АИЖК занялось разработкой дизайн-проектов благоустройства публичных мест в 40 городах России. В Калининграде в эту программу попала набережная Нижнего озера и, как оказалось, улица Профессора Баранова и Озёрный проезд.

Улица Баранова — это старое больное место городских властей. Что-то с ней сделать уже давно мечтает главный архитектор города Вячеслав Генне, и разнообразные идеи уже звучали не раз в последние годы. Но объект оказался настолько сложным, что шаманские танцы вокруг него продолжаются по сей день, а вот с реализацией хоть чего-нибудь есть проблемы.

С одной стороны — Центральный рынок и его активная хозяйственная деятельность. В своё время именно предприниматели выступили против идеи сделать Баранова пешеходной. Мэр Александр Ярошук обвинил в этом руководство рынка. Позднее власти сообщили, что им удалось найти компромисс с бизнесом по организации транспортных потоков. Кроме того, у администрации рынка есть свои планы на территорию — на месте вещевых рядов инвестор планирует построить новый торговый центр, по поводу которого тоже не сразу удалось прийти к консенсусу.

6.JPG

С другой стороны — множество других болевых точек улицы Баранова. Это и будущий торговый комплекс около памятников истории «Кунстхалле» и Башни Врангеля, и сама Башня Врангеля, будущее которой не определено до сих пор, и строительство двух отелей на Озёрном проезде — один, «Mercure», обещают завершить к ЧМ-2018, а вот архитектурный проект второго, на месте снесённой кондитерской фабрики, до сих пор окончательно не утверждён.

Это не говоря уже о постоянных транспортных проблемах, стихийной торговле и отвратительном состоянии улицы в целом. Концепции реконструкции Баранова обсуждались и ранее. Например, в марте 2016 года в мэрии свой вариант представил калининградский архитектор Владимир Сыроежкин. Архитектурное сообщество идею в целом одобрило, а вот директор рынка Сергей Званок возмутился. По его словам, авторы концепции не продумали момент с загрузкой и выгрузкой продовольственного рынка, а также не предусмотрели необходимое количество парковочных мест.

К лету 2017 году власти и предприниматели, наконец, смогли договориться по поводу транспортной схемы улицы, что и обозначили в утверждённом проекте планировки, в котором учтена и пешеходная зона, и парковочные места, и заезды к рынку для поставки товара.

Как выяснилось, параллельно за Баранова взялось КБ «Стрелка». Над концепцией работали Мария Зеткина из архитектурной мастерской «Space» и Антон Сагаль, победитель конкурса «Сердца города» «Пост-замок». На градосовете концепцию защищали Мария Зеткина и партнёр «Стрелки» Александра Сытникова.

Липовая аллея и подиумы

В концепцию вошла улица Баранова от площади Победы до Озёрного проезда включительно. Общая протяжённость — 1,1 км (900 метров — Баранова и 200 метров — Озерный проезд).

«Основная идея нашей концепции — это создать непрерывную пешеходную связь, начиная от центральной части города, это площадь Победы, и заканчивая рекреационной зоной Верхнего озера, которая уже благоустроена», — пояснила Зеткина.

Среди проблем улицы Баранова архитекторы выделили узкие тротуары, стихийные парковки, незаконные торговые киоски, рекламу, аварийное состояние зданий и сооружений, недостаток освещения, отсутствие малых архитектурных форм, устаревшую навигацию и вандализм и так далее.

«Рассмотрев улицу полностью, мы учли существующие объекты, вновь проектируемые и построенные на сегодняшний день. Мы собираем это всё в единый архитектурный ансамбль», — подчеркнула автор концепции.

5.JPG

Площадь между «Акрополем» и КГТУ

Архитекторы предлагают условно разделить Баранова на три части. От площади Победы до Горького — это культурно-образовательная зона, улица вдоль рынка — это торговая зона, Башня Врангеля и Озёрный проезд — историческая зона.

Въезд в первую зону планируется сделать с площади Победы, транзитное движение до Горького архитекторы предложили убрать, организовав площадь между зданием КГТУ и ТЦ «Акрополь». «Основная идея этой улицы — создать безбарьерное пространство. Площадь улицы остаётся как есть — 6 метров, но мы опускаем пешеходную часть и делаем это всё в едином духе. Вдоль Храмового сквера создаётся подпорная стенка с местом для сидения и отдыха людей», — рассказала Мария Зеткина. С северного фасада ТЦ «Кловер» предлагается организовать что-то вроде подиума для зоны отдыха, уличный кафе и так далее.

Площадь между «Акрополем» и КГТУ предлагается сделать в едином мощении со сценой, малыми архитектурными формами, лавками и озеленением. Там, по замыслу авторов проектов, можно будет проводить различные мероприятия, и просто использовать её в качестве накопительной площадки. При этом въезд на парковку «Акрополя» и подъезды для загрузки ТЦ продолжают функционировать.

На участке улицы вдоль рынка предложено оставить всё, как есть, только привести в порядок. Основной въезд остаётся с Партизанской, дорога расширяется до 6 метров с сохранением брусчатки и параллельной парковки. «Планируется высадка деревьев и установка торшерных фонарей. Основная идея — создать аллею с высадкой деревьев в два ряда. Мощение — клинкерный кирпич удлинённой формы. Рисунок — паркет», — разъяснила Зеткина. Подпорная стенка между рынком и аллеей должна стать буферной зоной и местом отдыха людей.

Между Башней Врангеля и «Кунстхалле» авторы концепции предложили оборудовать подиум на высоте около полуметра для выставок и массовых мероприятий. На Озёрном проезде должно быть две полосы движения, остаётся брусчатка, также создаётся буферная зона, устанавливаются лавки, фонари и малые архитектурные формы.

Особое внимание архитекторы уделили материалам — мощение по всей улице предложено сделать в едином стиле с использованием клинкерного кирпича, брусчатки, бетонной плитки и цветного асфальта. Ещё один важный момент — озеленение. Сегодня, по словам Зеткиной, на улице Баранова растёт 15 деревьев. Архитекторы предложили увеличить их число до 160, высадив липы, платаны (что сразу не понравилось калининградским архитекторам) и каштаны.

3.JPG

«Общая площадь благоустройства — 38 тыс метров, протяжённость — 1,1 км, деревьев сегодня 15 штук, проектное предложение — 160 штук. количество опор освещения с 27 предлагается увеличить до 32. Количество парковочных мест на сегодняшний день — 150, планируется 134. В итоге мы функционально сохраняем основную работу и систему этой улицы, мы сохраняем все проезды, все заезды к торговым точкам. Мы всё это вычищаем, убираем, приводим в порядок и создаём качественное благоустройство с хорошим мощением, хорошим освещением и оснащением малыми архитектурными формами», — резюмировала Зеткина.

Александра Сытникова добавила, что недавно губернатором Антоном Алихановым, АИЖК и «Стрелкой» было подписано трёхстороннее соглашение о развитии Калининграда. «Стороны договорились формировать качественную городскую среду, разрабатывать дизайн-проекты и разработать дизайн-код для Калининграда», — сообщила она. И добавила, что первым шагом стала работа по формированию единого пешеходного маршрута, включающего в себя в том числе улицу Баранова и Озёрный проезд.

Заняться дипломатией

Больше всего замечаний вызвала предложенная транспортная схема. В частности, глава комитета архитектуры и строительства Артур Крупин поинтересовался, учитывался ли при разработке концепции утверждённый проект планировки. Оказалось, что концепция была разработана ещё до утверждения проекта планировки и в итоге с ним не совпадает. Разработчики проекта и Вячеслав Генне заверили, что пока что концепция вынесена как раз для того, чтобы учесть все замечания и в будущем внести в неё изменения согласно существующей градостроительной документации.

«Концепция благоустройства лишь уточняет градостроительные решения, но никак не меняет транспортную схему, которая нам достаточно тяжело далась в обсуждении», — проворчал Крупин.

«Здесь не было заявки, что мы меняем существующую транспортную схему. Сейчас мы как раз должны увязать все решения, которые сложились, родились в том числе и позже разработанного проекта. В этом вся суть», — парировала Сытникова.

Транспортные проблемы отметил и архитектор Олег Копылов.

«Загрузка рынка — это крест на всей этой работе. Там что хочешь делай — не получается полноценная пешеходная улица, потому что рынок в этом смысле первичен, ему нужно завозить продукты. И эта сплошная череда грузовиков, частных машин не даст ничего там сделать. Хоть золотом мостите тротуары — не получится. Поэтому надо либо убирать рынок, либо сделать там подземный тоннель для загрузки рынка, чтобы не прерывалась эта сплошная пешеходная зона. А это всё полумеры», — отметил он.

«Вы совершенно правы. С этой ситуацией надо что-то делать, и вымащивание золотом точно не поможет, — согласилась Сытникова. — Поэтому в составе этой работы не было задачи предусмотреть какие-то капитальные работы. Это проект благоустройства. К счастью или к сожалению мы не можем в одном проекте объединить стройку капитальную и благоустройство. Поэтому сейчас в рамках той задачи, которую перед нами поставили, мы разработали такое решение».

2.JPG

«Без решения транспортных проблем это — декоративная работа», — вздохнул Копылов. С тем, что в концепции следовало учесть разработанную проектную документацию, согласился и Александр Башин. Возникли у него вопросы и к цветовым решениям, и к организации движения, и к подиуму к Башне Врангеля. «Зачем вы её так сильно подняли? Неудобно будет ходить и туристам, и пешеходам. Когда большое движение, поднятие тех или иных мощений наверх — неудобно и небезопасно. Не вижу там большого смысла задирания этой платформы», — сказал бывший главный архитектор региона. Но в целом согласился с тем, что именно улицей Баранова необходимо заняться в первую очередь в Калининграде. «Надо доразобраться и согласовать все вопросы с комитетом по архитектуре и с комитетом городского хозяйства. Надо заняться дипломатией», — подытожил он.

3d1cea8667d4e7e40bf6955f944abd02.jpgСудьба «скотопрогона»: что ждёт ул. Профессора Баранова

Архитектора Сергея Гулевского смутило, что при разработке концепции не учитывались предыдущие наработки. «Тема благоустройства Баранова возникает на моей памяти уже лет 15. И здесь на градосовете рассматривалась уже масса вариантов. Последний вариант рассматривался совсем недавно, и там страсти кипели, мы два часа это обсуждали. А теперь это выглядит несколько странно — появился новый проектировщик со своей программой, и мы опять с нуля. нет никакой преемственности!», — возмутился он. И присоединился к коллегам во мнении, что без решения транспортного вопроса концепция превратиться в полноценный проект не сможет.

«Я боюсь, что с первого шага некие недодуманности этих вопросов просто перечеркнут всю эту идею. А так, наверное, всё будет симпатично в конечном счёте», — закончил он.

«Побольше платанов посадите», — хмыкнул Копылов.

«И в конце баобаб», — добавил кто-то.

Назад в историю

Наибольшее неприятие представленная концепция вызвала у директора Центрального рынка Сергея Званока. Он отметил, что сегодня улица опасна для пешеходов, и конфликт с автотранспортом никуда не денется.

«Исторически сложилось, что эта улица является логистической для всех торговых центров, для всех объектов. Все въезды планировались только с Баранова. С другой стороны обслуживать эти комплексы невозможно, потому что улица Черняховского — с общественным транспортом. Улица Горького имеет короткое плечо — там въезды организовать невозможно. Ни Пролетарская, ни площадь Победы не позволяют сделать въезды никаким образом», — подчеркнул директор рынка.

1.JPG

Он также напомнил, что около полугода предприниматели, горожане и горвласти искали компромисс, который в итоге учтён в проекте планировки. «Решение было очень простое. Всю улицу разделить на две части, только проезжую часть оставить ближе к рынку — это позволит оставить и парковки и заезды, а пешеходную зону вынести на северную часть дороги. У вас всё сделано наоборот сегодня. Потоки все едут по северной стороне, а пешеходы идут по южной стороне. Если это всё поменять местами, то компромисс, мне кажется, будет достигнут. Но надо ли вообще эту улицу делать, надо вообще хорошо задуматься. Потому что не только тележки с рыбой, а вот конфликт авто с пешеходами — он налицо. Побудьте в субботу там, и вы всё увидите сами», — пояснил он.

«Следуя вашей логике, нужно поставить там шлагбаум — только для грузового транспорта, людей лучше туда не пускать. Вы говорите, что хозяйственная

85accf6e45ef1106b655b625a5a26938.jpgТЦ на месте вещевого рынка в Калининграде планируют начать строить после ЧМ-2018

 деятельность происходила у всех на глазах последние несколько десятков лет. Во что превратилась улица… ну кроме вас там никого нет. Вынужден инициировать приведение этой улицы в порядок. Вы же её в порядок не приводите», — вскинулся Вячеслав Генне.

Званок в свою очередь сказал, что он не против реконструкции улицы, но надо учитывать проект планировки и Генплан. Генне ещё раз напомнил, что проект планировки был утверждён после разработки концепции.

«А зачем мы тогда собираемся и обсуждаем то, что даже не надо было смотреть? Потому что это просто даже назад не в будущее, а назад-назад. Назад в историю», — отрезал Сергей Званок.

По словам Вячеслава Генне, далее планируется привести концепцию в соответствие с существующей градостроительной документацией, учесть все пожелания и в 2018—2019 гг. приступить уже к рабочему проектированию, которое предварительно оценивается в 20 млн рублей. «Понятно, что мы все интересы будем учитывать, но я нового ничего не услышал от директора рынка. У нас разные задачи. У меня задача — сделать комфортный город. А он прежде всего для людей, а не для транспорта или разгрузки и рубки мяса», — сказал он корреспонденту «Нового Калининграда» после градосовета.

Сама концепция муниципалитету не стоила ни копейки — «Стрелка» их делает для городов-участников программы бесплатно. Что касается самой реконструкции, то на неё город надеется получить федеральное финансирование в рамках программы формирования комфортной городской среды. Как подчеркнул Артур Крупин, важно только урегулировать транспортные вопросы и провести реновацию инженерных коммуникаций.

«Здесь архитекторы немного перестарались, и безусловно те элементы концепции, которые не соответствуют документации планировки территории, не могут быть приняты», — сообщил Крупин в разговоре с журналистами.

Текст — Татьяна Зиберова, изображения предоставлены пресс-службой администрации Калининграда

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]