Что действительно удалось губернатору Николаю Цуканову за три года, так это повернуть в обратную сторону маховик муниципальной реформы, раздробившей муниципальные власти на множество городских и сельских поселений. Также третий год правления стал для главы региона крайне удачным в вопросе ликвидации «неудобных» глав, которые уходили в отставку не без давления из правительства области.

Реформа наоборот

Сразу после своего прихода к власти Николай Цуканов откровенно дал понять, что не считает удачной муниципальную реформу, проведённую его предшественником. Во время многочисленных предвыборных встреч с населением в 2010 и 2011 годах Цуканов неоднократно заявлял, что из-за дробления власти на местах происходит путаница в головах граждан, которые не могут разобраться, кто за что отвечает, и по какому вопросу идти в администрацию городского поселения, а по какому — в администрацию районного. Масла в огонь подливала возможность каждого муниципального образования самостоятельно определиться со схемой управления, в итоге в каких-то муниципалитетах, как, в частности, в Балтийском муниципальном районе, главой района считался один из депутатов Совета, которого выбирали свои же депутаты. В Гвардейском районе и Янтарном схема при этом оставалась прежней — там правил избранный жителями глава администрации.

Губернатор утверждал, что дробление властей приводит к размножению чиновников и лишним расходам на их содержание. К примеру, в марте 2012 года Цуканов предложил Красноторовскому сельскому поселению дополнительную финансовую поддержку в размере 3 рублей за каждый сэкономленный в результате сокращения штата местной администрации рубль. «Сколько человек работает в вашей администрации?» — спросил он главу поселения Елену Мукимову. «Тринадцать с водителем и уборщицей», — ответила она. «А должно быть 4–5 человек! Половину можете сократить», — резюмировал Николай Цуканов, отметив, что, например, в администрации Зеленоградска всего 18 человек с уборщицей. При этом в Зеленоградске живет более 12 тыс человек, а во всех шести красноторовских поселениях всего 3,4 тыс.

Губернатор неоднократно предлагал местным жителям разных муниципалитетов проводить референдумы по объединению районов в городские округа. Подобная схема была опробована в родном для Цуканова Гусевском районе, где в 2011 году прошёл соответствующий референдум, и жители высказались за возвращение городского округа, ликвидацию сельских поселений. Правда, в прошлом году областная Дума вместе с прокуратурой маховик «реформы наоборот» приостановила.

Но в этом году законопроект об укрупнении местных властей удалось-таки провести, и в настоящее время депутаты Гусевского района занимаются соответствующим нормотворчеством. Вероятно, стоит ожидать, что в случае успешного отката реформы на примере этого муниципалитета подобные изменения решат провести и другие. Однако тут есть несколько подводных камней — принимать решение о референдуме должны депутаты местных Советов, а многим из них, как, к примеру, в Балтийском муниципальном районе, это невыгодно. «Конечно, нормально было бы вернуть городу статус городского округа. Но для этого придётся менять Устав и переизбирать депутатов. А кто из депутатов, только прошедших предвыборную кампанию, на это пойдёт? Жить Балтийску районом ещё лет пять», — полагает один из уже бывших местных народных избранников.

Гроза глав

За последний год в Калининградской области своих постов лишились сразу несколько избранных  глав муниципалитетов и назначенных глав администраций. В разных районах свержение руководителей проходило по-разному. Самым запоминающимся стало увольнение избранного главы Озёрского района Анатолия Светкина, в отдалённых владениях которого внезапно настал голод из-за отсутствия продуктовых автолавок. Корреспондент  «Нового Калининграда.Ru», побывавший в тех самых районах, выяснил, что ситуация эта обыденная, и люди живут в основном натуральным хозяйством, как в учебнике по истории за 5-й класс. После этой истории словосочетание «продуктовые автолавки» стало нарицательным. Если говорилось, что автолавки поехали в такой-то район, это означало, что местному главе несдобровать.

Кстати, как признался позже губернатор, Светкина уволил именно он. Продуктовые автолавки, тем временем, резво съездили в Черняховский, Гвардейский районы, Железнодорожный и Янтарный. И если в Черняховском районе назначенного главу администрации Валерия Фомина заменили депутатом облдумы Сергеем Щепетильниковым под явным давлением, то в других муниципалитетах сработала новая схема «удаления глав в отставку»: местные депутаты поставили им по два  «неуда» за работу. При этом они поменяли местные Уставы таким образом, чтобы глава муниципалитета избирался из числа депутатов самими же депутатами, а вот главой администрации, расходующим бюджет, становился наёмный сити-менеджер.

После выборов в сентябре 2013 года Николай Цуканов откровенно признал, что кандидатуры на посты сити-менеджеров согласовываются с ним лично. «Что касается назначения сити-менеджеров, безусловно, эта ситуация согласуется со мной. Это нормальная практика. Поэтому мы будем стараться подбирать тех людей, которые, прежде всего, будут поддержаны депутатами — это раз, а во-вторых — будут поддержаны населением. Я, в свою очередь, тоже буду поддержку высказывать», — сказал Николай Цуканов. Не стоит отрицать тот факт, что нынешнему главе региона удалось  наладить более-менее работающую вертикаль и систему управления муниципалитетами, которые по закону должны быть независимыми от государственной власти. Вероятно, в оставшиеся  годы правления главы региона не стоит ждать прихода к власти в большинстве муниципалитетов ярких персонажей и оппозиционно  настроенных  личностей

Впрочем, не  обошлось без исключений. Калининграду всё же удалось сделать всё по-своему: местные власти наоборот смогли отказаться от должности свадебного генерала-главы города-председателя горсовета и вернуть полномочия главы исполнительной власти избранному мэру.

Текст — Оксана МАЙТАКОВА, фото — Алексей МИЛОВАНОВ.
-->