Интернет-конференция министра образования Наталии Шерри

Интернет-конференция министра образования Наталии Шерри

Сколько, кому и почему должны будут платить родители за посещение их детьми детсадов? Как отразится обязательный характер ЕГЭ на успехах калининградских абитуриентов? Какие еще учреждения может охватить процесс оптимизации образовательной сферы? На эти и другие вопросы читателей «Калининград.Ru» ответит министр образования правительства Калининградской области Наталия Шерри.

Уважаемые пользователи!
Ваши вопросы принимаются с 20 фквраля по 1 марта включительно.
Задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, будьте корректны и конкретны, не повторяйте уже заданные вопросы (в противном случае они будут удалены модератором).
Все поступающие вопросы после обработки модератором публикуются в открытом доступе.
Спасибо за Ваше внимание к проекту Калининград.Ru



Уважаемые пользователи! Убедительная просьба - задавайте корректные вопросы. Цель онлайн конференции - дать информацию. Задавайте вопросы, относящиеся к компетенции министра образования.


Наталья

Я работала в областном Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних на ул. Фурманова. По итогам его работы за период 2006-2007г. центр занял 2-е место по России по показателям эффективности деятельности. Однако в 2008 году центр Вами был реорганизован, стационар для подростков закрыт, многие специалисты, которых готовили не один год, потеряли работу. На чем было основано Ваше решение?

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, к сожалению, не потеряла своей актуальности в нашем регионе, в стране и в настоящее время. Действительно, в 2003 году в городе Калининграде на ул. Фурманова был открыт и начал свою работу Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних (далее ЦППРиК). Но, к сожалению, с момента открытия и до 2008 года указанный Центр так и не стал исполнять возложенных на него функций, оказался невостребованным специалистами и родителями муниципальных образования нашей области и превратился в еще один интернат. Межведомственные проверки, проводимые специалистами различных ведомств в рамках антинаркотической областной комиссии, а также проводимые Министерством образования выявляли существенные недостатки в работе руководителя и персонала Центра. Стационар в ЦППРиК в том виде, в котором он существовал себя не оправдал, более того, со стороны муниципальных администраций были в основном негативные отзывы о результатах работы с направленными с Центр детьми. Важно отметить и то, что 90% детей из 20 учащихся были направлены в учреждение не по профилю. Поэтому, о какой эффективности может идти речь? На основе анализа эффективности работы с позиции реальной помощи конкретным детям, родителям и специалистам, было принято решение о необходимости принятия экстренных мер по реорганизации Центра. Действующий Центр диагностики и консультирования детей и подростков, возглавляемый высокопрофессиональным руководителем (В.П. Стаховская), действительно эффективен и до сих пор осуществлял свою деятельность для детей доподросткового возраста. Принято решение об объединении двух Центров. Помимо сокращения административного аппарата (руководителя, бухгалтерии, технического персонала) указанное решение позволит повысить качество и эффективность работы специалистов указанных учреждений на благо нуждающихся в помощи жителей нашей области.
Екатерина Николаевна

Не знаю, кем уважаемая, Наталья Шерри. Мои вопросы корректны и находятся в рамках Вашей компетенции. Ведь Ваша работа не ограничена вопросами оплаты за детский сад и так называемой оптимизацией образовательной сферы. 1. Вы обязаны действовать в интересах города. Учитывая результаты Вашей "деятельности", чьи интересы Вы блюдете? 2. Вы, как и Клюйкова, сами с поста не уйдете, да? 3. Кто отвечает на наши вопросы? Зная, что "министры" уходят от конкретных вопросов (ответов), обоснуйте, пожалуйста, почему Вы проигнорируете мои вопросы (как и многие другие) Калининграду это интересно.

Уважаемая Екатерина Николаевна! 1. Я представляю интересы Калининградской области, а не только города Калининграда. 2. Планируя свое будущее, точно не буду руководствоваться эмоциями. Уходить с поста пока не собираюсь. 3. Конечно, мне помогали зафиксировать ответы (ведь их - 128) сотрудники Министерства, тем не менее, я отвечаю за каждый опубликованный ответ. Я никогда не игнорирую чужих вопросов и меня трудно в этом обвинить, даже когда на заданные вопросы не ожидают ответа.
Сергей

Наталья Сергеевна! Вам не кажется, что все огрехи сейчас пытаются списать на кризис в стране? Друзья в Германии никакого кризиса не себе не чувствуют! Нет ни безработицы, ни закрываются ни школы, ни больницы! Наоборот, все строится и финансируется в больших объемах! Такое впечатление, что кризис коснулся исключительно России и в большей степени Калининградской области, где царит полный беспредел в здравоохранении и не намного лучшая обстановка в образовании! Что нового в образовании, здравоохранении построило ваше правительство? Что разрушили и закрыли- известно всем! Мысли об отставке не посещают? Или еще много планов по дальнейшей "оптимизации" образования и здравоохранения? Ветераны области учителя и врачи такие реформы Вам никогда не простят!

Уважаемый Сергей! Мне трудно комментировать ситуацию, которая сложилась в Германии. Все-таки хотелось заметить, что в нашем регионе из-за кризиса не закрылось ни одной школы. Более того, в 2007-2008 годах были достроены и введены в строй школы - новостройки в г. Пионерский, пос. Мельниково Зеленоградского района, детский сад в городе Калининграде, реконструирована школа в поселке Доваторовка Черняховского муниципального района.
Наталья Александровна

Уважаемая Наталья Сергеевна!Как Вы считаете, не противозаконно ли брать деньги со студентов в студенческой библиотеке? Второй вопрос - мой сын учится в вузе платно - за что конкретно я плачу эти деньги и что могу за них требовать с вуза? (без ссылки на договор - не очень-то он внятный).

Уважаемая Наталья Александровна! 1. Высшие учебные заведения, располагающиеся в Калининградской области, являются либо вузами федерального подчинения, либо негосударственными, и не находятся в прямом ведении Министерства образования Калининградской области. Ответ на Ваш вопрос можно дать на примере Российского государственного университета им. И. Канта. Библиотека Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет имени Иммануила Канта» имеет право оказывать платные услуги лицам, не являющимся обучающимися или сотрудниками университета, а также взимать компенсацию с обучающихся и сотрудников университета за пользование литературой библиотеки сверх установленного учебным планом срока освоения соответствующих дисциплин. Кроме того, читатели имеют право пользоваться фондом читального зала и контрольным экземпляром учебника из фонда учебного абонемента на условиях оплаты ночного абонемента, за что также предусмотрена соответствующая оплата. Библиотека РГУ им. И. Канта может оказывать и иные виды платных услуг. Помимо вышеперечисленных платных дополнительных услуг библиотеки, взимание платы с обучающихся и работников может производиться в случае порчи литературы библиотеки, нарушения сроков возврата книг. Перечень платных услуг, оказываемых библиотекой РГУ им. И. Канта, и прейскурант цен на их оказание утверждены ректором университета и доведены до сведения читателей, путем размещения на информационных стендах библиотеки университета. Обращаем Ваше внимание на то, что взимание платы за пользование литературой библиотеки производится только за оказание дополнительных услуг, а размер оплаты не зависит от формы и основы, на которой обучается студент. 2. Стоимость обучения определяется самим вузом и складывается из зарплаты преподавателей, технического персонала, аренды аудиторий, библиотеки, столовой, налоговых и коммунальных платежей, содержания оргтехники, автомобилей и т.п. В условиях инфляции стоимость обучения может возрасти с учетом фактических затрат (в среднем повышение составляет 5-10% в год). Если повышение не записано в договоре, вуз не может требовать денег дополнительно. Оплата производится в рублях, но в договоре можно указывать ее валютный эквивалент. Сумма определяется по официальному курсу на день платежа. Вуз не имеет права брать дополнительную оплату за ликвидацию академической задолженности, практику, курсовые и дипломные работы, итоговую аттестацию. Вступительные экзамены, оформление документов, перевод с факультета на факультет, с одной формы обучения на другую, восстановление также не может считаться дополнительной платной услугой. Во многих вузах оплата за обучение дифференцируется в зависимости от варианта оплаты (до определенной даты, за весь срок обучения и т.п.), а также в зависимости от успехов студента в учебном процессе и общественной активности. Обязательства сторон прописываются в договоре на обучение, заключаемым абитуриентом. Например, 03 октября 2006 года Ученым советом РГУ им. И. Канта было утверждено Положение о Платной образовательной деятельности Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет имени Иммануила Канта», предусматривающее, что оплата за обучение утверждается ректором университета на семестр. В течение семестра плата за обучения не может быть изменена. В разные семестры оплата обучения может меняться как в сторону увеличения, так и уменьшения, что зависит от фактических затрат на обучение студентов.
Наталья Александровна

В течение 10 лет, пока мой сын учился в школе, я ужасалась падению уровня среднего образования - а ведь он учился в лицее! В чем, на Ваш профессиональный взгляд, причины низкого качества образования, школьных учебников, школьных учителей? Спасибо.

Уважаемая Наталья Александровна! Очень своевременный вопрос. Кризис 90-х поразил не только экономику, но и образование. Падение престижа учителя из-за низкой заработной платы привело к тому, что с одной стороны в образовании сформировался большой дефицит молодых кадров. Геополитическое положение области сказывается на том, что затруднен приезд специалистов других регионов и областей для повышения квалификации и обмена опытом. А так же резко уменьшилось количество педагогов, которые выезжали за пределы области с целью повышения квалификации. Изменения в политической и экономической жизни страны потребовали изменений и в сфере образования. С этой целью с 2006 года началась реализация приоритетного национального проекта «Образование», направленного на повышение авторитета учителя, его заработной платы, оснащение школ современным оборудованием, повышению квалификации педагогов. За три года реализации ПНПО 543 педагога нашего региона стали участниками конкурса лучших учителей в рамках нацпроекта «Образование». 332 из них получили премии, на выплаты которых было направлено более 26 миллионов рублей. Но главное, что необходимо было достигнуть – это повышение качества образования. На сегодняшний день мы смогли это сделать благодаря введению нормативного подушевого финансирования, тем самым создавая конкурентную среду в образовательной системе. Для учреждений появилась возможность планировать долгосрочные перспективы развития. Сегодня родители стали предъявлять другие требования к предоставлению качественного образования. На самом деле произошли системные изменения в сфере образования. Изменилась психология руководителя образовательного учреждения. Сегодня директор от позиции просителя и исполнителя указаний вышестоящих организаций переходит на совершенно иной уровень. От его компетентности и неравнодушия зависят судьба и перспективы образовательного учреждения и каждого работника. Другим инструментом в повышении уровня образования стало введение новой системы оплаты труда. Произошел отход от уравнительных подходов и обеспечение повышения доходов учителей, в первую очередь в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы. Как результат в повышении уровня качества образования мы можем рассматривать то, что происходит снижения количества выпускников, получивших неудовлетворительные отметки. В 2008 году больше на 8% выпускников освоили стандарт общего образования.
Алексей

Здравствуйте, учусь в РГУ им. Канта. У меня простой вопрос, плата увеличивается каждый семестр, качество преподавания снижается. Удивляет, как один преподаватель может обучать 5-6 абсолютно разным предметам? Качество обучения в РГУ как-нибудь контролируется?

Уважаемый Алексей! 1. Платная деятельность в РГУ им.И.Канта регламентируется Положением о Платной образовательной деятельности университета, предусматривающее, что оплата за обучение утверждается ректором университета на семестр. В разные семестры оплата обучения может меняться как в сторону увеличения, так и уменьшения, что зависит от фактических затрат на обучение студентов. 2. Система контроля качества обучения в РГУ им. И. Канта регламентируется Положением о внутривузовской системе гарантии качества образования, утвержденным решением Ученого совета РГУ им. И. Канта от 23.10.2007 г. В настоящее время на сайте университета http://www.kantiana.ru размещен отчет по самообследованию, в котором представлены, в том числе, и результаты мониторинга качества образования в РГУ им. И. Канта. В марте 2009 года РГУ им.И.Канта будет проходит независимую комплексную оценку Рособрнадзора. Комплексная оценка предполагает проверку наличия условий для образовательной деятельности, обеспеченность библиотечным фондом, укомплектованность профессорско-преподавательским составом, соответствия учебных программ федеральным стандартам, качества научных исследований, дипломных работ, проведение процедуры независимого тестирования студентов и т.д. В случае успешного прохождения комплексной оценки и положительного решения Аккредитационной коллегии Рособрнадзора вуз получает лицензию на образовательную деятельность и свидетельство о государственной аккредитации на срок до 5 лет. 3. Законодательством Российской Федерации ограничения по количеству предметов, которые может вести один преподаватель, не предусмотрены. Учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается вузом самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году. Основным условием ведения тех или иных предметов является наличие у преподавателя профильного образования. Данное соответствие проверяется в ходе процедуры лицензирования и государственной аккредитации вуза. На мой взгляд, такое совмещение возможно только по профильным дисциплинам. Если же речь идет о совмещении отдаленных профилей или не профильных предметов, то это несомненно сказывается на качестве обучения, а следовательно не допустимо.
Эдуард Громовой

Добрый день! Постановлением Ленинградского районного суда на 90 суток приостановлена работа «Коррекционной общеобразовательной школы-интерната № 1 VIII вида» (для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья).Я прочитал положения о министерстве образования Калининградской области.Согласно этого положения, министр образования несет персональную ответственность за состояние ВСЕХ учебных заведений Калининградской области, вне зависимости от их финансирования-из федерального,областного или местного бюджетов.Кроме того, каждо учебное заведение получает Лицензию на деятельность, которую выдает Министр образования. Как случилось, что данное учреждение имеет лицензию? Почему на стадии выдачи лицензии Вы, как министр, не выявили нарушения и не заставили руководителя учреждения их устранить? В чем заключается руководство Министерством, в общем напралении "куда идти" или все таки образование это не только учебники, а еще и хозяйственная ,финансовая, культурно-досуговая часть работы?

Уважаемый Эдуард Громовой! 1. Не смотря на то, что в Положении о Министерстве образования Калининградской области нет указания на персональную ответственность министра за состояние всех учебных заведений Калининградской области, я с себя эту ответственность не снимаю. При выдаче лицензии на ведение образовательной деятельности мы опираемся на заключение Госпожнадзора и Роспотребнадзора. Данные заключения при выдаче лицензии школе-интернату №1 были положительными. 2. Министерство образования определяет курс развития: «зачем, куда, и каким образом», а в части хозяйственной, финансовой и культурно-досуговой деятельности за нами только учреждения, подведомственные Министерству образования региона.
Юлия

Мы - многодетная семья. Средний сын идет в сад, через год пойдет младший, сколько будет стоит их пребывание там? Дочь идет в школу № 22 по месту жительства (кстати, и рядом с садиком). Нас предупредили, что дополнительные платные предметы (информатика, язык и хореография) станут обязательными для посещения и будут внесены в общую сетку школьного расписания. В другую школу просто нет физической возможности водить, платить - не хватает финансов. А как же гарантии бесплатного образования и что нам делать? Да, по калининградскому телевидению говорили, что учебники для начальной школы предоставляются бесплатно, а нам сказали готовить 2500 рублей. Где искать правду?

Уважаемая Юлия! 1. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» учредители образовательных учреждений дошкольного образования вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание ребенка. Учредителями муниципальных дошкольных образовательных учреждений являются муниципальные органы местного самоуправления. При этом размер родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат. Изменение размера родительской платы возможно в случае увеличения затрат на содержание ребенка в дошкольном учреждении. Более точный ответ на Ваш вопрос Вы можете получить от органа управлением образования, которому подведомственно дошкольное учреждение, в котором обучается Ваш ребенок, или сообщить дополнительную информацию в наш адрес об этом дошкольном учреждении. Кроме этого, в целях материальной поддержки воспитания детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения дошкольного образования родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы на первого ребенка в размере 20 процентов размера внесенной ими родительской платы, на второго ребенка - в размере 50 процентов и на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов размера указанной родительской платы. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении. 2. В соответствии с действующим законодательством платные образовательные услуги не могут быть оказаны муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности. Кроме этого отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг. Платные образовательные услуги должны оказываться по запросу родителя (законного представителя) и исключительно на добровольной основе. Расписание по платных образовательным услугам должно быть отдельное (за основной сеткой учебных часов). 3. Расходы на приобретение учебников финансируются из областного бюджета в соответствии с утвержденными региональными нормативами бюджетного финансирования. Вы вправе требовать от школы бесплатных учебников из библиотечного фонда учреждения. Если данный вопрос в школе не удается урегулировать, то сообщайте по тел. 21-22-87, Бабченок Елена Андреевна. 4. Все обозначенные Вами вопросы и пути их решения относятся к компетенции муниципальных органов власти (муниципального образования «Городской округ «Город Калининград»).
Александра

Наталия Сергеевна скажите работникам бюджетной сферы будет возвращена заработная плата которую они получали до создания вами приказа об оптимизации расходов областного бюджета и будут ли возвращены те 50% которые вы у них забрали?

Уважаемая Александра! Если Вы работаете в учреждении, подведомственном Министерству образования Калининградской области, то знаете, что в компетенцию Министерства не входит утверждение объемов финансирования сферы образования. В связи с прогнозируемым сокращением доходов областного бюджета в 2009 году бюджетной комиссией Калининградской области в ноябре прошлого года было принято решение об оптимизации расходов в подведомственных учреждениях образования и пересмотре объемов целевых субвенций и субсидий, а также ведомственной и целевых программ. В соответствии с приказом Министерства образования «Об оптимизации расходов» руководителям подведомственных учреждений было предписано сократить штатную численность работников, а не фактическую заработную плату. Для получения более детального ответа на поставленный Вами вопрос необходимо иметь информацию о названии учреждения, в котором Вы работаете и Вашей должности (тел. 93-01-09, Марецкая Галина Геннадьевна).
Екатерина

Уважаемая Наталия Сергевна! Что станет с педагогическим коллктивом шуолы-интерната №3 по ул. Желябова? неужели такие опытные специалисты, посвятившие себя работе с детьми (за не самую высокую зарплату), останутся без работы? А нашлись ли патронатные семьи для детей-сирот? Какая работа будет вестись с детьми, не адаптировавшимися к новым условиям и новой среде?

Уважаемая Екатерина! Завершать обучение в стенах школы-интерната №3 будут обучающиеся, воспитанники 7-9 классов, которых в общей сложности 60 человек, кроме ребят, которым рекомендовано обучение по специальной (коррекционной) программе VIII вида. Этих учащихся, а их 8 человек переведут в специализированные учреждения в соответствии с рекомендованной программой обучения, так как школа-интернат № 3 не имеет лицензии на данный вид образовательной деятельности и их пребывание в данном учреждении просто незаконно. Школьники, которые имеют родителей (законных представителей), а таких в интернате 10 человек будут переведены в общеобразовательные школы по месту жительства. При этом часть ребят, примерно 20-30 человек, планируется оставить в кадетском корпусе. В отношении патроната следует отметить, что эта тема по-прежнему актуальна, а работу по устройству детей в семьи инициирует и организует само учреждение. К сожалению, коллектив школы-интерната не стремился помочь детям в обретении новых семей, а старался сохранить контингент воспитанников, заботясь, прежде всего о своей учебной нагрузке. Так за 2008 год из школы-интерната в семьи устроили всего двух детей, а в детском доме «Янтарик», к примеру, за тот же период были найдены родители для 15 воспитанников.
Ирина

Почему, на Ваш взгляд педагога, наша власть никогда не считалась с мнением людей? Ведь этому в школе не учили! Или взгляды "Единой России" - "исключительно правильные и верные"? Вот и термин придумали для уничтожения школ и больниц, сокращения работников- "оптимизация". А как "оптимизируется" сама власть, - что закрыли, кого сократили?

Уважаемая Ирина! В 2005 году, когда Георгий Валентинович Боос стал Губернатором Калининградской области, то первое, что он сделал, это оптимизировал аппарат регионального правительства. В этих целях были произведены сокращения госслужащих. В частности, штат Министерства образования был уменьшен на 50 %. При этом расширились полномочия регионального органа управления образованием. В функциональные обязанности были добавлены реализация молодежной политики, профилактика асоциальных явлений в детско-молодежной среде и правовая и социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Я считаю, что каждый человек имеет право выражать свои взгляды и иметь собственные убеждения. Я не являюсь членом «Единой России», хотя не скрываю того, что многие идеи этой партии созвучны моим убеждениям.
Наталья

Наталья Сергеевна, в мае этого года моему ребенку исполняется три года. Судя по номеру очереди в детский сад мы сможем пойти лишь в 2010 году. Сидеть дома с ребенком некому. А уволиняться с работы, учитывая всё новые и новые "реформы", нельзя. Может подскажите, что делается в таких случаях.

Уважаемая Наталья! Прекрасно понимаю всю трудность Вашей ситуации. К сожалению, сегодня в такой ситуации оказались не Вы одна. Только в 2008 году в Калининградской области было открыто 9 новых детских садов, создано 2862 дополнительных места в дошкольных образовательных учреждениях. Но, увы, это слишком мало. Всех желающих обеспечить местами в детских садах мы, по-прежнему не можем. Вы можете подать заявление в группу кратковременного пребывания. Это, с одной стороны, позволит обеспечить дошкольное образование Вашему ребенку, а, с другой стороны, хотя бы частично решит проблему вашей занятости. Хочу отметить, для детей 5-6-летнего возраста мы стараемся решить проблему обеспечения дошкольным образованием полностью.
Александр

Уважаемая Наталья Сергеевна, не совсем понятно, когда все-таки новая система оплаты труда для бюджетников будет реально внедряться? Например, в КГТУ, ее замена вобще не чувствуется. Более того, слышал, что преподаватели должны подписать какие-то бумаги о добровольном отказе от новой системы до конца июня 2009 г. Получается, что все только на словах... Прокомментируйте пожалуйста ситуацию. Спасибо.

Уважаемый Александр! В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 с 1 декабря 2008 г. введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений. Для получения более детальной информации на поставленный вопрос Вам необходимо ознакомиться с локальными актами образовательного учреждения, в котором Вы работаете, регламентирующими систему оплаты труда, виды компенсационных и стимулирующих выплат, а также порядок их назначения. Одновременно замечу, что все члены трудового коллектива должны быть письменно уведомлены об изменениях системы оплаты труда не позднее, чем за 2 месяца до ее введения. Порядок перехода на новую систему оплаты труда, также как и подходы к ее формированию в федеральных государственных образовательных учреждениях регламентируются нормативно-правовыми актами Российской Федерации (постановлениями Правительства РФ, приказами Минздравсоцразвития, Минобрнауки и Рособразования РФ). Дополнительно сообщаем Вам координаты в Рособразовании: Отдел учреждений высшего профессионального образования и федеральных университетов, тел. 236-12-91; Отдел финансирования учреждений высшего и дополнительного профессионального образования тел. 237-58-52. На мой взгляд, новая система оплаты труда является более прогрессивной, чем предшествующая ей единая тарифная сетка, так как величина заработной платы работника находится в прямой зависимости от качества и результата труда. Информация об отмене новой системы оплаты труда у нас отсутствует.
Оксана

Наталья Сергеевна! возможно дли в нашей области открытие семейных дет.садов? некоторые регионы взяли пример с Москвы-и раб.места для мам-многодеток, и очередь в дет.сад не растет..., мама с детьми дома работает-занимается... Неужели нет никакой базы для этого? и остается только мечтать..? спасибо.

Уважаемая Оксана! Спасибо за интересный вопрос. Конечно, возможно. Вся работа Министерства образования направлена сегодня на это. Почему мы так настойчиво рекомендуем муниципалитетам введение норматива в детских садах? Да потому, что только тогда появиться возможность оплачивать по нормативу услугу по дошкольному образованию любому: и мини-детскому саду, и семейному детскому саду, и надомной группе, и частной группе кратковременного пребывания. Муниципалитету останется только сформировать заказ на данный вид услуг и оплачивать его выполнение в соответствии с нормативом. Уже в 2009 году группы надомного пребывания детей планируется открыть в Краснознаменском, Полесском, Гвардейском муниципальных районах, Мамоновском городском округе. Ведется работа в данном направлении и в городе Калининграде.
Людмила

Здравствуйте, Наталия Сергеевна. Когда планируется открытие Центра русского языка и литературы в парке "Юность"? Какие функции возложены на это учреждение? Где можно получить подробную информацию? Спасибо.

Уважаемая Людмила! Официальное открытие Центра русского языка состоится 15 мая 2009 года. Более подробную информацию о направлениях деятельности Центра и контактные телефоны можно узнать в отделе профессионального образования после 15 мая 2009 года по тел. 918674 (начальник отдела - Павлова Алла Николаевна).
Людмила

Здравствуйте. Какая зарплата у молодого учителя (выпускника университета) в обычной средней школе при стандартной ставке 20 часов в неделю? Спасибо.

Уважаемая Людмила! Система оплаты труда, также как и перечень компенсационных и стимулирующих выплат регламентируются Положениями об оплате труда конкретного образовательного учреждения. Базовый расчет должностного оклада учителя не зависит от стажа работы, размер стимулирующих и компенсационных выплат зависит от вида, качества выполняемой работы, а также результативности. В связи с этим приведу данные по средней заработной плате учителей различных регионов и муниципальных общеобразовательных учреждений на основании электронного мониторинга реализации комплексного проекта модернизации образования за январь 2009 года. С информацией по средней заработной плате учителей Вы можете ежемесячно ознакомиться на сайте комплексного проекта модернизации образования – www.kpmo.ru. На данном сайте есть информация и по каждой школе области. Информация о средней заработной плате учителей по субъектам Северо-Западного федерального округа Наименование субъекта РФ Размер средней месячной заработной платы учителей, руб. Калининградская область 16950 Псковская область 9918 Новгородская область 14278 Выборочная информация о средней заработной плате учителей по городским и сельским школам Калининградской области Наименование муниципального общеобразовательного учреждения Размер средней месячной заработной платы учителей, руб. Правдинская СОШ 17304 СОШ № 4 г.Балтийска 14879 СОШ № 3 г.Черняховска 17111 СОШ № 48 г.Калининграда 18086 СОШ № 21 г.Калининграда 17407 СОШ п.Добровольск (Краснознам. район) 15917 СОШ п. Новостроево (Озерский район) 24074 Привольненская СОШ (Черняховский район) 12396
Людмила

Здравствуйте. Означает ли, что при переходе на подушевое финансирование в школах Калининграда, самая маленькая зарплата будет у учителя иностранного языка (т.к. класс делится на подгруппы по 10-15 человек), а самая большая - у учителя физкультуры (т.к. через него проходят все классы)? Спасибо.

Уважаемая Людмила! Давайте для начала определимся. Нормативное подушевое финансирование распространяется на образовательное учреждение в целом. В зависимости от количества детей по нормативу формируется смета учреждения, включая фонд оплаты труда всех учителей и учебные расходы. А зарплата конкретного учителя зависит от того, какая система оплаты труда введена в школе. Так, при введении новой системы оплаты труда предусматривается зависимость базового размера заработной платы учителя от количества детей, которых он обучает. Но базовая часть заработной платы зависит также от количества уроков, проведенных данным учителем. Таким образом, учитывается сколько всего часов для всех учеников провел учитель в месяц. Методическими рекомендациями Министерства образования Калининградской области предусмотрены и рекомендованы для внедрения специальные коэффициенты, уравнивающие численность учащихся по отдельным предметам, таким как технология, иностранный язык, информационные технологии и т.п., где предусмотрено деление на группы. Учитывая, что на уроках физической культуры ребята делятся на группы также как и на уроках иностранного языка, думать, что учитель иностранного языка получает меньше при той же нагрузке, необоснованно.
Людмила

Здравствуйте. Разработана ли система надбавок и поощрений для педагогов дошкольного и школьного образования, которыми пользуются директора при начислении зарплаты? Если да, то дайте, пожалуйста, ссылки на нормативные документы. Спасибо.

Уважаемая Людмила! Перечень стимулирующих и компенсационных выплат разрабатывается трудовым коллективом самостоятельно на основе рекомендаций, разработанных соответственно на федеральном, региональном и местном уровнях. Нормативные документы по внедрению новой системы оплаты труда в муниципальных общеобразовательных и дошкольных учреждениях : - модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденная министром образования и науки РФ А.А.Фурсенко 22.11.2007 г.; - приказ министерства образования Калининградской области от 27 июля 2007 года № 1037/1 «Об утверждении рекомендаций по разработке системы оплаты и стимулирования труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений» приказ министерства образования Калининградской области от 27 августа 2008 года № 1871/1 «Об утверждении рекомендаций по разработке системы оплаты труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений»; - методические рекомендации по внедрению в дошкольных образовательных новых систем оплаты труда (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.08 г. № 03-599); - приказ Министерства образования Калининградской области от 27 августа 2008 года № 1871/1 «Об утверждении рекомендаций по разработке системы оплаты труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений». На сайте комплексного проекта модернизации образования – www.kpmo.ru. Вы можете ознакомиться с положениями об оплате труда, а также перечнем стимулирующих и компенсационных выплат работникам школ области.
Людмила

Здравствуйте. Какова максимально допустимая норма наполнения детсадовских групп (количество детей в группе)? Спасибо.

Уважаемая Людмила! Количество детей в группе дошкольного образовательного учреждения определено Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации. В группах общеразвивающей направленности для детей от 2 месяцев до 1 года – 10 детей, от 1 года до 3 лет – 15 детей, от 3 до 7 лет – 20 детей. К сожалению, эти нормы не выдерживаются.
Людмила

Здравствуйте. Сколько тратит бюджет на содержание 1 ребенка в детском саду (в месяц)? Будет ли бюджет компенсировать родителям эту сумму (или 20% от этой суммы), чьи дети не смогли попасть в детский сад из-за отсутствия мест? Спасибо.

Уважаемая Людмила! Хороший вопрос. Содержание одного ребенка зависит прежде всего от размеров детского сада. Если детский сад типовой, то это обходится бюджетам различных муниципальных образований Калининградской области от 4 до 6,5 тысяч рублей в месяц. Но есть маленькие детские сады, расположенные в приспособленных зданиях, в которых помещается 1-2 группы. Содержание одного ребенка в таких детских садах колеблется от 18 до 28 тысяч рублей в месяц. Из этих денег оплачивается дошкольное образование ребенка в детском саду – это раз, и обеспечивается присмотр и уход за ребенком – это два. Но если дать каждому ребенку дошкольное образование – это обязанность государства, то содержание ребенка, то есть присмотр и уход за ним – это, согласно Семейному Кодексу, обязанность родителей. Мы неоднократно поднимали вопрос о компенсациях перед федеральными органами, потому что считаем неправомерным тот факт, что компенсацию получают только те счастливчики, чьи дети попали в детский сад. У них и так все замечательно: ребенок получает дошкольную образовательную услугу, муниципалитет оплачивает 80% от расходов по присмотру и уходу за ребенком в детском саду, и им же еще государство компенсирует часть родительской платы. В то время, как дети, оставшиеся дома, не получают ничего. Несправедливо! Система изначально выстроена неправильно! Справедливой, на наш взгляд, является такая схема: 1. государство всем детям обеспечивает бесплатную дошкольную образовательную услугу, 2. затраты на содержание детей - обязанность родителей, 3. тем родителям, кто нуждается в государственной поддержке, оказывается адресная помощь, 4. тем, кто не попал в детский сад, выплачивается компенсация в размере стоимости дошкольной образовательной услуги.
Людмила

Здравствуйте. Каким образом будет повышаться качество образования и содержания ребенка в детском саду в связи с повышением платы за детский сад? Спасибо.

Уважаемая Людмила! К сожалению, сегодня качество дошкольного образования не может быть обеспечено. Эта услуга сегодня настолько востребована, что родители безропотно соглашаются на все условия, которые диктует им администрация учреждений. Только создание многообразных форм предоставления дошкольного образования и ликвидация очереди в детские сады позволят вывести вопрос о качестве на передний план. Когда у родителей появится возможность выбора, когда в среде детских садов возникнет здоровая конкуренция и будут бороться за каждого ребенка, тогда можно будет говорить о повышении качества. Наши реформы, которые мы предлагаем в системе дошкольного образования, подчинены исключительно этой цели. Но уже сегодня никто не мешает родителям входить в Управляющие советы детских садов не просто на бумаге, а действенно, со своими требованиями и предложениями. Родители имеют право отслеживать качество работы данного конкретного учреждения и требовать от администрации, чтобы к их мнению прислушивались. Командные методы управления – это вчерашний день образования всех уровней. И детским садам давно пора начать сотрудничать с родителями, привлекать их к управлению, а не только облагать их несанкционированными поборами. Раз Вы, родители, платите за оказываемые услуги, Вы должны и контролировать качество предоставляемой услуги.
Людмила

Здравствуйте. Будьте добры, перечислите специалистов, наличие которых обязательно в дошкольном образовательном учреждении (музработник, физкультурник, логопед, психолог и т.п.). Спасибо.

Уважаемая Людмила! Дошкольные образовательные учреждения самостоятельно формируют свои штатные расписания в рамках выделенного фонда оплаты труда. Среди специалистов, наличие которых обязательно для дошкольного учреждения можно назвать только воспитателя (приказ Министерства просвещения СССР от 31.12.1971 года №103). Сейчас мы разрабатываем стандарт качества дошкольной образовательной услуги, который, в том числе, определит и минимальный набор учебных занятий, который обязано предоставлять дошкольное учреждение всем детям бесплатно. На основании этого стандарта, учреждениям будет рекомендован определенный набор специалистов.
Вячеслав Анатольевич

Действительно ли посли изменения (увеличения) формы оплаты за детский сад эта услуга станет доступна для всех желающих? Не кажется ли Вам, что эта мера позволит уменьшить очередь за счет отсеивания неимущих. Неимущими ведь по-Вашему мнению являются те, у кого зарплата 10000 и менее, а те у кого зарплата 10001 рубль уже имущие и в состоянии оплачивать детский садик. Для справки: 10000 рублей это около 275 долларов США. После событий с девальвацией рубля все жизненнонеобходимые товары подорожали. Не кажется ли Вам, что эта планка существенно занижена?

Уважаемый Вячеслав Анатольевич! Давайте сразу разделим понятия: детский сад оказывает две услуги – услугу по образованию ребенка и услугу по содержанию ребенка, обеспечивая ребенку присмотр и уход. Сегодня муниципалитет берет на себя денежные обязательства по обеим услугам: обеспечивает образование в соответствии с Конституцией Российской Федерации и содержит ребенка, замещая в этом родителей. Если бы муниципалитет давал только образование, то давно уже обеспечил всех желающих, ликвидировав даже намек на очередь в детский сад. Но он еще выполняет социальную функцию, помогая родителям содержать своих детей. И в результате, те, кто действительно нуждаются в помощи, часто оказываются за бортом. Для них нет места в детском саду, их дети не получают образования, и государство не оказывает им никакой поддержки в содержании детей. Те же, кто имеет деньги и связи, как правило, обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях. Мы предлагаем другую схему. Услуга по дошкольному образованию – бесплатна для всех без исключения детей. А вот за содержание ребенка родители платить должны. Но плата за осуществление присмотра и ухода за детьми в детском саду должна устанавливаться дифференцировано. Если совокупный доход на каждого члена семьи составляет менее 10000 рублей в месяц (например: работают мама и папа, зарплаты 15 и 15 тысяч рублей в месяц, в семье двое детей, совокупный доход на каждого члена составляет 7,5 тысяч рублей), такую семью надо освободить от оплаты за содержание ребенка в детском саду. Эту оплату берет на себя муниципалитет. И другая ситуация: зарплаты мамы и папы составляют 15 и 25 тысяч рублей, ребенок один, совокупный доход на каждого члена такой семьи – 13,3 тысячи рублей в месяц. Согласитесь, что такая семья в состоянии частично оплатить содержание ребенка в детском саду: ведь это не только присмотр и уход, но и 3-хразовое питание в течение 24 дней. 2,5 тысячи рублей в месяц за это не так уж и много. Ну а если совокупный доход семьи больше 20000 рублей на каждого ее члена, то такие родители могут и должны содержать своих детей сами. Ведь Семейный Кодекс никто не отменял. И не надо заставлять государство содержать и кормить детей из таких семей!
Ирина

Уважаемая госпожа Шерри. Я тоже хочу услышать ответ на свой простой вопрос - есть какое-нибудь учреждение в нашей области, которое было создано вашими стараниями, которое до сих пор функционирует и при этом достигло каких-нибудь вразумительных результатов. Почему вы так нас не любите - чем вас обидела наша область? Почему обязательно надо идти по трупам, создавать нервозную обстановку для уважаемых и достойных людей: я о кадетском корпусе и интернате №3. Как вы себе представляете женщину на руководящей должности корпуса? Неужели офицерский состав кадетского корпуса исчерпал себя и не достоин дальше воспитывать наших мальчишек? Хороший подарок для офицеров этого достойнейшего учреждения к 23 февраля!!!

Уважаемая Ирина! 1. Учреждения, созданные нашими стараниями в области, есть. Один из примеров дистанционная школа для детей-инвалидов. 2. Область меня ничем не обидела, она мне нравится, и я предполагаю здесь дальше жить и работать. 3. Любые преобразования, как правило, затратны, сопряжены с переживаниями, которые часто связаны с нежеланием услышать, разобраться или передергиванием фактов. 4. Женщина-руководитель кадетского корпуса, это не редкость. Так, например, один из лучших кадетских корпусов города Москвы Кадетскую школу-интернат № 6, Московский Георгиевский кадетский корпус возглавляет Закирова Татьяна Михайловна, тогда как ее заместители - офицерский состав. Новые условия предполагают, что руководитель - это менеджер, а профильные направления возглавляют профессионалы.
Марина

Уважаемая госпожа Шерри. Моя дочь посещает детский сад №109. В декабре мы заплатили за садик 880 рублей (полный месяц) Плата за февраль составила 2300. Не совсем понятно, с чем связан такой рост цены. Ничего! Абсолютно ничего не изменилось. Группа большая, на нужды группы (родительский взнос)осенью собрали по 1500 за ребенка. Чаще всего дети с одним воспитателем. Няни постоянно меняются (если вообще есть). За что, для чего Вы такие тарифы нам устанавливаете? P.S. Работаю в школе. 20 часов, 1 категория, в две смены (порой с 8 до 18), классное руководство. За все 12 000 (голый оклад - 9000). С января зарплата снизилась. Прогнозы директора не радуют. А с экрана телевизора Вы докладываете, что в образовании все Ок!

Уважаемая Марина! Мы не устанавливаем размер родительской оплаты за содержание ребенка в детском саду. Детский сад №109, который посещает Ваша дочь, находится в ведении Министерства обороны. Мы уточнили ситуацию по таким детским садам. Размер родительской оплаты в них должен соответствовать размеру родительской оплаты в муниципальных детских садах. В городе Калининграде он составляет 1200 рублей в месяц. Оплата в 2300 рублей за февраль, возможно, содержит Ваши долги за предшествующие месяцы. За разъяснениями по данному вопросу Вы можете обратиться к заведующей детского сада №109 или к начальнику отдела общего, дошкольного, специального (коррекционного) образования нашего Министерства Бабченок Елене Андреевне по телефону 21-22-87. Что же касается вопроса качества дошкольного образования в Вашем детском саду, то не пора ли Вам, родителям, создать реально действующий Совет, который поможет навести порядок? Теперь по вопросу школьного образования. Средняя заработная плата в школах Калининградской области составляет сегодня 16000 рублей. И эта цифра взята не с потолка и не придумана мной. В рамках комплексного проекта модернизации образования осуществляется постоянный мониторинг заработной платы учителей во всех школах нашей области. Ознакомиться с ним Вы можете на федеральном сайте http://www.kpmo.ru. Данные по зарплате на этот сайт вносятся администрациями школ, и мы не можем их править или менять. Вы не указали в своем вопросе, о какой школе идет речь, поэтому мне трудно комментировать вашу ситуацию.
Анатолий

Мы живем, в широком понимании этого слова, не так как мы работаем, а так как нами управляют. Показатель качества управления, это уровень цен, чем больше рост, тем больше ошибки управления. Начинает разрастаться кризис управления. Те управленцы в деятельности, которых преобладает бухгалтерско- счетный, подход уже не адекватны Жизни. Многие управленцы воспринимают своё служение как бизнес, а у бизнеса на данный момент кризис системный, в том числе в миропонимании и мировосприятии. Начинает формироваться соборный интеллект Народа со своим целепологанием, которое не соответствует субъективному целепологанию управленцев в некоторых регионах. Пора вводить в терминологический аппарат понятия производительного и управленческого труда, а не умственного и физического, со своими метрологическими критериями оценки. В какую сумму ВЫ оцениваете результаты своего управленческого труда?

Уважаемый Анатолий! Надо согласиться, что введение понятия управленческого труда и его оценки - интересная, хотя не новая мысль. Учитывая, что Вы не предлагаете пока критерии и шкалу измерения, сделать оценку здесь и сейчас не представляется возможным.
Алексей

Уважаемая Наталья Сергеевна! Перечитал уже заданные Вам вопросы. И отметил одно поразительное сходство- люди недовольны реформой образования и реформой здравоохранения. Вероятно потому, что все реформы в этих областях каждая семья ощущает на себе и далеко не с лучшей стороны. Почему же тогда, власть имущие не прислушиваются к мнению простых людей и готовы идти по трупам, ломая и сокрушая на своем пути все, что создавалось предыдущими поколениями, лишь бы достичь своих, весьма сомнительных, а подчас и антинародных целей? Только не надо о путях рационализации, оптимизации и прочей игре слов, за которыми скрываются вполне понятные всем слова- "уничтожение", "безработица", "закрытие".

Уважаемый Алексей! Безусловно, во все времена были противники и сторонники реформ. И сегодня есть группа людей, которых не устраивают реформы. Но есть и те, кто видит, что только через преобразования можно изменить ситуацию в лучшую сторону, в частности в сфере образования. Сравните, как выглядели здания школ до реформы и сейчас. Пройдитесь по классам, посмотрите на то современное оборудование, которым пользуются учитель и ученики. Возможность использования современного оборудования и технологий позволяет организовать образовательный процесс на более высоком уровне. Ученики при обучении могут выбрать профиль образования в соответствии со своей будущей профессией, а единый государственный экзамен позволил выпускникам нашей области поступать в столичные вузы наравне с выпускниками столичных городов. Главной целью всех преобразований является повышение качества образования. Никаких других целей, включая оптимизацию бюджетных расходов, нет. Мы понимаем, что важно выстроить такие системные отношения между работниками и отраслью, чтобы образовательные услуги правильно оплачивались, чтобы отрасль была мотивирована к постоянному самосовершенствованию. Следствие этого – постоянно улучшающееся качество образования. Причем улучшение должно происходить не потому, что власть время от времени оказывает давление на систему, а потому что сама система должна быть выстроена таким образом, что без постоянного применения нового, передового она не может существовать.
Дмитрий Николаевич

Наталья Сергеевна, вы довольны уровнем преподавания истории в школе? Когда мой сын пришел из школы и сказал, что им на уроке в начальной школе на вопрос, - кто такой Ленин, - учитель ответила - преступник, я честно говоря, потерял дар речи. Вам не кажется, что современная трактовка истории, - это плевок в лицо старшему поколению, воспитанному на совершенно других традициях, и далеко не худших?! Что дала современная школа взамен пионерской и комсомольской организаций? Только не упоминайте организации типа современной "Молодой гвардии",- не надо кощунствовать перед А. Фадеевым и действительно светлыми образами молодогвардейцев, о которых в современной школе на уроках литературы даже не упоминается!!! На каком патриотизме основано современное воспитание школьников?

Уважаемый Дмитрий Николаевич! Руководитель органа управления образованием, если он, конечно, мыслит перспективно, не может быть полностью доволен уровнем преподавания любого предмета в школе. Иначе пропадает стремление к совершенствованию. Преподавание любого предмета имеет несколько уровней. С одной стороны, мы оцениваем содержательное наполнение. С другой – в преподавании очень важны педагогические технологии, методики преподавания. С точки зрения методического обеспечения преподавания истории в школе у меня претензий не больше, чем к преподаванию любого другого предмета. Что касается уровня преподавания истории, то для начала хотелось бы заметить, что этот предмет не преподается в начальной школе. Личное же мнение учителя по отношению в Ленину может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Как и в целом в обществе. Надо ли высказывать это мнение на уроке, имеет ли право учитель быть искренним с детьми при ответе на спорные вопросы, не относящиеся к теме урока? Возможно напротив, следует ограничиться пустой отговоркой - "известный исторический деятель" или переадресовать вопрос папе, маме, дедушке ребенка? Решение этой дилеммы зависит от индивидуальной педагогической концепции педагога. В то же время, надо понимать, что любой человек имеет свой собственный взгляд на происходящие и происходившие события. А учитель начальной школы, заметьте, он не является профессиональным историком, как любой гражданин нашей страны имеет конституционное право на собственные убеждения, даже если они не согласуются с Вашими или моими. Отвлекаясь от начальной школы, скажу, что преподавание истории не может качественно отличаться от современного состояния самой этой науки и от восприятия ее в общественном сознании. Как известно, с конца 1980-х годов происходит ревизия марксисткой трактовки прошлого. Она, между прочим, имела очень серьезные перекосы - была основана на пропаганде классовой вражды, атеизма и на других, не типичных для русской культуры традициях. Сегодня новой идеологической схемы истории пока не создано. Надеюсь, когда она появится, то будет построена на принципах национальной и религиозной терпимости, на уважении к каждому периоду прошлого нашего отечества, на понимании сложности и неоднозначности родной истории. Тогда не надо будет придумывать какой-то искусственный патриотизм - "советский", "новый русский", он сформируется сам собой и послужит благодатной почвой для взращивания молодых поколений. В постперестроечное время очень много экспериментировали с трактовками исторических периодов. До сих пор не утихают споры в оценке советской истории. Более того за несколько десятилетий было выпущено большое количество учебников. Некоторые из них не просто имели различные, порой, противоположные точки зрения, и содержали откровенные фактические ошибки. Правда, следует отметить, что ошибки, к сожалению, допускаются и в учебниках по другим предметам, даже по точным наукам. Для изменения ситуации на начало каждого учебного года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждается перечень рекомендованных и допущенных к использованию в учебном процессе учебников и учебных пособий по всем предметам, в том числе, и по истории. Прежде чем попасть в этот перечень каждое учебное пособие проходит научную экспертизу. Сегодня продолжаются споры при разработке учебников по истории, следует ли в учебнике приводить те или иные оценки исторических событий. Современный учитель истории сталкивается с одной глобальной проблемой – мировоззренческой – оценка содержания советского периода. Поэтому учителю истории необходимо быть предельно корректным в своих оценочных суждениях. Еще одна проблема в преподавании истории кроется в существующем в обществе разрыве между ментальностью поколений, выросших в СССР, и молодежи, формирующейся после 1991 года. История как раз может стать полем, на котором восстанавливается единство культуры, в чем нуждаются все. Кроме того, сегодня происходит процесс реидеологизации российского общества. История должна побуждать, и побуждает, в общем-то, мыслить нетривиально, нестандартно. Встроить «всю историю» в линейку, в которой все были одинаково причесаны, чтобы все даже одинаково думали, невозможно. А, наоборот, как мне кажется, нужно, чтобы историю показывали нетривиальной, тогда и молодым людям будет легче научиться жить не по заданной траектории, а искать свой путь. Задача учителя истории в том, чтобы реконструировать историческую эпоху как единое образование. Ведь то или иное историческое время объединяет главным образом одно общее настроение. Это настроение, оно не делится на два, не умножается на два, как правило, оно затрагивает всех современников. Это общее настроение определяется общим для всех способом думать, общими связями. И в этом смысле история одна. С другой стороны, восприятие истории всегда индивидуально, восприятие – это уже интерпретация. И в этом нет ничего страшного, если при этом стараться понять тех, кто жил в историческое время. Ну, просто чтобы не оказаться в плену собственных точек зрения, чтобы расширить собственный угол зрения. Ты можешь не совпадать с человеком в мотивациях, но ты понимаешь его. Нужно показать, что в науке истории не может быть одобрительного или, наоборот, острокритического отношения, публицистического. История учит тому, что нужно понимать другого. Если правильно построить учебный процесс, то детям это интересно, они на самом деле это очень любят. Должны ли школьники относиться к своей истории с патриотических позиций или, наоборот, критически? Ответ простой. Россия – великая страна с великой историей. Наш народ совершал великие подвиги и был свидетелем страшных преступлений. Подвигами надо гордиться, а преступления осуждать. Стержнем всей воспитательной системы региона является воспитание юного гражданина, патриота, духовно богатого и физически развитого юного жителя Калининградской области, юного жителя России. Одним из важных направлений деятельности системы образования является воспитание гражданственности и патриотизма. С этой целью в Калининградской области проводятся социально-значимые Акции, конкурсы, в основу которых положен метод социального проектирования и коллективной творческой деятельности. В рамках этой работы учащимися создаются и реализуются социальные проекты по направлениям исследовательской, творческой деятельности, помощи ветеранам и престарелым, проекты экологической направленности. При реализации проектов используются разнообразные формы работы: творческие и исследовательские конкурсы, выставки и концерты для ветеранов, шефская помощь престарелым и инвалидам, создание цветников, парков, благоустройство территорий и др. Ежегодно в Акциях принимает участие более 15 тысяч учащихся из городских и сельских средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, учреждений дополнительного образования, учебных заведений начального и среднего профессионального образования, детских общественных объединений. В последние годы, наряду с организацией широкого участия во всероссийских конкурсах по патриотическому воспитанию, проводятся областные конкурсы социальных проектов «Будущее в наших руках» и «Если не мы, то кто?», в которых принимают участие образовательные учреждения всех типов и видов, органы ученического самоуправления, школьные общественные организации, районные городские детско-молодежные организации. Активно проявляют себя детские общественные организации, в числе которых КГДМО организация скаутов «Медведь», ДОО «Навигаторов - скаутов», ДЮОО «Патриот», ДЮОО «Содружество», ДЮОО «Школьная республика», ДМОО «БАРС», организация на базе подросткового клуба Черняховска «Тимуровец». Ежегодно проходят конкурсы воспитательных программ духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи, программ по профилактике асоциальных явлений «Воспитать человека» и «Возрождение». Опыт образовательных учреждений, представивших лучшие программы, тиражируется посредством издания методических сборников, организации семинаров, конференций, мастер-классов. Программы социальной направленности призваны помочь образовательным учреждениям в работе по воспитанию гражданственности и патриотизма, национального самосознания, ответственности за своё будущее. Но и детское художественное творчество мы также рассматриваем с точки зрения воспитания патриотизма, национального самосознания наших учащихся. Неслучайно областные фестивали творчества учащихся учреждений общего, дополнительного, начального профессионального образования носят название «Люблю тебя, мой край родной!» (2005г.), «Люблю тебя, моя Россия (2006г.)», «Звёзды Балтики» (2007-2009г.). В фестивалях и конкурсах ежегодно принимают участие более 700 детских творческих коллективов с общим числом участников около 15 тысяч человек, показывающих своё мастерство в вокальном, цирковом, театральном искусстве, литературном творчестве, хореографии, художественном слове. Особое значение организаторы этих мероприятий и руководители творческих коллективов уделяют подбору репертуара, значительное место в котором занимают произведения гражданско-патриотической направленности.
Людмила

Госпожа министр, хотелось бы лично от Вас услышать, то что доносят до учителей директора школ, - как простой учитель должен зарабатывать? Сейчас стала избитой фраза министра здравоохранения Клюйковой- медики должны сами зарабатывать, - и при этом запрещаются платные медицинские услуги!!! В школе- тоже самое, - Вы говорите, - школа должна зарабатывать! Объясните, каким образом? Брать с родителей? Предоставлять платные услуги? Объясните, - какие? Директора школ не находят ответы на эти вопросы, впрочем, как и главные врачи, - и предлагают обращаться непосредственно к тем, кто вносит подобные предложения, т. е. к вам, министрам! Вы знаете ответы?

Уважаемая Людмила! Я очень огорчена, что Ваш директор не знает, как школа должна зарабатывать. Ведь только за 2008 год на реализацию школьных проектов было направлено более 80 млн. руб. из областного и федерального бюджетов. Любое образовательное учреждение может привлечь дополнительные (сверх норматива) средства на реализацию инновационных программ, развитие материальной базы, повышение квалификации учителей. Только Фонд стимулирования качества образования в Калининградской области составляет 100 млн. руб. и Ваше учреждение наряду с любым другим может получить часть этих средств, если будет обеспечивать качественное образование своим учащимся. Безусловно, любые средства сверх норматива выделяются на конкурсной основе и под конкретные обязательства или за конкретные достижения. Вся информация на сайте Министерства образования http://www.edu.baltinform.ru/. Участвуйте! Если мы хотим, чтобы наши выпускники были успешными в своей дальнейшей деятельности, то школа своим примером должна показывать, как привлечь дополнительные средства на реализацию своего проекта. Мы как Министерство образования также участвуем в конкурсах, и привлекли только в 2008 году более 100 млн. руб. из федерального бюджета на развитие региональной системы образования. Это же касается и учительства, сегодня есть разные конкурсные мероприятия: «Роялти педагогу-новатору», 100-тысячные и 50-тысячные премии в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и другое. Учительская инициатива поощряется. Не могу не сказать и оплатных образовательных услугах, не о добровольных пожертвованиях, а именно о платных образовательных услугах. Сегодня большой спрос со стороны родителей на дополнительные образовательные услуги. Все, что сверх стандарта школа может и должна предлагать родителям на платной основе. Но они должны четко знать, что это добровольно и необязательно, что предполагает данная услуга, какой результат будет на выходе.
Елена

Уважаемая Наталия Сергеевна! Сомневаюсь, что ответите, но все-таки задам свой вопрос. Плата за детский сад будет напрямую зависеть от зарплаты родителей, но тут есть нюанс - и я и мой муж, например, работаем в госучреждениях и зарплата у нас "белая", а большинство работает в частных организациях и, соответственно, официально получают минимальную зарплату, а реально больше нас (сами знаете какие зарплаты у бюджетников). Получается, мы будем платить честно 3000, а другие дети посещать бесплатно, имея реальный доход семьи выше нашего???Рядовые бюджетники и так не жируют, так теперь еще и за всех других детей платить станут??? Буду благодарна за ответ.

Уважаемая Елена! Напрасно сомневаетесь. Я всегда отвечаю всем адресатам. Вы ставите перед нами интересные вопросы. И я постараюсь ответить на них подробно. Начнем с теневой экономики. Одними из первых мер принятых Губернатором Калининградской области, были меры по выводу заработных плат всех структур из тени. Сделано в этом направлении очень много. Достаточно сказать, что сбор налогов в бюджет области увеличился за это время в 3,4 раза. И сейчас этот вопрос находится на постоянном контроле Правительства нашей области. Информация о зарплатах в конвертах принимается службами круглосуточно. И штрафные санкции к таким теневикам следуют незамедлительно. Конечно, можно ждать пока эта проблема будет решена полностью. Но сегодня мы стоим перед фактом: в системе дошкольного образования необходимо что-то менять. Иначе мы никогда не ликвидируем очереди в детские сады, и не наведем порядок с качеством дошкольного образования. Сегодня детский сад оказывает две услуги – услугу по образованию ребенка и услугу по содержанию ребенка, обеспечивая ребенку присмотр и уход. Если бы муниципалитет давал только образование, то давно уже обеспечил всех желающих, ликвидировав даже намек на очередь в детский сад. Но он еще выполняет социальную функцию, помогая родителям содержать своих детей. И вот здесь мы предлагаем ко всем семьям подходить дифференцировано, в зависимости от доходов. Не можешь содержать своего ребенка, государство тебе поможет. Но эта социальная поддержка будет носит заявительный характер. Чтобы ее получить придется собирать справки. И далеко не все родители пойдут на открытый подлог. Это уже дело внутренней воспитанности и этики. Я сама воспитывалась в школе-интернате. Зарплата у мамы была 120 рублей в месяц, так она платила за меня 56 рублей и никогда не просила освободить ее от оплаты. Но со мной в классе учился сын заведующей одного из московских рынков, у которой официальная зарплата составляла 80 рублей. Так вот она каждый месяц приносила все необходимые документы для получения льгот по оплате за сына. Но такая мама у нас была одна. Я повторюсь, это дело внутренней совести каждого! Не понятно, почему Вы считаете, что Вам придется платить за всех других детей? Законы Российской Федерации, в соответствии с которыми предоставление дошкольного образования является расчетным обязательством муниципальных районов и городских округов, никто не отменял. При любой системе оплаты Вы будете платить только за себя, а вот за тех, кто не может платить, деньги будут выделяться из муниципального бюджета.

« Вернуться в раздел Прием вопросов закончен

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.