Интернет-конференция министра образования Наталии Шерри

Интернет-конференция министра образования Наталии Шерри

Сколько, кому и почему должны будут платить родители за посещение их детьми детсадов? Как отразится обязательный характер ЕГЭ на успехах калининградских абитуриентов? Какие еще учреждения может охватить процесс оптимизации образовательной сферы? На эти и другие вопросы читателей «Калининград.Ru» ответит министр образования правительства Калининградской области Наталия Шерри.

Уважаемые пользователи!
Ваши вопросы принимаются с 20 фквраля по 1 марта включительно.
Задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, будьте корректны и конкретны, не повторяйте уже заданные вопросы (в противном случае они будут удалены модератором).
Все поступающие вопросы после обработки модератором публикуются в открытом доступе.
Спасибо за Ваше внимание к проекту Калининград.Ru



Уважаемые пользователи! Убедительная просьба - задавайте корректные вопросы. Цель онлайн конференции - дать информацию. Задавайте вопросы, относящиеся к компетенции министра образования.


инга

Хотельсь бы довать к вопросу № 111. Знает ли министр каким образом происход начисление за д/сад? Сколько стоит день пребывания ребенка в д/саду? Эта сумма фиксированная, или нет? Если нет, то из чего она складывается. И вот про январь месяц хотелось бы по подробнее, с сылкой на статьи закона. И еще, почему одни д/сады выставляют квитанции предоплатой ( в январе за январь), а другие по факту ( в феврале за январь) с учетом фактического посещения д/сада?

Уважаемая Инга! Знаю. Фиксированной суммы здесь нет. Исходя из своих возможностей, каждый муниципалитет определяет сумму, которая будет выделяться из бюджета на каждого ребенка в детском саду. И суммы эти на 2009 год определены в пределах 4,5 – 7 тысяч рублей в месяц. При этом надо понимать, что кроме типовых детских садов у муниципалитета есть маленькие детские сады на 1-2 группы, расположенные в приспособленных зданиях. Такие детские сады – затратные. Содержание одного ребенка в них колеблется от 18 до 28 тысяч рублей в месяц. Но размер родительской платы в этом детском саду будет таким же, как в соседнем, типовом. В настоящее время размер родительской платы в различных муниципалитетах колеблется от 400 до 1800 рублей в месяц. Размер родительской оплаты и механизмы ее взимания определяются правовыми документами муниципалитета, но ни в одном из муниципалитетов размер родительской платы не превышает 20% от фактических затрат на содержание ребенка в детском саду.
Александр Юрьевич

Наталья Сергеевна! Слово "учитель" и "педагог" мужского рода. Из истории мы знаем, что все великие учителя, начиная от Архимеда и Пифагора и заканчивая Макаренко, Сухомлинским, Аманошвили, были мужчинами. Как Вы думаете, может все проблемы нашей педагогики кроются в том, что по тем или иным причинам оно стало женским по своей природе? Надеюсь на искренний ответ.

Уважаемый Александр Юрьевич! Думаю, что утверждение о доминировании женщин в образовании несколько преувеличено. В руководстве федерального Министерства образования и науки - министр и его заместители, как известно, мужчины. Примерно такая же ситуация в Российской академии образования и почти во всех ВУЗах - мужчин там явное большинство. В муниципальных органах управления образованием, среди директорского корпуса образовательных учреждений в нашей области имеет место гендерный паритет. Когда же речь идет о школах, детских садах то действительно, у российского учительства преимущественно женское лицо. Типичный российский воспитатель, нянечка - тоже женщина. Во многом это объясняется демографическим и социально-экономическими процессами 1930 - 1950-х годов. В Советском Союзе, как и в других индустриальных державах женщины массово пошли работать. Сохраняя при этом традиционную обязанность исполнять и большую часть домашней работы. Наилучшее применение многие из них находили в педагогике, которая исконно была одной из функций "хранительницы домашнего очага". Вместе с тем большинство мужчин находило удовлетворение своим амбициям в других, более престижных с их точки зрения, профессиональных сферах. Думаю, что проблемы образования не в том, кто осуществляет политику, а в том, как она осуществляется.
Андрей

Госпожа Министр! Большинство задаваемых Вам вопросов почему-то имеют финансовый оттенок. А мне бы хотелось задать вопрос содержательного характера. Вы являетесь "рулевым" корабля под названием "Отечественная педагогика". Каким курсом движется судно? Каков конечный пункт назначения? Какие цели и задачи ставит перед собой современная педагогическая наука? Думаю, что Министр образования должен показывать свою компетентность именно в этих вопросах, а не в том: сколько, где и почём.

Уважаемый Андрей! В ближайшее время в России будет принята Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», направленная на модернизацию и развитие системы общего образования страны. Об этом сообщил Президент России Дмитрий Медведев 5 ноября 2009 года в Послании Федеральному Собранию. В настоящее время уже разработан и активно обсуждается педагогическим сообществом проект стратегии «Наша новая школа». Он определяет 5 ключевых направлений развития общего образования в нашей стране: 1. Обновление образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. В рамках реализации комплексного проекта модернизации образования в Калининградской области в этом году будет проводится широкое обсуждение предлагаемых стандартов и их апробация, а уже с сентября 2010 года – его внедрение во всех общеобразовательных учреждениях региона. 2. Система поддержки талантливых детей. Необходимо будет создать как специальную систему поддержи талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. В Калининградской области создан образовательный Интернет-портал поддержки талантливых детей, проводятся десятки творческих, научно-исследовательских и спортивных конкурсов и соревнований. Ежегодно в регионе проводится школьный, муниципальный и региональный этапы олимпиады школьников по 19 предметам. В школьном этапе принимают учащиеся 5-11 классов, муниципальном – 7-11 классов, региональном – 9-11 классов. В региональном этапе олимпиады в этом году приняло участие 1380 учащихся из всех муниципальных образований области. 3. Развитие учительского потенциала. Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей. К стимулам качественного учительского труда следует отнести и механизм внедрения новых систем оплаты труда педагогов. Соответствующую практику, реализуемую в 34 регионах (в том числе в Калининградской области) в рамках комплексных проектов модернизации образования, следует в целом признать успешной. Итог очевиден – зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьных советов. Эффективные способы работы лучших учителей должны находить распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. В нашей области уже очень многое сделано для поддержки учителей. В рамках направления «Денежное поощрение лучших учителей» приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 года федеральными и региональными денежными премиями были награждены 332 педагога. Ежегодно проводятся такие конкурсы, как «Учитель года», «Сердце отдаю детям». 4. Современная школьная инфраструктура. Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. В соответствии с федеральной целевой программой развития Калининградской области на период до 2014 года в регионе планируется строительство 22 новых школ, отвечающих всем современным требованиям. Строительство 4 из них начнётся уже в этом году, а одну школу (в п. Большое Исаково Гурьевского муниципального района) к концу 2009 года планируется ввести в строй. 5. Здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. С 2008 года Калининградская область участвует в реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации школьного питания обучающихся в школах. В прошлом году новая схема организации питания (с установкой необходимого современного оборудования) была введена в 4 муниципальных образования и 26 муниципальных общеобразовательных учреждениях с численностью учащихся 14994 человека. В реализации проекта в 2009 году примут участие 11 муниципальных образований и 59 муниципальных общеобразовательных учреждений с численностью учащихся 25382 человека.
Андрей

Почему ЕГЭ с кажды годом все сложнее и сложнее? И чего ждать в следующем году?

Уважаемый Андрей! Согласно Федеральному закону «Об образовании», единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта. Результаты ЕГЭ признаются образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам. В период с 2001 по 2008 годы ЕГЭ проводился в режиме эксперимента. Это означает, что процедура и правила проведения ЕГЭ и использования его результатов все эти годы совершенствовались, в том числе в результате широкой общественной дискуссии. В 2009 году ЕГЭ впервые будет проводиться в штатном режиме, что установлено соответствующими поправками, внесёнными в Федеральный закон «Об образовании». В связи с этим Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены новые нормативные документы, регламентирующие вопросы, касающиеся ЕГЭ. Необходимо отметить, что по сравнению с предыдущими годами ЕГЭ приобрёл следующие преимущества: 1. Результаты ЕГЭ могут быть использованы не только в год его сдачи, но и в следующем году, вплоть до 31 декабря. Это означает, что не обязательно пересдавать ЕГЭ, чтобы поступить в учреждение среднего или высшего профессионального образования в следующем году. 2. Результаты ЕГЭ не переводятся в пятибалльную шкалу, а значит, не могут повлиять на итоговую оценку, выставляемую в приложение к аттестату. 3. Для того чтобы получить аттестат, требуется успешно сдать только два обязательных ЕГЭ – по русскому языку и математике (необходимо набрать по каждому из экзаменов установленное минимальное количество баллов). Остальные экзамены выпускники сдают только на добровольной основе и по своему выбору. Сдавать такие экзамены для получения аттестата о среднем (полном) общем образовании не обязательно, а их количество определяется выпускниками самостоятельно. 4. В случае если выпускник не набрал минимальное количество баллов по одному из обязательных экзаменов (русскому языку или математике), для получения аттестата он сможет пересдать этот экзамен в текущем году. 5. Все учреждения среднего и высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, обязаны осуществлять прием только на основании результатов ЕГЭ, а сдавать дополнительные вступительные испытания в большинстве случаев не требуется. Содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ соответствует федеральному государственному образовательному стандарту содержания общего образования, а значит, сложность заданий год от года существенно меняться не может. Более того, происходить некоторое упрощение спецификации контрольно-измерительных материалов: в этом году из заданий ЕГЭ по иностранным языкам исключена устная часть экзамена (раздел «Говорение»).
Дмитрий

Почему Учителя, которые всю жизнь сидят в плохооборудованных и холодных классах, получают такую маленькую зарплату? Почему Нельзя сделать норм ремонт в Комсомольской школе, чтобы она нормально отапливалась? Когда в Комсомольске сделают человеческий стадион? Ведь один учитель не может отвечать за всю это " поле"! почему миллионы выделяют а дети их не видят?!

Уважаемый Дмитрий! Ваша информация о том, что в филиале СОШ пос.Озерки, расположенном в поселке Комсомольском, в настоящий момент холодные классы и нарушен тепловой режим не подтвердилась. Система оплаты труда, также как и перечень компенсационных и стимулирующих выплат регламентируются Положением об оплате труда МОУ СОШ п. Озерки, рассмотренным и одобренным Советом трудового коллектива. Приведу данные по средней заработной плате учителей Вашей школы и различных муниципальных общеобразовательных учреждений на основании электронного мониторинга реализации комплексного проекта модернизации образования за январь 2009 года. С информацией по средней заработной плате учителей Вы можете ежемесячно ознакомиться на сайте комплексного проекта модернизации образования – www.kpmo.ru. На данной сайте есть информация и по каждой школе области которая формируется образовательными учреждениями самостоятельно. Информация о средней заработной плате учителей по городским и сельским школам Калининградской области Наименование муниципального общеобразовательного учреждения Размер средней месячной заработной платы учителей, руб. СОШ п.Озерки 13231 СОШ п.Добровольск (Краснознам. район) 15917 К компетенции органом местного самоуправления (муниципального образования «Гвардейский район») относятся полномочия по содержанию и ремонту зданий и всей инфраструктуры. Ваше предложение о ремонте школы и стадиона не может быть рассмотрено в настоящий момент потому, что бюджеты всех уровней уже утверждены, также как и перечень строек на ближайшие годы (2009-2011 г.г.). В адрес начальника управления образования муниципального образования «Гвардейский район» направлено предложение при наличии дополнительных источников и потребности в ремонтно-строительных работах предусмотреть данный объект в планах текущего и капитального ремонтов.
майя

Объясните пожалуйста,почему сотрудники отдела образования поехали в Тюмень,дабы посмотреть как они наладили работу д/с в автономном режиме,в конце февраля?На сколько мне известно наш сад должен был перейти на автономку с января,перенесли на апрель,а что раньше съездить нельзя было?А может надо было опытом поделиться,документы подготовить,все обдумать,а потом начинать об этом говорить?

Уважаемая Майя! Сотрудники отделов образования и руководители образовательных учреждений впервые знакомились с опытом Тюменской области в конце 2007 года. Затем ездили в 2008 году. В прошедший период мы обучили руководителей, подготовили нормативную базу, изучили опыт других регионов и пришли к выводу, что тюменский опыт наиболее нам интересен. В феврале 2009 года в Тюмень выехали главы муниципальных образований, потому что за ними остается принятие политического решения на местах. Поездка была результативной, посетив образовательные учреждения, поговорив с руководителями и педагогами главы приняли решение активизировать процесс перехода учреждений дополнительного и дошкольного образования в автономные.
светлана

Скажите пожалуйста,почему воспитателям некоторых детских садов,с нового года перестали платить ежемесечную премию,или что сэкономить больше не на ком?А вам тоже премию не платят в связи с кризисом?Только честно.

Уважаемая Светлана! В своем вопросе Вы не указываете ни номера детского сада, ни даже муниципалитет, на территории которого детский сад расположен. В такой ситуации ответить на Ваш вопрос проблематично. Но могу сказать одно – никто не собирается экономить на зарплате воспитателя. Рекомендуя введение нормативного подушевого финансирования детских садов, мы хотим одного – беспрепятственного развития системы дошкольного образования. Только в развивающейся системе возможен рост заработной платы ее работников. Именно в этом смысл всех изменений, предлагаемых Министерством образования, а не в попытке сэкономить на детских садах.
ирина

Скажите пожалуйста,вы видели в глаза перечень обязанностей воспитателя детского сада?Если не видели,поверьте на слово,туда входит все что можно,от сюда вопрос:за что я могу заработать стимулирующую премию?Каждый месяц выступать на город не реально,да и не где.Внедрять новые методики,честно говоря не умею,да и не хочу.Самое противное что зарабатывать эту премию придется в не рабочее время(при этом ни кто не знает какая будет оплата),а как же семья,дети?Но самое главное зачем все это нужно,оставте нас в покое!Я обожаю свою работу,мне нравиться готовиться и проводить занятия,я хочу с поболтать с детками о том о сем,хочу их пожалеть,хочу книги почитать.НО У МЕНЯ НЕТ ВРЕМЕНИ!!!!!!!!!!!!!!!я постоянно что-то пишу,жду проверку,мою,убираю,хожу на собрания,педсоветы,трясусь когда прошу принести т/бумаги(смешно ноНИКТО даже на это денег не выделяет),а потом иду и покупаю ее за свой счет(так проще).Я БОГОТВОРЮ СВОЮ РАБОТУ!!!!!!!!!!Вопрос:Когда начнут уважать работу ВОСПИТАТЕЛЕЙ????????????

Уважаемая Ирина! Хороший вопрос. Когда в школах вводилась новая система оплаты труда, подобных писем и обращений было еще больше. И негативными эмоциями просто пестрели страницы газет и журналов. Но сегодня новая система оплаты труда в школах уже работает. И если раньше мы говорили о зарплате учителя в 6000 рублей, то сегодня средняя по области уже 16000. Ваш страх мне вполне понятен. Но система дошкольного образования давно нуждается в переменах. Они назрели, хотите Вы этого или не хотите! Заработная плата должна напрямую зависеть от качества выполняемой работы. Тогда у любого работника появляется стимул к совершенствованию, к внедрению новых, прогрессивных методик. Сегодня я постоянно сталкиваюсь с жалобами родителей на работу детских садов и отдельных воспитателей. С этим необходимо бороться. Отсутствие таких жалоб может стать одним из показателей для стимулирующих выплат. Так же как и показатели здоровья и развития Ваших воспитанников. В любом случае новую систему оплаты труда в своем учреждении Вы будете разрабатывать сами, с учетом пожеланий всего коллектива.
Иван Петрович

В СМИ было озвучено решение Правительства РФ об увеличении зарплаты профессорско-преподавательскому составу ВУЗов России с 1 января сего года на 30 процентов. Реально же в области с 1 января у ППС она даже снизилась, хотя деньги в область поступили. Хотелось бы узнать, с чем это связано, так как мы относимся к бедным слоям населения России и вынуждены работать в нескольких местах, чтобы выжить, что ни для кого не секрет, включая и Вас.Все об этом молчат, как о страшном секрете, хотя это секрет Полишинеля.

Уважаемый Иван Петрович! К сожалению, мне сложно ответить на Ваш вопрос по целому ряду причин. Система высшего профессионального образования вне компетенции регионального министерства. У наших вузов разные учредители федерального уровня, а Вы, к сожалению, не указываете название своего вуза. Одно знаю точно, что переход на НСОТ даст свой позитивный результат, если весь коллектив будет понимать сущность новой системы оплаты труда и механизмы распределения стимулирующих выплат. Наш опыт введения НСОТ в системе общего образования позволил повысить уровень средней заработной платы от 6000 тыс. руб. в 2006 году до 16 тыс. руб. в 2008.
Вера

Уважаемая Наталия Сергеевна! Мой ребенок ходит в садик. В садике для родителей вывешивается меню на день. В меню указан только перечень блюд и нет даже калорийности. У меня знакомая работает в Роспотребназоре и она сказала, что у нас в Калининградской области уже есть специальная компьютерная программа для составления меню для детских садов. И там, где эту программу используют, для родителей вывешивается меню не только с перечнем блюд, но и с расшифровкой сколько ккал, белков, жиров и углеводов в данной пище. И даже сколько витаминов и минералов. Тема здоровового питания детей звучит постоянно как приоритетная задача. Но почему тогда в садиках продолжают работать по старинке и пишут меню от руки?

Уважаемая Вера! Спасибо за вопрос. Проблема, которую Вы поднимаете, носит комплексный характер. И главное в ней, на мой взгляд, это система взаимоотношений родителей и администрации детского сада. Меняя эту систему, мы рекомендовали создать в каждом детском саду Управляющие советы – органы общественного управления, но, к сожалению, в Вашем детском саду этот совет видимо не работает в полную силу. Иначе вопрос о форме и содержании меню Вы давно смогли бы решить на месте.
учитель начальных классов

Уважаемая Наталья Сергеевна,мой педстаж более 35 лет (имею госудрственные награды и звания), я работала ещё в советской школе и могу сравнивать. Такого количества отчётных бумаг никогда не было как сейчас.Времени не остаётся на конкретную работу с детьми.А уж если захочешь заработать премию,так дети совсем мешают.И это мнение большинства учителей (ведь премии даются не за работу с детьми, а за красиво оформленные бумаги).Что Вы думаете по этому поводу?

Уважаемая коллега! Согласна с Вами в том, что количество отчетных бумаг сегодня возросло. Конечно, если Вы к лишним бумагам не относите образовательную программу, по которой работает учитель, тематическое планирование, заполнение журналов и пр. И я допускаю, что может быть в каком-то учреждении, действительно есть перегибы в ту или иную сторону. Но все «отчетные» бумаги должны, на мой взгляд, быть непрерывно связаны с деятельностью учителя, с образовательным процессом, которые без детей бессмысленны и невозможны. Например, если говорить о системе регионального мониторинга образовательных достижений учащихся (по результатам которого вы можете рассчитывать на поощрение или стимулирование), то с целью оптимизации и уменьшения нагрузки и на учителя и на ребенка, на областном уровне определены сроки и параллели учащихся, в которых он проходит. В первом классе - это только вначале учебного года, а в пятом классе только в конце. Но однозначно могу сказать, что в школе премий за красиво оформленные бумаги быть не должно. Сама идея стимулирования педагога состоит в том, что он получает это поощрение не за факт выполнения работы, а за результат. Если оценивать результат, то для этого заполнять лишние отчеты не нужно, так как есть подтверждающие документы в виде дипломов, грамот учащихся, и их результатов мониторингов и др. Еще раз хочу подчеркнуть, что система оплаты труда разрабатывается самим коллективом педагогов и в каждой школе с этой целью должна быть продуманная методика оценки результативности деятельности учителя (т.е. по каким достижениям учителя это можно проследить и оценить). В своем коллективе Вами была выбрана система, которая, как показало время работы, несовершенна. Изменяйте, вносите свои предложения, меняйте систему так, как школе будет удобно. Сегодня существует возможность перехода на другие способы учета, например, электронный документооборот. Те учреждения, которые перешли на эту систему не прогадали. Это удобно и для учителя и для

« Вернуться в раздел Прием вопросов закончен

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.