Дело в шляпе

Дело в шляпе
Кадр из фильма «»
Самая «умная» массовая кинопремьера месяца — очередная экранизация Филипа Дика, «Меняющие реальность» с Мэттом Деймоном и Эмили Блант. На борьбу веры в любовь с верой в судьбу смотрела «Афиша Нового Калининграда.Ru».

У молодому и прогрессивного кандидата в Конгресс Дэвида Норриса есть все для победы — биография «из низов», поддержка народа и спонсоров, трезвый ум и бодрая речь. Все за исключением самоконтроля. Отсутствие которого уже второй раз не позволяет ему представить штат Нью-Йорк в верхней палате американского парламента. Вначале, одержав победу на выборах, Норрис на радостях дерется в баре, спустя 5 лет, накануне голосования, решает продемонстрировать населению свой, простите, голый зад. Однако все эти политические мелочи меркнут после встречи в мужском туалете с очаровательной шатенкой-балериной Элизой (Эмили Блант), которая дарит ему поцелуй, а наутро — еще и номер телефона. Следом за незнакомкой, в жизни вечного без пяти минут конгрессмена появляются строго одетые джентльмены, как будто сошедшие с экранов кинотеатров шестидесятых. Они в простых и понятных выражениях объясняют Дэвиду, что жизнь его подчинена вовсе не череде случайностей, а некоему Высшему плану — и в план этот Эмили никоим образом не вписывается. Такая перспектива Норрису совершенно не нравится — но спорить с обладателями серых шляп не так-то просто.

Экранизации произведений одного из самых значимых фантастов, да и писателей вообще прошлого века, Филипа К. Дика — это уже особый жанр кинематографа. Начавшись в 1981 году «Бегущим по лезвию бритвы» Ридли Скотта, «филиппиада» объединила самых ярких режиссеров Голливуда — от Пола Верховена («Вспомнить всё») до Джона Ву («Час расплаты») и самого Спилберга («Особое мнение» с Томом Крузом). Слом шаблона обычного человека, внезапно оказывающегося в крайне необычной ситуации — вот самое главное, при этом — вовсе не фантастическое, что хотел показать фантаст своим читателям, а режиссеры — зрителям. И все фантастическое, все эти летающие костюмы, взрывы и перемещения во времени и пространстве — лишь средство, декорации, чтобы на их фоне четче прорисовывались психологические, мелодраматические метания героев.

В «Меняющих реальность», снятых по мотивам небольшого и не самого известного рассказа «Команда корректировки» (в английской версии название фильма фактически повторяет оригинал — российские прокатчики, как всегда, решили проявить оригинальность) режиссер Джордж Нолфи, до этого уже плотно работавший с Мэттом Деймоном в «Ультиматуме Борна» и «Двенадцати друзьях Оушена», сохранил эту «нефантастичность» Дика в самой большой по сравнению с другими экранизациями степени. Самопишущие блокноты в руках у мужчин в сером, да волшебные двери, через которые можно выйти куда захочешь — вот и все отклонения от обычной реальности. Даже само «Бюро» находится в обычном офисном небоскребе. Главное же — вовсе не фантастическая, а очень близкая каждому мысль о том, что же на самом деле определяет наш жизненный путь — предначертанный план, судьба, фатум — или наши собственные желания. Простое, даже слишком, лицо Дэймона тут как нельзя кстати, ведь он здесь — такой же, как мы. Готовы ли мы отказаться от сияющих вершин в будущем ради блестящих глаз любимой сейчас? Вопрос реальней некуда, какая уж тут фантастика.