По-английски фильм называется «Get the Gringo». Гринго — это неполиткорректное мексиканское обозначение американца, и вообще белого человека. При этом, написал сценарий и исполнил главную роль в картине Мел Гибсон, известный своими «лестными» высказываниями в адрес гомосексуалистов, евреев и женщин. Означает ли это, что фильм вышел таким же несдержанным, как и его создатель? Уровень оскорбительности метериала оценивала «Афиша Нового Калининграда.Ru».
Фильм начинается с Мела Гибсона, мчащегося по пустыне в машине под стильные звуки старого доброго электрического блюз-рока. На лице у него клоунская маска, рядом в машине — партнер, изрыгающий облака крови, эффектно застывающие в воздухе благодаря магии монтажа, и два миллиона украденных долларов, на хвосте — полицейские машины с очень злобными американскими копами. Дальше все как обычно: прорыв через мексиканскую границу, не слишком мягкое приземление, попадание в мексиканскую же тюрьму.
Эта грубая экспозиция задает тон всему повествованию. Перед нами — трешевый би-муви, нисколько этого не стесняющийся. И это вовсе неплохо! В конце концов, многие важнейшие произведения, в том числе «На последнем дыхании», «Криминальное чтиво» и «Ковбой Бибоп» сделали себе имя на намеренном цитировании жанровых клише, а также на их анализе, иногда интеллектуальном, а иногда не очень. «Каникулы» не задаются целью проводить вообще какой-либо анализ, но все же ощущаются куда ближе к раннему Годару и Тарантино, чем к тому же «Коммандосу» или «Смертельному оружию».
Итак, персонаж Гибсона оказывается в мексиканской тюрьме. Там он обнаруживает несколько любопытных вещей. Во-первых, вместо стандартной тюрьмы с однотипными клетками для заключенных в ряд, это место больше похоже на низкоуровневый бордель с коррупцией и криминальной иерархией, где можно неплохо провести время, если у тебя есть сила, хитрость или связи (насколько такое представление о латиноамериканских тюрьмях справедливо, судить не берусь — постояльцам виднее). Во-вторых, в тюрьме тоже есть неплохие люди, в том числе одна привлекательная мексиканка, которой приходится подрабатывать проституткой, и ее сын, с которыми у него сразу складываются хорошие отношения. В-третьих, преступная верхушка, руководящая тюрьмой, имеет злобные намерения в отношении новых друзей протагониста, и он вынужден начать убивать!
Здесь самое время продолжить тему политкорректности. Фактически сюжет обставлен так, что весь фильм — о том, как белый человек Гибсон убивает мексиканцев. А учитывая, что Гибсон — еще и сценарист фильма, это легко вписывается в общую клиническую картину личности алкоголика-шовиниста. Разумеется, все выглядит так, будто злодеи-мексиканцы получают по заслугам, но ведь это еще хуже! Вся идея фильма в том, что мексиканцы — кучка коррумпированных свиней, а белая кость Гибсон — луч света в темном царстве.
Но показано это так, что зритель не обращает внимания на расистский подтекст происходящего на экране. И это — не единственный пример. Я, конечно, не люблю, когда создатели фильма щадат психику зрителя. А в «Каникулах» такое происходит постоянно. Вот, допустим, мексиканца, владеющего ценной информацией, пытают, отрывая ему пальцы на ноге. Придумано жутковато, верно? Но камера подолгу не задерживается на ногах и лице жертвы, резко переходя обратно на мучителей, а когда мы вновь видим лицо несчастного мексиканца, он вовсе не похож на жертву пыток, которую покидают силы. Он живо разговаривает и даже острит. Сравните это с «Заводным апельсином», где монтажа и движений камеры минимум. Кубрик хочет, чтобы зритель полностью прочувствовал происходящее на экране насилие. То же касается «Забавных игр» Ханеке. Так, я считаю, следует показывать насилие в кино.
Но Гибсон и режиссер-новичок Адриан Грюнберг по-спилберговски стараются не слишком травмировать зрителя. Мы заранее знаем, что, в отличие от невезучего мексиканца, Гибсону пальцы никто не оторвет, с мальчиком ничего не случится, его маму не изнасилуют, а если она и вынуждена заниматься проституцией, на экране этого не покажут. И, конечно, что мы вполне можем рассчитывать на хэппи-энд.
Но это вовсе не так плохо. Перед нами стильный комедийный боевик с отличной работой режиссера-дебютанта Грюнберга, эффектным монтажом под музыку, обилием красного и желтого цветов, и вечно харизматичным Гибсоном, который наконец отвлекся от своих занудных режиссерских проектов вроде «Страстей христовых» и «Апокалипто» и занялся тем, что он делает лучше всего — надиранием задниц на экране за деньги. Отличный материал для, без всяких кавычек, веселых двухчасовых каникул. 7.5/10.