Страсти Петровы

Страсти Петровы
Кадр из фильма «»
На всем протяжении новой киноленты Павла Лунгина современная православная музыка, написанная епископом РПЦ Григорием Алфеевым, играет, почти не переставая. Более того, сам Лунгин утверждает, что эта музыка была отправной точкой создания фильма, и без нее он потерял бы стержень. Означает ли это, что агностикам и атеистам смотреть «Дирижера» нет смысла? В вопросе разбиралась «Афиша Нового Калининграда.Ru».

Лунгин снова на коне! Как и в случае с «Царем» 2009 года, Павел Семеныч доказывает, что есть еще порох и ягоды, и что русский кинематограф, несмотря на кажущийся кризис, не заканчивается «Мамами». Перед нами — драма на вечную тему о русской интеллигенции и непростых процессах, происходящих в головах ее представителей, мастерски снятая и разыгранная.

В качестве интеллигентов имеем заглавного дирижера в исполнении литовца-театрала Владаса Багдонаса, а также его оркестр. Оркестр репетирует, готовится к концертной поездке в Иерусалим, идет нормальная интересная творческая деятельность. Музыка, которую они готовят — православная, вроде той, которую можно услышать в церкви на воскресной службе. Собственно, она играет на протяжении всего фильма, от вступительных титров до финальных. Поэтому у кого-то может возникнуть вполне закономерный вопрос: не является ли «Дирижер» очередной попыткой накормить зрителя религиозной пропагандой?

К счастью, ответ на этот вопрос — нет. Вообще, Лунгин считает себя православным, но свою религиозность не очень-то выпячивает. В интервью он обходит эту тему, за исключением прямо поставленных вопросов. Мол, «Вы — верующий?» — «Ну да, верующий, в принципе». В конце концов, Лунгин согласен с идеей Бердяева, что «мучающийся атеист гораздо ближе к Богу, чем самодовольный христианин». Возникает впечатление, что христианство привлекает Лунгина главным образом гуманизмом и ощущением загадки. Он вообще кается слишком умным, чтобы верить в говорящую змею. Вот и в «Дирижере» церковная музыка играет весь фильм, а в сценарии боги, вера и церковь не упоминаются вообще. Ну, а что касается самой музыки, то в кинотеатре на больших колонках она звучит неплохо и действует как адекватный фон происходящему на экране. Религиозные интерпретации картины оставим на совести интерпретаторов.

Весь сок здесь — в сюжете и персонажах. Дирижер Петров с первых кадров производит впечатление крайне неприятного человека. Он молчалив, угрюм и хамоват; возникает впечатление, что он питается страхом, который нагоняет на свой оркестр. Но в его глазах читаются тоска и тяжелые мысли, это делает его более человечным и понятным. В Израиле его ждет неприятная семейная драма, которая заставит героя задуматься о правильности его отношения к жизни и людям. Его психологическое путешествие — главная тема фильма, и реализована она отлично. Литовец Владас Багдонас, похожий на Эда Харриса, впечатляюще справляется со своей ролью. Ему бывает достаточно одного взгляда, чтобы передать раздражение, тоску и напряженное ожидание одновременно.

Тем временем, оркестр живет своей жизнью. Карэн Бадалов и Инга Оболдина играют семейную пару певцов из хора, опостылевших друг другу. Он справляется с проблемой тем, что начинает ухлестывать за молодой женщиной (Дарья Мороз), она — тем, что ругается за это на них обоих. Сергей Колтаков исполняет роль тенора, который настолько боится дирижера Петрова, что едва может петь. Все эти актеры играют отлично, кроме разве что Дарьи Мороз, и от всех этих историй веет приятным ощущением безнадежности.

Из серьезных недостатков фильма можно отметить, пожалуй, излишнюю серьезность. Тем более, что сам Лунгин производит в интервью впечатление легкого, динамичного, остроумного человека. А еще было бы здорово, если бы больше экранного времени уделили репетициям оркестра и подготовке концертной программы. Раз уж мы имеем дело с творческими людьми, хотелось бы пристальнее посмотреть на их творческий процесс.

Но это все придирки. Фильм действительно хорош. Рекомендую посмотреть его всем, кому нравится толковая драма, психология, хорошая актерская игра и атмосферная операторская работа. Отечественный кинопроизводитель таки может еще задать жару. 8/10.