Хроника эпического разгрома

Хроника эпического разгрома
Кадр из фильма «»
После выхода картины «Проект Х» большинство критиков тут же обвинили фильм в безвкусице, шовинизме и в том, что он перегибает палку в демонстрации подростковых развлечений. Насколько эти упреки справедливы? Для того чтобы разобраться в вопросе, на вечеринку отправилась «Афиша Нового Калининграда.Ru».

Добро пожаловать на вечеринку! Вне зависимости от возраста и предпочтений посетителей ждет много дешевого пива, десятки сексапильных девиц, торопящихся оголить грудь, и, конечно, уничтожение хозяйского имущества в особо крупных масштабах. Если не хватит, можно перекинуться и на соседское. Если приедут копы, они получат в морду и отвалят. Получай удовольствие, приятель, забудь о последствиях! Звучит весело, не так ли?

И да, и нет. Многие из нас бывали на подобных вечеринках. Поскромнее, конечно  —  уровень жизни у нас не тот, что в США или в Австралии. Если вам на таких мероприятиях на 100 процентов нравится — вам понравится и фильм, потому что он отражает их атмосферу предельно точно. У меня на этот счет смешанные чувства.

Допустим, притаскивает один мой друг ко мне домой компанию. Все рассаживаются, в колонках играет Синатра, все хорошо. Но тут они начинают задавать вопросы из серии «а можно с твоего компьютера залезть во „ВКонтакте“?». «Да пожалуйста!» — отвечаю я. Пусть проверят сообщения и новости. Вместо этого ребятки включают какую-то зубодробительную электронную музыку, причем специально погромче, чтобы заглушить Голубоглазого Фрэнки. А когда я пытаюсь объяснить им, что Синатра — это хорошо, к случаю идеально подходит, они смотрят на меня, как на идиота. Чуете, к чему я?

Так вот, абсолютно все персонажи «Проекта Х» — тупицы. Основная троица школьных пацанов и вечеринку-то закатила, чтобы поднять свой авторитет среди школьного быдла, и с надежной, что «пельмень, нам дадут!». Совсем как Бивис и Баттхед. Я, конечно, люблю Бивиса и Баттхеда, но это сатира. А вот в «Проекте Х» сатирой и не пахнет — нам предлагается воспринимать перенасыщенных гормонами и лишенных серого вещества школьников как равных себе, даже идентифицировать себя с ними. Чего стоит хотя бы тот факт, что значительная часть фильма снималась как бы одним из школьников-участников вечеринки с соответствующей тряской камеры и общим ощущением любительской съемки, а остальное документировалось статистами, игравшими участников вечеринки, на мобильные телефоны.

Все это работает как псевдодокументальная сinйma vйritй (или назовем это, как положено, «киноправдой» — все-таки создателем метода был наш соотечественник Дзига Вертов), отлично передающая атмосферу дикой вечеринки, но также и заставляющая нас представлять себя на месте участников. Но дикость происходящего начинает со временем ощущаться все меньше из-за однообразия, а тупость людей и отвратительность музыки — наоборот, все больше. Как и на реальных вечеринках.

Опять же, многие критики заявили, что «Проект Х» перегибает палку. А вот я заявляю ровно противоположное: фильм идет недостаточно далеко. То есть, когда приезжает ограбленный драг-дилер, начинает поливать всю округу из огнемета и превращает вечеринку в полный хаос, это, конечно, ловко придумано (кстати, когда наши протагонисты обокрали этого благородного человека, задешево снабжающего их дефицитным товаром, я полностью потерял к ним симпатию). Но вот тот факт, что на самой вечеринке никто толком не пострадал, никого не убили и не покалечили — это, мягко говоря, выглядит неправдоподобно. Возникает ощущение безнаказанности.

Допустим, американский критик Ричард Роупер сказал, что «Проект Х» ему понравился именно тем, что подросткам-любителям вечеринок здесь приходится ответить за свои действия. Не совсем так. Когда за ними приезжает полиция на десятке машин одновременно — это хорошо. Когда герою приходится отвечать за сделанное перед отцом — тоже хорошо. Но все это показано в смягченном варианте. Разве мы увидели первую, самую важную реакцию отца на учиненный разгром? Создатели фильма вновь щадят психику зрителя. А сентиментальный финал вообще создает впечатление, что режиссер-дебютант Нима Нуризаде и его команда все время работы над фильмом провели в розовых очках.

В общем, вещь вышла веселая, но однообразная и недостаточно смелая. Я бы на такую вечеринку сходил, но, вероятно, рано бы заскучал и ушел. Главное — чтобы она происходила не у меня дома. 5/10.