Мелодрама с фантастическим сюжетом

Мелодрама с фантастическим сюжетом
Кадр из фильма «»
По названию фильма может показаться, что перед нами то, что надо: немного летней атмосферы, которая может развеять сумрачную обстановку Калининграда начала июня 2012-го. Однако, на экране лето мы видим редко; в киноленте гораздо больше картин зимы и пасмурной весны в роскошном западном Берлине. В причинах такого противоречия разбиралась «Афиша Нового Калининграда.Ru».

Перед нами маленький эксклюзив: фильм был показан на фестивалях в Цюрихе, Гамбурге и Париже, в широкий прокат вышел лишь в Германии, а после этого в России. Сюжет не слишком нов: женщина-немка, нашедшая убежище от повседневности с новым любовником в летней Финляндии, вдруг снова просыпается в Берлине. На улице — зима, календарь показывает прошлый год, и будит ее нелюбимый муж, он же начальник. В общем, совершила она путешествие во времени обратно, в скверные скучные времена. Причем проблема вроде не у нее в мозгах, так как с ней действительно вновь происходят ровно те же вещи, которые она помнит за прошедшие месяцы. Что делать? Следует ли использовать имеющиеся у нее знания, чтобы пытаться изменить, по сути, свое прошлое? Это главный вопрос, который нам задает фильм.

Ассоциаций тут может быть много: «Красная пустыня», «12 обезьян», «День сурка», «Эффект бабочки», даже «Бойцовский клуб». Хендрик Хандлёгтен — безусловно талантливый режиссер, и фильм часто радует красивыми композициями. Впрочем, и откровенных ляпов, например, когда часть головы персонажа оказывается срезана, тоже хватает. Это даже вызывает вопрос: а не случайно ли те удачные кадры вышли так хорошо? Думаю, что все же нет.

Но при этом Хандлёгтен допустил одну фундаментальную ошибку, которая, на мой взгляд, делает эффект «Окна» значительно слабее: он стилистически оформил фильм в духе объективного, почти документального реализма, оставив в качестве содержания традиционный психологический триллер. Объясню на пальцах. Весь фильм главная героиня копается в своих мозгах и пытается восстановить душевное равновесие, и за счет этого нагнетается напряжение. По идее, мы должны смотреть на окружающий мир ее глазами, и мы фактически это и делаем. При таком подходе камера должна работать на идентификацию зрителя с героиней: максимум съемок «из глаз», чередующихся крупными планами ее лица. Так работают, к примеру, внутренние механизмы «Окна во двор» и «Таксиста», и работают они отменно. Что же здесь? Съемки почти всегда ведутся с точки зрения стороннего наблюдателя, монтажа минимум, и ощущение реализма прерывает только музыка — надо признать, довольно интересная. То есть стилистика фильма намекает на объективность, в то время как содержание держит нас в голове протагонистки, не показывая объективно абсолютно ничего. Это противоречие значительно ослабляет эффект.

Впрочем, не стилистикой единой… Главная героиня по имени Джулиане — интересный, солидно сделанный персонаж. Она прописана не очень сложно, но наблюдать за ней интересно. Во многом это — заслуга актрисы Нины Хосс, до этого снявшейся в фильме «Безымянная — одна женщина в Берлине», который действует на «советских патриотов» как красная тряпка на быка. Фрау Хосс — интересная актриса, напоминающая Жанну Моро. Ее приятное лицо несколько типично — возникает ложное ощущение, что я уже видел ее в добром десятке немецких, французских и скандинавских фильмов; но привлекать к себе внимание она умеет отлично. Хуже дело обстоит с другими персонажами. Гиперактивная и чересчур добродушная лучшая подруга, муж, любовник — все они прописаны плоско, тянут весь фильм одну и ту же ноту и ни разу по ходу сюжета не показывают себя с новой стороны. Таким персонажам невозможно сопереживать.

Чем фильм действительно порадовал, кроме увлекательных, но несколько однообразных и затянутых психоаналитических переживаний главной героини — так это Берлином. Роскошная архитектура западной части города, местами старинная и поддерживаемая в отличном состоянии, местами предельно современная и многоэтажная, снята здесь с большой любовью и большим искусством. Сразу возникает желание там побывать. Или даже пожить. Природа появляется в кадре реже, но выглядит отлично, в том числе Балтийское море с финской стороны. Что же касается сюжета — он делает свое дело, но не хватает ему для полного счастья ни динамики, ни глубины, ни новизны.

Повторюсь, Хандлёгтен — талантливый режиссер, и я очень надеюсь увидеть действительно хорошее кино в его исполнении. Но если он хочет делать психологические фильмы, ему следует заниматься психологизмом, а не концентрироваться на одной голой стилистике. Что же касается «Окна в лето», оно мне скорее понравилось, но восторга не вызвало. 6.5/10.

P. S. Несмотря на то, что «Окно в лето» показывается в «Заре» в зале «Артишок», фильм идет не с субтитрами, а с дубляжом. Лично для меня это было одним из главных недостатков сеанса, но для многих это окажется достоинством.