Второй за год фильм по классической сказке братьев Гримм вышел на экраны отечественных кинотеатров 14 июня. Сумели ли создатели показать старую концепцию со сколь-нибудь новой стороны, разбиралась «Афиша Нового Калининграда.Ru».
Поначалу казалось, что мы действительно имеем дело с чем-то необычным. Закулисные интриги жизни королевского семейства, Белоснежка в темнице, грязь под ногтями, массовые конные баталии под красными флагами, длинные общие планы — несмотря на сказочный первоисточник, это все даже как-то напоминало Шекспира в экранизациях Куросавы, то есть «Трон в крови» и «Ран».
Но такое счастье продлилось недолго. Всего через 10 минут после начала фильма начинается тряска камеры в сочетании с быстрым монтажом под как бы «тревожную» музыку (композитора зовут Джеймс Ньютон Ховард, но то, что звучит, как две капли воды похоже на амбиентную муть, написанную Хансом Зиммером для «Темного рыцаря»), и мы окончательно и бесповоротно понимаем, что перед нами посредственность.
Впрочем, не в одних съемках дело. Да и не в музыке, и даже не в монтаже. Вот, допустим, Кристен Стюарт — Золушка. Хорошая она актриса? Правильно, она — вообще не актриса. У нее есть всего два выражения лица: «тревожное недопонимание с закрытым ртом» и «тревожное недопонимание с приоткрытым ртом». При этом рот этот зачастую оказывается намазан ярко-красной губной помадой, что несколько противоречит здравому смыслу, но кому какое дело? Компанию ей составляет похожий на Брэда Питта австралийский лидинг мэн Крис Хемсворт, который делает свое дело в общем-то неплохо, и в боевых сценах смотрится вроде на своем месте, но в итоге выходит скучно и без искорки, по сравнению с тем же Мифуне в подобных ролях. А ведь эти двое — в самых главных (и заглавных) ролях, и вокруг них разворачивается весь сюжет и вся (совершенно беззубая) любовная история.
Впрочем, не все так плохо на актерском фронте. Вот, допустим, есть Шарлиз Терон, которая прочувствованно и со вкусом играет злобную королеву. Правда, голого тела мисс Терон здесь куда меньше, чем можно было бы ожидать по трейлеру: создателям же надо было соответствовать рейтингу PG-13, будь он неладен. Собственно, этот рейтинг здесь много чего портит, из-за него нет той взрослости а-ля Куросава, про которую упоминалось выше, и которая вполне могла бы иметь здесь место. Допустим, та же королева в этом смысле — персонаж с большим потенциалом. Ее всегда показывают эдакой коварной соблазнительницей, но эта сторона никогда не раскрывается как следует. По сути, королева — внутренне асексуальный персонаж, но она использует напускную эротику для того, чтобы доминировать над мужчинами, оставаясь при этом социопатом и невротиком, совсем как Барбара Стэнвик в «Двойной страховке». Но этого здесь мало. Рассказали немного о том, почему она такой стала — и на том спасибо. Также хороши гномы. По крайней мере, Эдди Марсан, Тоби Джонс и, главное, Боб Хоскинс — точно хороши. Но вот если в предыдущей «Белоснежке» всех карликов играют карлики, то здесь гномов создавали при помощи проецирования лиц рослых актеров на тела реальных карликов. Что неблагородно.
Повествование течет предельно предсказуемо, сюжет отклоняется от классической фабулы редко и только для того, чтобы показать, что «мы не копировальный аппарат, мы сами с усами», а также для того, чтобы добавить угля в ненужную любовную историю. Дождливая эстетика и дерганые съемки тоже остаются неизменными, изредка перемежаясь радующими глаз общими планами. Но в целом все серо-зелено, тоскливо и уныло.
В общем, в соревновании между двумя «Белоснежками» этого года фильм Тарсема Синха «Белоснежка: Месть гномов» одерживает безоговорочную победу. Он был креативнее, само- и просто ироничнее, а также гораздо красивее и натуральнее. Плюс, в роли Белоснежки там была Лили Коллинс. Ее бы сюда — тогда, возможно, было бы о чем говорить. А так — первый фильм режиссера Руперта Сандерса «Белоснежка и охотник» вышел не просто комом, а самым что ни на есть заплесневелым колобком с парой хороших актеров и таким же количеством красивых кадров. 4/10.