Маша и медведь

Маша и медведь
Кадр из фильма «»
Итак, Pixar выпустили свой первый анимационный фильм в историческом сеттинге, который также стал первым фильмом студии с протагонистом женского пола. «Афиша Нового Калининграда.Ru» на экране мультиплекса «КАРО Фильм» наблюдала за ярко-рыжими волосами главной героини на фоне зеленых лесов и равнин средневековой Шотландии и оценивала степень новизны концепции.

Все родители — садисты по определению. Давать жизнь новому человеку, зная, что ему придется значительную часть этой своей жизни провести в мучениях, испытывая боль и страх — это полбеды. Но больше всего меня поражает то, что родители всегда убеждены, что они правы, а их ребенок неправ только потому, что они уже встроены в социальную иерархию, а их ребенок еще нет, а значит они могут и даже обязаны вправлять ребенку мозги, и объяснять, «как положено жить» (а как положено-то? и кем?). Все это приводит к тому, что ребенок слишком рано начинает стремиться быть взрослым, чтобы не чувствовать неравноправия, и не может получить удовольствие от детства.

Именно так живет Мерида, принцесса вымышленного королевства Данброк в горах Шотландии 10 века н. э., которая выглядит лет на тринадцать. Быть принцессой ей не по душе — все эти правильные манеры в гардеробе, за столом и в жизни у нее уже в печенках сидят. Но и капризным ребенком назвать ее тоже никак не выйдет: ее любимое занятие — скакать на лошади и стрелять из лука, и последнее у нее получается отменно. Возможно, она — самый умелый лучник во всем королевстве. Но, увы, ее мать-королева, несмотря на солидный возраст, не обзавелась таким ценным навыком, как «умение думать собственной головой», а ее папа-король, показанный этаким добродушным бородатым верзилой — полный подкаблучник, поэтому каждый день принцессе приходится слушать наставления о том, что лук на стол класть нельзя, и вообще не к лицу принцессе такими делами заниматься.

Но это еще, как говорится, цветочки. А ягодки начинаются, когда к вящему изумлению принцессы выясняется, что ей положено выйти замуж, а выбрать жениха она не сможет. Вместо этого союзные лорды пришлют своих сыновей (которые, как мы увидим, похожи на сборище карикатурных фриков), и один из них, победив в каких-то соревнованиях, обязательно станет ее мужем, а она вообще ничего не сможет возразить. Мерида пытается объяснить своей матери, что вся эта система — мягко говоря, полный идиотизм, но мама, страдающая вышеописанным дефектом серого вещества, не слушает. Принцессе остается пойти на крайние меры: прыгнуть на коня, захватить с собой любимый лук, и отправиться в лес, где можно попросить местную ведьму вправить королеве мозги колдовством. Но ведьма — та еще скользкая дрянь, все идет не слишком гладко, и вместо разумной женщины мама героини превращается в… Стоп, а вот тут уже спойлеры.

Таким образом, главная тема «Храброй сердцем» — противостояние яркой личности и инертной социальной системы. По крайней мере, так все выглядит в начале. Потом эта тема тоже остается, но как только мама главной героини попадает в беду, она как бы отступает на второй план по всем канонам двоемыслия а-ля Спилберг. Протагонистка за секунду переключается из режима «я зла на мою мать, она пытается насильно выдать меня замуж» в режим «моя мать такая замечательная, она же так обо мне заботилась, что же я наделала?», и зрителю предлагается переключиться вместе с ней. Понятно, что у любого зрителя, приученного противостоять двоемыслию, это вызовет сильный дискомфорт. С этого же места начинается злоупотребление сентиментами и комедийными штучками, свойственными скорее фильмам производства Disney, чем Pixar. И это создает общее впечатление, что пиксаровцы, взявшись за, по собственному признанию, серьезную тему, не решились при ее раскрытии оставаться такими же серьезными. Не охота же терять детскую аудиторию. А в итоге получается, что до «ВАЛЛ-И» — на мой взгляд, шедевра Pixar — «Храброй сердцем» по серьезности — ох, как далеко. И, конечно, если бы убрать из фильма предсказуемый хэппи-энд, то серьезность и весомость его возросли бы многократно, а дети ушли бы из кинотеатра правильно травмированными — так же, как после настоящей, а не диснеевской «Русалочки».

Но это все — лишь ложка дегтя, пусть и довольно большая. Фильм красив. Очень! То, что «графика качественная», понятно и ежу — Pixar все-таки. Но качественная графика была и в «Мстителях», а вот красоты там не было. Здесь же глаз постоянно радуется красивым сочетаниям цветов, отлично прорисованным движениям персонажей и природе. И в конечном итоге, несмотря на некоторые недостатки «на местах», фильм защищает ценности личной свободы и уважения к личности. За что ему большое спасибо. 7/10.