Старина Вуди появляется в киноленте «Париж-Манхэттен» всего на несколько минут, но его присутствие ощущается на протяжении всего фильма. Повествование здесь ведется от лица одержимой поклонницы Аллана Стюарта Кенигсберга (настоящее имя Аллена), регулярно искажающей действительность, чтобы приблизить ее к тому или иному из его фильмов. За такими легковесными искажениями под музыку Коула Портера наблюдала «Афиша Нового Калининграда.Ru».
«Вы знаете Коула Портера? Вы любите Вуди Аллена? Добро пожаловать в мою постель!». Примерно так общается с мужчинами протагонистка, о которой пойдет речь. Звать ее Алис (играет ее одноименная блондинистая актриса Алис Тальони), она не любит моду и дураков, а на стене у нее висит громадная фотография Вуди, ведущая с героиней разговоры цитатами из фильмов режиссера.
Помните, как в «На последнем дыхании» Бельмондо с выражением, сочетающим любовь и тоску (мол, никогда мне не быть таким крутым), смотрит на фотографию Хамфри Богарта? Вот так примерно Алис смотрит здесь на Аллена. Французы давно известны своим синефильством, особенно в отношении кинематографа Соединенных Штатов. Они и ту самую «теорию авторского кино», не в меру растиражированную сегодня, выдумали, основываясь на режиссерах вроде Хичкока, которых дома почитали развлекательной коммерцией, и «Гражданину Кейну» с «Печатью зла» обеспечили своей хвалой репутацию шедевров, и даже трэшу вроде Джерри Льюиса придали, пусть лишь во Франции, статус более-менее высокого искусства. И в этом смысле «Париж-Манхэттен» продолжает старую добрую французскую традицию любви к киноамерике.
Но в отличие от того же Годара (которому, если ад-таки существует, явно обеспечена там очная ставка с Мао Цзэдуном), режиссер-новичок большого кино Софи Лелуш (никакого отношения к знаменитому Клоду Лелушу) вставляет отсылки к фильмам Аллена в виде непосредственных фрагментов диалогов, произносимых самим Вуди, а также кадров с коробками DVD его фильмов, плюс здесь есть некоторое количество цитат в сюжетных ходах, но аудитории вовсе не обязательно знать первоисточники, чтобы получать от них удовольствие. Таким образом, зрительская задача заметно упрощается. Как основу сюжета имеем отношения несколько отчужденной, но вполне приветливой Алис с мужчинами. Сначала мы видим ее лет так в двадцать, она встречает поклонника Аллена и Коула Портера, что уже дает почву для страстных поцелуев, после чего мужика уводит ее более женственная, хотя и туповатая, сестра. Потом переносимся на десять лет вперед, Алис работает в аптеке и зачастую вместо лекарств дает своим клиентам диски с фильмами Аллена (а также других режиссеров вроде Эрнста Любича). Она встречает двоих мужчин: грубоватого Виктора (Патрик Брюэль) и манерного любителя — сюрприз! — Вуди Аллена и Коула Портера, и начинается любовный треугольник. Зрителю предлагается понаблюдать за его развитием и определить, насколько верен принцип «противоположности притягиваются» с точки зрения французской постановщицы, питающей слабость к хэппи-эндам по-голливудски.
Хорошо ли смотрится весь этот коктейль? Скажем так: когда фильм хорош, он очень хорош. Что же касается слабых сцен, они просто скучны, но не вызывают отвращения. Пока происходящее на экране остается развернутым любовным письмом к Вуди Аллену от мадам Лелуш, все хорошо. Когда же начинаются сцены, с Алленом связанные слабо, тут Софи показывает недостаток воображения, а также комедийного и драматического чутья.
Другие проблемы связаны с недостатками актерского состава. Вуди Аллен появляется на экране в небольшой роли камео, и он как всегда шикарен. Плюс, мы постоянно слышим цитаты из его актерских работ в собственных фильмах в качестве воображаемых диалогов, имеющих место в голове нашей ненадежной рассказчицы, и все это работает отлично. Заставляет пожалеть, что Вуд не очень-то стремится играть главные роли в своих последних фильмах («Полночь в Париже», при всех своих достоинствах, могла бы быть куда лучше и аутентичнее с Алленом вместо пресного Оуэна Уилсона). Но вот с остальными актерами все не так шоколадно. Элис Тальони, конечно, вполне приятная внешне актриса, и играет она неплохо, но как-то очень стандартно. Харизмы не хватает. Впрочем, прописан ее персонаж хорошо, и недостатки исполнения в глаза особо не бросаются. Но если работа Тальони воспринимается сдержанно-позитивно, то вот Патрик Брюэль откровенно раздражает. Этот человек — прежде всего певец, этакий французский Хулио Иглесиас, и в кино он производит такое же впечатление зажравшейся слащавости. Остальные актеры воспринимаются нейтрально.
Что касается постановки, то тут все стандартно для современной Франции, и нет, пожалуй, ни одного ракурса или монтажного перехода, который бросился бы в глаза. Дебютная короткометражка Софи Лелуш от 1999-го смотрелась в этом плане куда интереснее. Выходит, накопать интересных кинематографических идей на 7-минутный фильм Софи смогла, а вот на 77-минутный — уже кишка тонка. А вот в музыкальном плане все здорово, и монтаж под джазовую музыку смотрится плавно и стильно. Особое место здесь занимает, разумеется, Коул Портер.
Что в результате? Пожалуй, фильм скорее хорош, чем плох. Он может местами провисать, но как дань уважения человеку в очках и кинематографу в принципе, а также просто как веселая романтическая фантазия «Париж-Манхэттен» вполне силен. 7/10.