Этот японский фильм ужасов начинается с запоминающегося момента: серая, разлагающаяся рука, лишенная ногтей, вылезает из экрана и тянется к зрителю с явно агрессивными намерениями. Смог ли режиссер Цутому Ханабуса и его команда заставить зрителя почувствовать себя так, будто «Проклятье 3D» и впрямь хватает его за шею с готовностью задушить? В вопросе разбиралась «Афиша Нового Калининграда.Ru».
Самый первый японский «Звонок» 1998-го года — знаковый фильм не только в коммерческом смысле. Японские истории ужасов под названием «кайдан» известны со времен Эдо, но именно «Звонок» возродил внимание всего мира к ужасам а-ля Ниппон и обеспечил им аудиторию дома и на западе. Это неизбежно привело к появлению американского ремейка, который режиссировал создатель попсовых экшен-комедий Гор Вербински, на этот раз на удивление хорошо справившийся со своей работой. Американская версия была в некоторых аспектах даже лучше японского оригинала — психоанализа, ощущения пытки и медленного сползания в безумие ребенка, брошенного родителями на дно колодца, здесь было больше. А еще появился корейский ремейк и сиквелы — много очень плохих сиквелов. Об одном из них мы будем говорить сегодня.
С самого начала становится ясно: что-то здесь не так. Все эти школьники, сидящие за партами в неосвещенных классах, как если бы японская система образования хотела лишить своих верноподданных зрения в максимально молодом возрасте, ковыряющиеся в мобильных телефонах и айподах, будто намеренно показаны так, чтобы публика, просиживающая по десять часов в день в Фэйсбуке, Твиттере, Тамблере, а у нас — в ненавистном «ВКонтакте», смотрела и радовалась. То есть в самих современных технологиях ничего плохого, конечно, нет. Но вот детали, в которых в фильме показана радость от того, чтобы как следует поковыряться в своей железяке, сделанной заботливыми руками живущего в нищете гражданина коммунистического Китая, отправить ссылку однокласснику, сидящему в двух метрах от тебя, и наблюдать за его реакцией не живьем, а на экране этой самой железяки, выглядит патологически.
Ссылка послана, по ней кликают, и происходит явление злодея народу. И вот тут, дорогие читатели, становится уже невозможно воспринимать «Проклятие 3D» иначе как комедию. В качестве главного злодея выступает не знакомая всем девочка Садако (Самара в американской версии), нет — она здесь лишь инструмент, главный антагонист, перед которым мы все должны в ужасе замирать. Бледный японский художник-подросток-хипстер в белой рубашке, страдающий от невнимания общественности к его ранимой персоне, и решающий из-за этого покончить с собой в гипертрофированной театральной манере, из-за которой уже становится смешно. Суицид он снимает на видео, оно оказывается на старом добром ютьюбе, и имеет, как положено, смертельный эффект на всех посмотревших. Вероятно, оно им кажется убийственно веселым и нелепым. При чем здесь Садако? Увидите сами, если этот фильм вдруг покажется вам достойным просмотра (надеюсь, что нет).
Пара пугающих моментов здесь есть, но в целом фильм вызывает такие же приступы истерического смеха, как «Запретная зона». Если убрать отсюда все резкие скрипы смычковых инструментов, то станет ясно, что арсенал психологического давления на зрителя у создателей фильма скуден, как запасы современной боевой техники у армии КНДР.
Ни одного по-настоящему живого персонажа, которому можно было бы сопереживать, здесь нет. Главная героиня — учительница с сомнительными сверхспособностями, которых она мгновенно лишается в любой момент по требованию сюжета (Rule of Scary в самом нелепом виде), ее воспринимать серьезно невозможно. Есть стандартная пара «пожилой полицейский и его зеленый напарник» в духе Такаши Шимуры и Тоширо Мифуне в «Бездомном псе», но и им уделено слишком мало внимания. Не с кем себя идентифицировать — значит, не за кого бояться. Остается только смотреть на экран, веселиться и надеяться, что всех якобы положительных героев с должной эффектностью прихлопнут.
Из достоинств фильма можно выделить всегда приятную атмосферу японского большого города. Даже попав в американскую орбиту влияния и став одной из наиболее высокотехнологичных стран мира, Япония сохраняет атмосферу мудрости и размеренности, а также ощущение, возможно, иллюзорное, что даже в мегаполисе все друг другу — добрые соседи. Зато когда главная героиня и детектив едут к заброшенному, гниющему бетонному зданию на отшибе цивилизации, оно похоже на почти любое сооружение времен СССР, используемое до сих пор. Можно даже подумать, что эта часть снималась на Сахалине. Впрочем, к сюжету фильма это все отношения не имеет.
Итак, имеем местами очень скучное, местами достаточно веселое, но никогда не страшное кино. Я, конечно, всегда это говорю, но серьезно: посмотрите лучше что-нибудь из Куросавы, тот же «Трон в крови», например — там есть призраки и прочая жуть. А «Проклятие 3D» оставьте переплавляться на каблуки. 3/10.