Новый фильм Тодда Солондза («Добро пожаловать в кукольный дом», «Счастье», «Сказочник», «Перевертыши», «Жизнь в военное время») добрался и до «Артишока». «Афиша Нового Калининграда.Ru» проверяла, насколько Тодд остался верен своей миссии — вызвать у аудитории максимально концентрированное отвращение к человечеству как таковому.
Познакомьтесь с Эйбом. Ему 35 лет, он толст, холост, имеет неприятные манеры, живет со своими родителями и просиживает штаны на рабочем месте, которое он получил в компании своего отца. Его комната напоминает жилище 12-летнего ребенка, он коллекционирует игрушки и предпочитает жить в мире своих зачастую болезненных фантазий вместо того, чтобы иметь дело с реальной жизнью и ее проблемами. Случайно познакомившись с женщиной (Миранда, она же Ви, уже знакома нам по «Сказочнику»), он начинает нелепо к ней приставать, не понимая, что никому не нужен, и выставляя себя еще большим идиотом.
Такого шикарного неудачника в кино, пожалуй, не было со времен Руперта Папкина (Роберт-Де Ниро) в «Короле комедии» Скорсезе. Вообще, кинематограф, а особенно американский, стремится при работе с такими персонажами щадить психику зрителя, выбирая на роли подобных персонажей харизматичных, приятных внешне актеров. Хороший пример — Райан Гослинг в фильме «Ларс и настоящая девушка». Тут такого нет. Другой частый прием — заставлять зрителя смотреть на подобных персонажей с позиции постороннего, более адекватного наблюдателя. «Темная лошадка» и здесь не хочет играть по правилам, и около трети фильма мы проводим в голове главного персонажа (хотел написать «героя», но здесь это слово было бы предельно неуместно), наблюдая за его фантазиями, градус безумия которых повышается все больше по ходу повествования.
Казалось бы, в таком случае стоило бы ожидать, что другие персонажи, для контраста с Эйбом, будут нормальными, а на его фоне — даже приятными. Не тут-то было. Это явно не к форменному мизантропу Тодду Солондзу. Абсолютно все выведенные здесь люди или скрывают мрачные тайны, или крайне неприятны, или просто убоги и занудны. И в этом, пожалуй, главное достижение «Темной лошадки» — в полном отсутствии сколь-либо симпатичных персонажей и желания хоть как-то жалеть зрителя.
Фильм смешон. Чертовски смешон. Как говорил Джордж Карлин, «Я думаю, что вся эта игра, которую мы называем „жизнь человечества“, была проиграна уже давно. И это — именно то, что меня так веселит!» Солондз, думаю, мог бы подписаться под каждым словом. Он наблюдает за уродливой, нелепой жизнью своих персонажей с удовольствием искреннего садиста, по большей части ставя камеру на фиксированную позицию и не давая зрителю уйти в спасительный монтажный стык. Смех от этого фильма будет дискомфортным — но он будет, и его будет много.
Насчет актеров. Джордан Гелбер (Эйб) делает свое дело идеально, но сам выбор его на эту роль лично у меня вызывает некоторые нарекания. Понятно, что обильный лишний вес Гелбера — хороший визуальный символ лузерства его персонажа, но не интереснее ли было бы взять на эту роль человека с обычной внешностью, вроде того, каким был Джин Хэкман в 70-е, и добиться того же эффекта? Впрочем, это детали, а Гелбер хорош. Сэльма Блэр в роли «артистичной» девушки, на самом деле потерявшей всякие жизненные ориентиры и пытающейся скрыть хроническую депрессию, играет так, как мы привыкли, и это смотрится к месту. Кристофер Уокен в роли отца Эйба радует стальным взглядом и беспринципностью, а Миа Фэрроу хорошо подает его как бы заботливую мать, на самом деле равнодушную к своему сыну. Наконец, Донна Мерфи играет, возможно, самую сложную роль в фильме — скромную офисную служащую 50-ти лет, которая относится к Эйбу с материнской заботой, за что тот наделяет ее в своем воображении мощными эротическими свойствами — и выполняет свою работу прекрасно.
Из мелких недостатков можно отметить разве что уже упомянутую гипертрофированность образа Эйба, а также то, что повествование местами теряет свою напряженность, шокируя зрителя меньше, чем было можно, но это так, мелкие придирки.
Только представьте себе: все эти ваши знакомые, которые напускают вокруг себя ауру позитива, добродушия и беспечности, на самом деле живут вот так. Вы их всех узнаете в этом фильме, и все о них поймете. 9/10.