Отсутствие Борна

Отсутствие Борна
Кадр из фильма «»
Невероятно, но факт: в фильме «Эволюция Борна» никакого Джейсона Борна нет. Иногда мелькает лицо Мэтта Дэймона на фотографиях, но не более того. Название — чистая коммерция, и фильм стоит рассматривать как самостоятельный продукт. Сможет ли он порадовать любителей шпионских экшен-триллеров? В вопросе разбиралась «Афиша Нового Калининграда.Ru».

Американские спецслужбы, плетущие, как им положено, зловещие заговоры против всех и вся под патетические слова о безопасности страны, скармливают подопытным солдатам чудодейственные таблетки. Результаты поистине невероятны: солдаты становятся сильнее и умнее на глазах! Но если лишить их разработки суперсекретной (разумеется!) лаборатории, как они вновь ослабнут и отупеют. Что вы говорите, похоже на фэнтези? А то!

Впрочем, Тони Гилрой, режиссер-сценарист отличного «Майкла Клейтона» и просто сценарист трилогии про Борна, ныне повышенный до режиссера, стремится сделать все это более-менее правдоподобным, насколько это возможно для кинорубилова наших дней. Вы увидите: стрельбу из крутых пушек, снайперских и не очень, взрывы — не очень много, но вполне эффектные, беспилотники, безжалостно уничтожающие отчаянно прячущуюся цель, массовые бойни в залах и узких коридорах, погони на мотоциклах с пинанием оппонентов ногами, ну и бег, прыжки и много прочей боевиковой атлетики. Протагонисту, одному из тех самых подопытных, недодали таблеток, и он начал убивать!

Кстати, с каких это пор монтаж по принципу «два стыка в секунду» в сочетании с избытком крупных планов под непрекращающийся амбиент стал считаться «реалистичным»? Разве длинные непрерывные общие планы в паре с внутренними звуками и музыкой мира фильма не ближе к документалистике и правдоподобию? Впрочем, они не ближе к аудитории, страдающей синдромом дефицита внимания и гиперактивности, это точно!

«Эволюция Борна» рассчитана как раз на такую аудиторию, и, соответственно, творческий коллектив стремится повторить подвиги Майкла Манна, а также «Темного рыцаря». Впрочем, результат получается удачнее, чем у первоисточников. Скажем прямо: как боевик, фильм удался очень даже. Боевые сцены поставлены красиво, с воображением и без сожалений насчет «проедания» бюджета в 125 миллионов зеленых Вашингтонов. Даже можно большую часть времени разлядеть, кто кого бьет (зачем — другой вопрос). Исполнителю главной роли Джереми Реннеру также пришлось делать некоторые опасные штуки самолично: например, сцена погони на мотоциклах снималась без дублеров, и Реннер рисковал не только собой, но и Рэйчел Вайс (в роли суперсекретного врача из суперсекретной лаборотории, и в перспективе пассии протагониста), которой, по ее словам, было без всякой игры страшно.

Интересный актер этот Джереми Реннер. Внешне он очень похож на Джеймса Кэгни и Малькольма Макдауэлла, и по уровню таланта и психологической сложности не слишком уступает обоим. Он привносит в свою роль в «Эволюции» глубину и весомость и стремится в меру своих сил компенсировать худосочность сценария, который еще не поругал только ленивый.

Пересказывать сюжет «Эволюции» — дело неблагодарное, ибо никому это не нужно. Ну да, есть один из этих солдатов-«мутантов», покушавших таблеток. Он хочет еще, но у ЦРУ другие планы. В итоге возникает стандартная история из цикла «одинокий солдат против системы» в духе «Профессионала» с Бельмондо, но скучнее, появляется женщина, все идет по плану. Это детали, главное — мочилово, его здесь много, и оно качественное.

Главный недостаток фильма — однообразие. Во-первых, мир «Эволюции Борна» — это мир осени. Как часто бывает в боевиках такой стилистики, здесь преобладают холодные цвета — белый, синий, серый, болотно-зеленый. Ничего теплого. Но главное даже не это, а то, что после получасовой завязки (которая знакомит нас с персонажами, и из которой мы ничего толком о них не узнаем) картина превращается в непрерывный дикий экшен без секунды отдыха, и, как это часто бывает, избыток выглядит как недостаток. Из-за отсутствия моментов спокойствия восприятие притупляется, и ощущение интенсивности происходящего исчезает. Но если вам такой подход близок, «Эволюция» будет вам в самый раз.

В конце имеем ставший со времен «Новой надежды» бесстыдным намек на неминуемое продолжение, а с ним — необходимость выносить фильму вердикт. Если вы хотите много сочного, с воображением сделанного экшена с приятными, хоть и плосковатыми персонажами в атмосфере коварных интриг спецслужб, считайте, что вы нашли фильм себе по вкусу. Если охота чего-то более напряженного, умного и политического, то все не так однозначно. Но ясно одно: продолжение следует. 6.5/10.