В ожидании Тамерлана

В ожидании Тамерлана
Кадр из фильма «»
Фильм Андрея Прошкина «Орда» про московского митрополита Алексия, отправившегося лечить мамочку монгольского хана от слепоты, должен был, судя по трейлерам, оказаться эпическим, визуально впечатляющим и исторически интересным. «Афиша Нового Калининграда. Ru» выясняла, готова ли современная российская киноиндустрия выдать продукт, способный претендовать на лавры Эйзенштейна, Куросавы и Дэвида Лина.

Эпические фильмы — штука сложная. Насыщенные деталями кадры, широкие пространства, массовые батальные сцены, воодушевляющая музыка — это все здорово, но человеческий фактор может легко затеряться в таком громоздком окружении, и тогда художественная лента легко превращается в очередной выпуск от канала Discovery. Так что для фильмов эпического жанра особенно важно создавать интересных, запоминающихся персонажей, и выбирать на их роли харизматичных актеров, легко приковывающих внимание зрителя. Создатели «Орды» прекрасно этот принцип понимали, и именно поэтому единственный яркий персонаж в фильме — хан Тинибек в исполнении Андрея Панина — оказывается убит минут через 15 после начала повествования.

Эх, надо было мне понимать, что никакой проект, «создание которого финансировала КТК „Православная энциклопедия“» хорошим быть в принципе не может, но я как всегда ожидал лучшего. Впрочем, не все так плохо. Визуально фильм хорош. По международным меркам, конечно, не великолепен, и если сравнить с «Семью самураями», «Лоуренсом Аравийским», или даже с «Александром Невским» — фильмом из тех времен, когда настоящая русская интеллигенция еще существовала, смотрится «Орда» достаточно бледно. Но по сравнению с российским кинематографом последнего времени имеем безусловный шаг вперед в мастерстве, изобретательности и тщательности.

Во-первых, дизайн очень хорош. Режиссер Андрей Прошкин честно признал, что к исторической достоверности он не стремился — слишком мало детальной информации о Золотой Орде сохранилось, чтобы можно было ставить задачу аутентичного визуального воссоздания мира, подконтрольного хану Джанибеку. Пришлось напрячь фантазию. Столица мусульманской Золотой Орды Сарай-Бату, показанная в фильме, выглядит как фантазийный персидский город — совсем как наши детские мечтания, когда мы час за часом рубились в самую первую игру о похождениях принца Персии. Доспехи и вооружение монголов больше похожи на снаряжение японских воинов периодов Сэнгоку и Эдо, показанное у Куросавы в фильмах «Трон в крови» и «Ран», чем на реальные прототипы, но я не историк Золотой Орды, так что придираться не буду. Главное — смотрится это все здорово. Хотя допускаю, что иные начнут плеваться от таких вольностей куда более энергично.

Во-вторых, операторская работа таки выглядит хорошо. К сожалению, Прошкин и его команда не использовали объективы, позволяющие обеспечить высокую резкость всех объектов, попадающих в кадр, как это делали до них Куросава и Лин, из-за чего большая часть изображения почти всегда остается размытой, а чувство эпичности снижается. Но кадры густо набиты интересными деталями, и двигается камера вполне интересно.

К сожалению, здесь позитив заканчивается, и начинается то, что придется ругать четко и жестко. Сюжет, как уже сказано, касается путешествия русского митрополита в сердце оккупационного правительства сионистов, пардон, монголов для того, чтобы попробовать вылечить от слепоты мать толстого скучного хана, сменившего того самого харизматика, убитого в начале. История основана на реальных событиях, хоть и изрядно мифологизированных. Русь показана крайне сжато, и я, хоть патриот из меня никудышный, был все же расстроен. Неужели историческая Россия — это обязательно мрачные терема, подземелья и церкви, населенные угрюмыми, занудными, однообразными бородачами? Надеюсь, что нет. Однако, именно так показывают старую Русь в современных российских фильмах, в том числе в «Орде».

Отсюда проистекает и следующая проблема: Алексий — совершенно «никакой» протагонист. Сыгран он скучно, наблюдать за ним неинтересно, харизмы в нем нет, а если актер Максим Суханов и пытался показывать какие-то эмоции, они все сгинули за хиппи подобной седой бородой, обрамлявшей его лицо. То же касается остальных русских, показанных здесь. Слуга Алексия Федька, князь Иван II, русские рабы в Орде — все они смотрятся скучно. Похоже, что идея фильма, с подачи РПЦ, заключалась в том, чтобы показать, что русские — хорошие, правильные и «духовные», ибо православные, а вот ордынцы — кучка диких варваров, жадных до крови, хлеба и зрелищ, ибо мусульмане. Вышло, однако, так, что «хорошие» русские выглядят настолько неинтересно, что монголы по сравнению с ними кажутся более раскрепощенными, энергичными, веселыми и, как следствие, интересными. Облом в лучших традициях советского агитпропа, который представители РПЦ должны по идее ненавидеть.

В итоге получается, что «Орда» — не более, чем конфетка для глаз. Попытки православной пропаганды удаются здесь плохо. Но смотрится это все красиво. Хотя, те же «Трон в крови» и «Ран» я могу порекомендовать с куда большим энтузиазмом. Они выполняют похожие задачи, но делают это значительно лучше. 

5.5/10.

P. S. В фильме нет ни одной массовой батальной сцены. Ни одной! Даже не знаю, чем это объяснить — нехваткой бюджетных средств, или пресловутой «духовностью», которая едва ли может идти на пользу качеству картины.