Голливуд на службе ЦРУ

Голливуд на службе ЦРУ
Кадр из фильма «»
Иран, мусульмане и американцы, бушующая революция, разъяренные толпы, расплата за былые ошибки, краны с висящими на них неверными, последнее убежище с постоянной угрозой обнаружения — таковы элементы новой тегеранской истории, поставленной и разыгранной Беном Аффлеком. Сюжет основан на реальных событиях захвата американского посольства толпой разъяренных персов в ноябре 1979-го и взятия дипломатов в заложники. Насколько Аффлек сумел передать дух того непростого времени, не переврать события и не испортить фильм собственной актерской унылостью — разбиралась «Афиша Нового Калининграда. Ru».

Вступление к «Арго» — интересная штука. Во времена сурового сенатора Джозефа Маккарти не сносил бы Аффлек — а также продюсеры фильма Джордж Клуни и Грант Хеслов — за такое головы. Во вступлении диктор уверенно заявляет, что в Иране все было отлично, рулил страной мудрый всенародно избранный премьер Мохаммед Мосаддык (на самом деле народ его не избирал, народ избрал парламент, назначивший Мосаддыка) и все было как надо. Но тут Мосаддык национализировал всю нефтяную индустрию Ирана, до этого находившуюся под британским контролем, измученные 2-й Мировой бритты возмутились и наябедничали американцам, после чего Айзенхауер дал добро ЦРУ на организацию путча против интеллигентного демократа Мосаддыка и замену его на авторитарного Мохаммеда Реза Пехлеви — и все, ввергнули злобные американцы демократический мусульманский рай в пучину отчаяния и диктатуры.

Что в этой картинке не так? Во-первых, проблема была не в смене в Иране одного лидера на другого, она была в смене прогрессивной конституционной монархии на отсталую абсолютную. Во-вторых — и это особенно важно при показе фильма в России — исключается фактор холодной войны, который являлся на деле ключевым. Мохаммед Мосаддык был милым, интеллигентным человеком, который, несмотря на идеи национализма, тяготел к социальной справедливости. Именно такие интеллигенты — даже в самой Америке! — легко поддавались красной заразе и попадали в советскую сферу влияния. А после этого — как рубильник дернули: былой интеллигент растворяется, а на его месте выскакивает очередной Фидель Кастро под ручку с Хо Ши Мином. Спонсированный американцами путч привел Иран к трудному состоянию, в котором он находится до сих пор — это верно; но нельзя также отрицать, что если бы они этого не сделали, и народу Персии, и всему миру могло бы быть уготовано нечто гораздо худшее — под эмблемой серпа и молота.

Прошу прощения за длинный исторический экскурс, но без него понять «Арго» — напряженный, стилизованный под манеру 70-х годов политический триллер Бена Аффлека — будет тяжело. Здесь историческая достоверность в целом вроде бы соблюдается; но многие детали идут в жертву увлекательности, и эти детали часто оказываются весьма важны.

Итак, на улицах Тегерана идут массовые бунты против Мохаммеда Реза Пехлеви, который воспринимается как ставленник США; антиамериканские настроения чрезвычайно сильны. Разъяренная толпа подходит к воротам посольства США, кричит и неистовствует, затем начинает через них перелазить, затем ломает замок — и все, спасайся кто может. Большинство американских дипломатов попадает в плен, но шестеро находят убежище в канадском посольстве, таким образом ставя в опасность еще и его. ЦРУ бьет тревогу и поднимает на ноги своего специалиста Тони Мендеса (Аффлек), который каким-то чудом должен вытащить этих шестерых из логова зверя. Он выдумывает хитрый план, согласно которому заложники должны притвориться канадской съемочной группой, ищущей в Иране экзотические локации. Гример Джон Чемберз (всегда шикарный Джон Гудман) и продюсер Лестер Сигил (Алан Аркин) присоединяются, соглашаясь сделать вид, что данный кинопроект — трэшатина по типу «Звездных войн» под названием «Арго» — реален. Представление начинается.

Главное достоинство «Операции „Арго“» (фильма Аффлека, о котором мы говорим, а не подставной чепухи из сюжета) — постановка. Аффлек когда-то был знаменит главным образом как супруг ягодиц Дженнифер Лопез и один из худших актеров Голливуда, но как режиссер он оказался настолько талантлив, что всех это застало врасплох. Здесь он держит планку, показанную в «Городе воров», стилизуя изображение под время действия — иногда можно поверить, что вы смотрите «Таксиста», «Чайнатаун» или «Разговор». Несколько хуже воспринимаются избыточная музыка и чересчур частый монтаж — но даже они не в состоянии убить чувство погружения. Аффлек также показывает себя мастером саспенса, и «ногтекусательных» моментов здесь предостаточно. Сцена с полицейскими машинами, которые гонятся за самолетом, — без преувеличений шедевр.

Конечно, во многом это связано с ощущением реальности происходящего на экране. И да, все это вроде бы происходило — но не совсем. Вот, допустим, заявление одного из заложников, что в посольствах Британии и Новой Зеландии им отказались помогать; на самом деле дипломаты из обеих стран приняли дейтельное участие в их освобождении, но направили их в канадское посольство, потому что там было безопаснее. Или отмена президентом Джимми Картером всей миссии, что приводит к одной из самых напряженных сцен фильма, — на самом деле он дал добро на миссию еще за 30 минут до вылета Мендеса в Иран. И так далее: Аффлек часто жертвует правдой ради художественности. Не говоря уж о том, что роль канадского правительства в операции показана как до неприличия маленькая.

Что же касается актерской игры — Аффлек назначил себя на главную роль, и она оказалась ему не по плечу. В «Городе воров» он смотрелся лучше, там было больше возможностей для эмоциональной игры; здесь же от него требуется тихая выразительность, харизма и легко ощутимый интеллект, и этих качеств у него серьезный дефицит. Тем паче что Мендес — латиноамериканец, и тот же Бенисио Дель Торо подошел бы на его роль идеально, но увы… Впрочем, Гудман и Аркин великолепны.

Но в целом, несмотря на эти недостатки, фильм смотрится очень хорошо и даже может оказаться лучше при повторном просмотре. Нужен вам урок истории с некоторыми вольностями или же просто напряженный, радующий и глаз, и мозг триллер — Аффлек заготовил для вас то, что надо. Так держать, Бен! Только будь другом, в следующий раз оставайся по ту сторону камеры. 7.5/10.