Режиссеру Роберту Земекису всегда удавалось делать то, что Стивену Спилбергу лишь приписывалось: хорошее кино в духе Голливуда 30-х — 50-х годов, оформленное по последнему слову техники. С «Экипажем» Земекис впервые с 2000 года возвращается к формату лайв-экшен: три предыдущие его фильма были анимационными. Удалось ли ему удержать высокую планку времен «Назад в будущее» и «Форреста Гампа»? Означают ли заявления профессиональных пилотов о нехватке в фильме реализма, что «Экипаж» погубила халатность? И если да, то хватило ли фирменной харизмы Дензела Вашингтона, чтобы вытащить фильм? На эти и другие вопросы пыталась ответить «Афиша Нового Калининграда.Ru».
Дензел Вашингтон — актер, за которым увлекательно наблюдать. Как Хамфри Богарт и Роберт Митчум в былые времена, он легко наполняет сцену напряжением и эмоциональной сложностью, даже если их нет в сценарии. Это качество делает его ценной прибавкой к почти любому проекту.
Впрочем, в «Экипаже» сложности и психологии хватает в любом случае. Протагонист Уип Уитакер — персонаж Вашингтона — пилот неназванной американской авиакомпании, страдающий тяжелой формой алкоголизма. Иной раз он не может зайти в кабину, предварительно не залив водки в бутылку апельсинового сока. Фильм начинается с того, что он просыпается в гостинице рядом с голой стюардессой и, как сказал бы Боб Дилан, ядовитой головной болью от выпитого накануне. Понимая, что вести самолет в таком состоянии не рекомендуется, он раскатывает здоровую дорожку кокаина, занюхивает, и, свежий как огурчик, садится в кабину — впрочем, в последний момент зарядившись водкой. При взлете самолет попадает в зону мощной турбулентности, Уип мастерски справляется с проблемой и, врезав еще водки, засыпает, оставляя управление самолетом второму пилоту (весьма нервному типу). Дело идет к посадке, Уип просыпается, и выясняется, что видавший виды и давно не ремонтированный самолет сильно пострадал от турбулентности, и мягкой посадки не видать. Да, ребята, мы все умрем, думают присутствующие, но Уип благодаря своим нечеловечески мощным навыкам пилота сажает самолет в поле так, что из 102 человек на борту погибает 6 — а ожидалось, что погибнут все.
Дальше протагонист просыпается в больнице, и начинаются чествования героя, а заодно с ним и вопросы. Пили накануне? Извольте за это ответить, мы Вашу кровь на анализ взяли. Кокаин нюхали? Знаете, что за это бывает. Да, мы понимаем, что самолет был развалюхой; что если бы на Вашем месте был любой другой пилот, то все бы померли; что лишь благодаря кокаину Вы смогли привести себя в чувство и так нечеловечески хорошо вести самолет. И нам плевать! Ведь наше имя — правосудие!
Здесь начинается история взаимоотношения Уипа с органами подавления Соединенных Штатов, а фильм начинает задавать нам сложные вопросы, не давая простых ответов. Если хороший поступок совершен небезупречным человеком, становится ли сам поступок хуже? Если человек нарушает закон, но никому не делает плохо, — зачем нужен такой закон? Может ли алкоголизм быть сознательным выбором и стоит ли такому выбору мешать?
Тем временем, мы узнаем про Уипа все больше. Мы видим его семью, отношения в которой распались из-за алкоголя; видим его новую пассию, встреченную в больнице, роман с которой тоже постепенно сходит на нет от чересчур ретивого служения Дионису; и на фоне всего этого — паранойя из-за навязчивого внимания журналистов и предстоящего судебного процесса.
Стилистически фильм прост и хорош одновременно. Камера отлично делает свое дело, но не привлекает к себе особого внимания; что касается выбора песен, он великолепен и чертовски атмосферен. Земекис показывает, что в смысле музыкального вкуса он застрял в 60-х и 70-х, но если в каком-то времени стоит застрять, то именно в том. Роллинги? Марвин Гей? Джо Кокер — и даже не та всем надоевшая стриптиз-песня? Да, Бобби, толк в музыке ты знаешь.
А вот ближе к концу фильм слегка впадает в морализаторство. После сложного мировоззрения основной части, после «я пью, потому что я выбрал пить» нам как бы объявляют: мы нашли врага, и его имя — алкоголь! И, несмотря на драматическую эффективность финала, обидно смотреть, как «Экипаж» превращается, пусть и в видоизмененном варианте, в историю о бобре и осле.
Впрочем, для современного мейнстримового Голливуда «Экипаж» и так позволяет себе неожиданно много. Проблемы морального выбора, зеленый змий, внутренняя борьба в отличном исполнении Дензела Вашингтона, мощная огневая поддержка со стороны его коллег по экрану (Дон Чидл, Келли Райли, Джон Гудман, Брюс «Слава богу, что не Джонни» Гринвуд, Мелисса Лео) — все это доказывает, что коммерческое американское кино еще способно задать жару. Если не на уровне «Этой замечательной жизни», то, по крайней мере, не намного хуже, чем «Мистер Смит едет в Вашингтон». Рекомендуется к просмотру. 8/10.