Свобода лучше несвободы

Свобода лучше несвободы
Кадр из фильма «»
На российские экраны вышла очередная лента Квентина Тарантино «Джанго освобождённый» с Джейми Фоксом, Кристофом Вальцем и Леонардо Ди Каприо. За тем, как считающийся многими культовым режиссёр продолжает с упоением раскрашивать в кроваво-красные тона прошлое, в мультиплексе «КАРО Фильм» наблюдал Алексей Милованов.

По осенним полям, лесам и горам североамериканского Юга группу измождённых рабов ведут куда-то двое торговцев живым товаром. До Гражданской войны ещё целых два года, Линкольн только готовится к выборам, так что торговля черными с сопутствующими издевательствами цветёт пышным цветом. Случайная встреча со щегольски разодетым дантистом в повозке с идиотически болтающимся над крышей зубом становится предсказуемо роковой. Фальшивый доктор на поверку оказывается охотником за головами Кингом Шульцем (Кристоф Вальц) родом то ли из Дюссельдорфа, то ли из Дортмунда. Документы с федеральными подписями позволяют ему пристреливать любую мешающую работе живность, не то что каких-то там работорговцев, а даже самого шерифа. В зубном вагончике он перевозит трупы тех, за чьи головы суд назначил награду. А мрачную процессию лжеврач повстречал вовсе не случайно: один из негров по имени Джанго (Джейми Фокс) обладает ценными знаниями о бандитах, за которыми охотится доктор Шульц. Встреча оказывается обоюдополезной, ведь Джанго человек семейный, но разлучён с женой с совершенно невозможным именем Брунхильда фон Штурм. Именем она обязана прежней владелице, обучившей девушку от нечего делать немецкому. Так, чтоб было с кем поболтать. А клеймом на щеке и исполосованной кнутом спиной — попытке сбежать на свободу вместе с мужем.

Раб на поверку не только информирован, но и в кратчайшие сроки обучается метко стрелять, обзаводится удалой ковбойской шляпой и говорящей фамилией Фримен, после чего составляет доктору Шульцу приятную и полезную компанию в его кровавой работе. Для южан разъезжающий на лошади негр выглядит не менее шокирующе, чем прогуливающийся по улице слон. Так что приключения охотников за головами не обходятся без встречи с доморощенными куклуксклановцами в масках, сшитых доброй женой одного из них. Понятное дело, трагической для нетолерантных американцев. Отстрел преступников перемежается философскими беседами, окончательно укрепляющими Джанго в мысли о том, что свобода всё же лучше несвободы, причём свобода окончательная, а не только от рабских кандалов. Главным же антагонистом и душителем этой свободы является плантатор Кэлвин Кэнди (Леонардо ди Каприо), предпочитающий коротать время жестокими боями с участием рабов. С ним и его сурок — чёрный камердинер Стивен (Сэмюэль Л. Джексон), относящийся к собратьям по расе с не меньшим отвращением, чем хозяин.

После «Бесславных ублюдков» это уже второе погружение Тарантино в исторические реалии. Причём если там группа головорезов-евреев скальпировала нацистов во славу альтернативной истории, то здесь к историческим реалиям режиссёр и сценарист относится весьма аккуратно. В этом жанре «блексплойтейшн» ничего масштабного про хижину дяди Тома как в Америке, так и в иных местах не снимали давно, а тут тема рабства ещё и наложена на лихой вестерн. Режиссёр изображает ужасы рабовладельческого строя с садистской скрупулёзностью, которая особенно чётко видна на фоне обычных его фонтанов кетчупа в перестрелках. А их тут тоже немало: в ход идёт всё, от миниатюрного револьвера Дерринджера до слонобойного ружья и пары связок динамита. Ближе к финалу не проходит и минуты, чтобы Джанго кого-нибудь не изрешетил, прострелил, разукрасил мозгами стену или попросту взорвал. Складывается даже ощущение, что аккуратно выписывавший картинку Тарантино под конец притомился, махнул рукой, да и заляпал всё кровью.

Это ощущение в известной мере ошибочное, настолько же, насколько и мнения тех, кто считает, что классический канон «тарантиновщины» уже полностью сложился, чёток и понятен. Да, у значительной части фильмов, снятых или самим Квентином или по его сценарию, много общего. Насилие, зачастую лубочное, мотив мести, многочисленные, иногда даже зашкаливающие, особенно для человека смотрящего не только мейнстрим, отсылки к старым кинолентам. Всего этого сполна и в «Джанго». Но в меру; почти три часа экранного времени пролетают незаметно, в отличие от многих фильмов подобного хронометража, сцены «Джанго» не заставляют зрителя зевать и рассуждать о том, что тут-то вот можно было и подсократить.

Но главное здесь, как и во всех иных фильмах Тарантино — это интересная история, неплохо рассказанная. И то, как её рассказывают, почти всегда вторично. Сам он считает себя в первую очередь автором, вначале рассказывающим о чём-то, а уже затем показывающим. Ведь и единственного «Оскара» Тарантино получил именно за сценарий к «Криминальному чтиву». «Джанго» также номинирован, но дело идёт к тому, что скорей уж Вальц получит вторую статуэтку за лучшую роль второго плана, его доктор Шульц выписан не менее безупречно, чем штандартенфюрер СД Ганс Ланда. 

Фильмы Тарантино это истории из разряда тех, которые рассказывают в хорошей компании, истории с неожиданным сюжетом, лихими поворотами. И, как ни странно, хорошим концом. Историй, услышав которые друзья рассказчика будут хлопать по столу ладонями и кружками с пивом и кричать «Да ладно, хватит заливать-то!», но не потому что не верят, а от восхищения и зависти; им-то такого ни в жизнь не придумать и не рассказать. «Баба в жёлтом комбинезоне с мечом? Да ну, врёшь!»... «Банда евреев-линчевателей в тылу у фашистов? Да не может быть!»... «Раб-негр стал охотником за головами и расстрелял полсотни бандитов? Брехня!»... 

Герои Тарантино живут лишь в рамках отпущенного им экранного времени, у них нет ни будущего, ни прошлого, оно им и не нужно, как не нужно будущее и прошлое Вовочке из смешного анекдота. Важно не где происходит сюжет, а как он это делает. С равным успехом сюжет «Джанго» мог бы развернуться и в древнеримских декорациях и в реалиях какой-нибудь Франции 17-го века. Ведь затем многие и смотрят кино, чтобы услышать и увидеть интересную историю. Рассказчик Квентин Тарантино в очередной раз не подвёл. 9/10.