Соя и крахмал вместо мяса

Соя и крахмал вместо мяса
Кадр из фильма «»
Разумеется, ни в сое, ни в крахмале ничего плохого нет, при условии, что они — на своем месте. А когда вам обещают фильм ужасов, исполненный моментов, леденящих кровь и плазму, а в итоге получается торжество штампов и семейных ценностей, то можно смело считать себя обманутыми. Впрочем, сиквелы и ремейки «Техасской резни бензопилой» никогда не пользовались успехом и уважением, которые имеет оригинал. Данное новье — не исключение. Насколько это справедливо — разбирался Николай Кириченко.

Для начала — пара слов о собственно оригинальной «Техасской резне бензопилой», к которому данный релиз является сомнительным сиквелом. Тогда, в 1974-м, режиссер Тоуб Хупер и сценарист Ким Хенкел вдохновились серийными убийцами Эдом Гейном (тот самый любитель выкапывать женские трупы, сдирать с них кожу и надевать на себя) и Элмером Уэйном Хэнли, раздобыли 300 тысяч долларов и сделали этот скромный, почти бескровный фильм с неизвестными техасцами в качестве актеров. Фильм, который на много часов или даже дней оставляет у зрителя ощущение холодного ужаса и образы которого никак не вылазят из головы. Помимо пугающего эффекта, это очень депрессивный фильм. Создается полное ощущение того, что все это вполне могло произойти с любым из нас; хитрая операторская работа, ставящая зрителя в позицию очевидца, которого могут в любой момент обнаружить, и полное отсутствие «пугающих» (на самом деле отвлекающих) грохочущих звуков доводят эффект погружения до предела. И это правильно, пугающий фильм обязан быть депрессивным и тяжелым. Если оригинальная «Резня» — не десятка, то уж точно 9,5/10.

Переносимся на почти 40 лет вперед, в наш гнусный и грустный 2013-й. Почему грустный, почему гнусный? А хотя бы потому, что в нем выходят вот такие фильмы. Ясен пень, никто из создателей оригинала в нем не участвовал; да и вообще, похоже, вменяемых людей здесь нет, их со съемочной площадки выгоняли поганою метлой. Авторы «Техасской бензопилы — 3D» (если переводить английское название буквально) обещали нам прямое сюжетное продолжение оригинала — и, что характерно, обещание сдержали. Первые же кадры фильма — выдерги из фильма 1974-го. Только вот если оригинал гипнотически затягивал зрителя длинными планами без монтажа, отсутствием традиционной музыки (вместо этого было что-то вроде амбиентных заводских шумов) и не связанных с происходящим звуков, то здесь мы имеем выжимки, длящиеся не больше секунды под те самые грохочущие шумы («Эй, ребята, здесь надо бояться, давай бойся!»), которые отравляют чуть ли не все современные хорроры.

Но цитаты вскоре заканчиваются, и мы имеем «счастье» понаблюдать за собственными сочинительскими талантами 3D-шников. Таланты их оказываются, вероятно, в сфере проматывания бюджетных денег на вечеринки с грудастыми лид-актрисами, т. к. на экране перед нами предстает форменное убожество. Оказывается, семья Сойеров вовсе не ограничивалась теми тремя психами из оригинала! К дому сразу, буквально через минуты после окончания первой части, подъезжают менты в особо крупных количествах, а он уже битком набит неадекватами, готовыми отстреливаться. Чудеса, да и только.

Ну да ладно, лиха беда начало. Дом спаливают реднеки из близлежащего поселения, полиция присутствует на месте, но даже не пытается наказать поджигателей (!), один из рэднеков оказывается большим гуманистом (правило двоемыслия), вытаскивает грудную девочку из-под обломков и начинает воспитывать. Переносимся на 20 лет вперед! Девочка оказывается, разумеется, обладательницей модельной внешности и внушительных грудей (которые по ходу фильма периодически обещают оголиться, но до конца это сделать никак не могут), имеющая бойфренда, а также подругу с еще одним бойфрендом — все, опять же, модельной внешности. Естественно, эта (ни черта не) великолепная четверка подростков, как и многие подобные, содрана из оригинальной «Резни», но если с персонажами 1974-го можно было себя идентифицировать, то здесь главгерои отравляют экран источаемым ими пошлым, неестественным гламуром. Больше похоже на «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», чем на «Резню».

Что потом? Нет, вовсе не суп с котом, супы здесь бывают только с человечиной. Поездка в дом, поставленный на месте того самого, который спалили, встреча с неистребимым убийцей по кличке «Кожаное лицо» (в оригинале он был лишь один из троицы психов, но широкой состоящей из школьников публике запомнился лишь этот очаровательный товарищ, поэтому всем плевать), много дешевого хоррора со сверхбыстрым монтажом и шумами, кровь, молочные железы, скукотища.

Если у этого фильма есть спасительные качества, то это — тот факт, что сюжет в первой своей половине не утомляет и кажется более или менее вразумительным. Впрочем, это все из-за того, что он очень уж близко повторяет оригинал.

А вот когда ближе к концу фильма режиссер Джон Льюсенхоп и его не слишком веселые коллеги пытаются провести психоанализ главного маньяка, параллельно пичкая аудиторию семейными ценностями, тут уж только и остается, что почесать подбородок и пожать плечами. Здесь имеет место просто праздник двоемыслия: и добровольное бессилие полиции, и забывчивость главгероини, и расчет на то, что аудитория окажется достаточно глупа и лишена памяти и здравого смысла, чтобы такое простить. Зря надеетесь.

Итак, дорогие друзья, оригинальный фильм — это есть гут, зер гут. Смотрите его. А этот — избегайте так, как вы избегали бы реального убийцу с бензопилой. 2,5/10.