Ты всё пела

Ты всё пела
Кадр из фильма «»
В «Отверженных» Тома Хупера всё почти идеально — широкий размах, большие актёры, много песен и патетики, а также отсутствие русскоязычного дубляжа. Проверял очередную постановку мюзикла по мотивам отрывков из книги Виктора Гюго в мультиплексе «КАРО Фильм» Алексей Милованов.

Через годы двигаются по просторам Франции, то сближаясь, то вновь отдаляясь, двое статных мужчин. Жан Вальжан (Хью Джекман) — нарушивший условия освобождения с каторги бывший заключённый, мотавший срок за то, что украл кусок хлеба для голодающего племянника. Жавер (Рассел Кроу) — фанатично преданный долгу надсмотрщик над каторжанами, стремящийся настигнуть Вальжана во что бы то ни стало. После встречи с добрым священником каторжанин решает поменять всё — и добивается успеха, поста мэра маленького городка. Жавер тут как тут, пристально присматривается — что это за странно знакомый с лица господин раздаёт милостыню нищим и вытаскивает бедняка, попавшего под колёса телеги. Фантина (Энн Хэтэуэй), работница с фабрики Вальжана, потеряв место, вынуждена предлагать свои зубы и волосы портовым шлюхам, а оставшуюся себя морякам, чтобы прокормить дочку Козетту, отправленную в деревенский трактир. Не успев спасти Фантину, Вальжан пытается стать отцом для Козетты. Но Жавер не дремлет, и преследует беглецов до самого Парижа, где зреют студенческие бунты.

«Отверженные» — эпическое полотнище о жизни самых разных слоёв общества Франции середины XIX века, сравнимое по размаху разве что с «Войной и миром» Льва Толстого. Правда, куда более романтичное и возвышенное, чем мрачноватые и отдающие безысходностью тома русского классика. Мюзикл, переживший уже немало постановок (более 25 лет на сотнях сцен), использует лишь одну из множества сюжетных линий, посвященную каторжанину Вальжану и инспектору Жаверу. Режиссёр Том Хупер, снискавший известность и «Оскара» после выхода на экраны ленты про логопеда и монарха «Король говорит», подошёл к делу с не меньшей основательностью. И если рассчитывал повторить успех, то имеет все шансы: «Отверженные» удостоены 8 номинаций на 85-й церемонии вручения «Оскаров» в конце февраля.

Звёздный актёрский состав, трепетное отношение к основе (даже некоторые сцены точь-в-точь повторяют иллюстрации к первому изданию романа Гюго), отличная динамика... Серьёзный хронометраж в три часа не утомляет, несмотря на то, что итог очевиден даже для тех зрителей, которые не утруждали себя в школе чтением «Отверженных». Для вздыхающих дамочек — изящный любовный треугольник, для менее романтичных зрителей — голливудская молодёжь вроде Эдди Редмэйна на баррикадах. Для ценителей брутальщины — бодро вышагивающий по самому краю Рассел Кроу. Глядя на то, как он натужно пыхтит, в очередной раз упустив прямо из рук томно глядящего на зрителя героя Джекмана, хочется рассмеяться. Но он, кажется, и сам улыбается где-то в глубине своих австралийских глаз. Ну, а для тех, кому вся эта высокопарность не очень-то и нужна — эпизоды с участием Саши Барона Коэна и Хелены Бонэм Картер. Они, играющие владельцев таверны, где коротает деньки юная Козетта, вообще, кажется, перебрались сюда прямиком из туманного Лондона «Суини Тодда», а кусок с их участием выглядит так, будто Том Хупер на время уступил режиссёрское кресло самому Тиму Бёртону.

Мюзиклом «Отверженные» являются почти на все сто процентов; лишь иногда герои перестают петь и перебрасываются парой слов, хотя могли бы этого и не делать. И лучше бы не делали, ведь фильм идёт в российском прокате — о, радость! — с субтитрами, а не перепетый голосами нашей псевдобогемы. Учитывая, что петь пришлось абсолютно всем актёрам, для ценителей это поистине редкий шанс услышать хороший фильм с хорошим саундтреком на большом экране, а не после выхода лицензионной копии. Это же, возможно, спасёт нас от проклятья, связанного с предыдущей известной постановкой по Гюго, российской версией «Собора Парижской Богоматери» начала двухтысячных. Петкун-Квазимодо голосил тогда из всех возможных устройств.

Вкупе с «Анной Карениной» экранизация-мюзикл по «Отверженным» может, кроме развлекательной, выполнить и иную задачу. Если хотя бы один из пары сотен юных зрителей решит уточнить, о чём же шла речь в первоисточнике (входящем, обычно, в список книг для чтения на летних каникулах, которые, конечно, никто не читает), то будет уже славно. Нужно духовно расти, иначе... Жавер. 8/10.