«Цель номер один» — триллер Кэтрин Бигелоу про уничтожение Бин Ладена американскими солдатами — вроде бы один из главных фильмов прошлого года. Насколько шумиха оправдана — разбирался Николай Кириченко.
Новая лента Кэтрин Бигелоу — ксенофобский американский агитпроп, где мусульман мутузят, пытают, одевают в чалмы образцов, которые они уже несколько веков не носят, заставляют говорить на арабском языке вместо положенного урду, а в итоге открывают по ним шквальную пальбу, for the great justice! Ну и, конечно, все это с единой целью — найти Усаму Бен Ладена и убить. Но сначала — заставить его слегка укоротить бороду и поработать Санта Клаусом на 2996 детских утренниках.
Кстати, правильный перевод названия был что-то вроде «Тридцать минут после полуночи» или «Тридцать после темноты», короче, время начала операции по устранению Бен Ладена. Но русские прокатчики, как всегда, уважают ваш интеллект, ребята.
Так вот, сценарий к «Цели номер один» написал молодой человек по имени Марк Боул. Этот Марк Боул — абсолютно уникальный сценарист; он изменил все. Этот человек предложил абсолютно новый способ написания сценариев: он берет сто страниц бумаги, заливает их чернилами, после чего на них писает. Полученную в результате бумагу он несет Кэтрин Бигелоу, которая полученным сценарием искренне восхищается, ибо он идеально соответствует ее уровню ожиданий, и процесс пошел!
Ха, шутка. Сценарий Марка «Уве» Боула не то, чтобы совсем ужасен; но ему явно не хватает психологии, филологии или хотя бы познавательной фармакалогии (в традициях Хантера Томпсона, разумеется). Он ни разу не выходит за пределы триллерности и редко меняет ритм.
Впрочем, это идеально вписывается в режиссерские задачи Кэтрин Бигелоу (кстати, вы в курсе, что этой женщине уже 61 год? Гляньте на ее фотки, не поверите). Она как бы говорит: «Спрайт — не дай себе засохнуть! Синдром дефицита внимания и гиперактивности — не дай зрителю хоть на секунду задуматься!»
Какие ощущения от просмотра «Цели номер один»? А вот какие: пыльные офисы ЦРУ — поиски Бен Ладена; пустыни Афгана и Пакистана (снятые, кстати, в Индии) — поиски Бен Ладена; пытки и избиения подозреваемых в терроризме мусульман — все ради поисков Бен Ладена; в итоге — нахождение Бен Ладена, убийство, ???, профит!
Кэтрин Бигелоу очень хочет сделать хороший триллер; к сожалению, она не усвоила один из главных заветов Хичкока (про которого сейчас тоже идет фильм): персонажи должны быть полноценными личностями, а не куклами, с которыми происходят разные опасные события, иначе аудитория с ними себя не сможет идентифицировать и ей будет наплевать. В «Цели номер один» получаются именно «куклы» и «наплевать». Про персонажей ничего толком неизвестно; даже про главную героиню Майу (рыжую, но не в костюме пчелы) — ничего вообще. Майа — этакий собирательный образ женщин из ЦРУ, проводивших засекреченные поиски Обамы, пардон, Усамы (эта шутка не стареет); возможно, создатели думали, что ее нужно сделать загадочной, и это добавит эффекта. Но мы не смотрим на нее с точки зрения какой-то другой сильной личности; личностей здесь нет вообще, честно говоря. Все в итоге оказывается картонным.
Полагаться мы можем только на актерскую игру очаровательной Джессики Честейн (ее имидж под «старый Голливуд» напоминает Веронику Лейк, Кэтрин Хэпберн, Лорен Бэколл и времена, когда слово «гламур» не было ругательством и отсутствовало в русском); она не подводит, тонко сочетая в своей игре подспудную ярость с холодной оболочкой, которая периодически прорывается. Тем не менее, понять ее мотивации, кроме самых очевидных, бывает трудно — так уж ее прописали. То же самое относится к ее коллегам по ЦРУ, как кабинетным крысам, так и пыточникам. Есть у них какие-то свои черты характера, привычки, но для того, чтобы они были личностями, всего этого ощутимо не хватает.
Но если ЦРУ-шники показаны просто скучно, то мусульмане, взятые ими в плен и пытаемые (предположительно в Гуантанамо), — это действительно беда. Они появляются на экране только с одной целью: быть биты, расколоться, исчезнуть из повествования. Финита. Ни одного хоть чем-то яркого мусульманина здесь нет, они все — пешки по дороге короля (Майа) и ферзя (отряд американских «морских котиков») к резиденции Усамы Бен Ладена. Фильм обвиняют, в чем-то справедливо, что он оправдывает пытки как способ получения стратегически важной информации. Это, может, и есть, но это — четверть беды. Главная проблема в том, что мусульмане здесь такие, что и сочувствовать им невозможно, слишком они плоски; даже плоские-плоские ЦРУшники по сравнению с ними — гамлеты. Да и последствия пыток не исследованы; ни психологически изломанных мусульман, ни травм у тех, кто эти пытки осуществлял или был вынужден за ними наблюдать.
Кстати, это все верно и по отношению к «Повелителю бури» — предыдущему фильму Бигелоу. Там тоже мусульмане — на этот раз жители Ирака — были нужны лишь как мишени для пальбы американских солдат. Таков подход Кэтрин к проблемам гуманизма. А ее технический стиль? Тоже как в «Повелителе бури». Короткие кадры, нервный монтаж, непрерывный (почти) амбиент — майкломанновщина налицо. Признаю, что этот стиль достаточно сложен и труден в реализации; но это получается что-то вроде киноэквивалента гитарной игры Ингви Мальмстина: технически трудно, но не атмосферно и не радует.
Ну да ладно, не все так страшно! Во-первых, невзирая на халатное отношение к фактам, посмотреть на внутренние дела ЦРУ и постепенную дорогу к логову бородатого зверя интересно; во-вторых, пустыни, американские базы, постоянная угроза нападения исламотеррористов — это все реализовано тщательно и интересно, хотя я не ручаюсь за достоверность; в третьих, Джесс в главной роли очень хороша; в четвертых, последние минут так сорок — непосредственно атака на логово — мощны, напряженны и представляют собой отличный, как ни посмотри, кинематограф.
Но фильм-то длится два с половиной часа, вот в чем беда. И он успеет вам многократно за этот срок надоесть; но если вы заставите себя его досмотреть, он преподнесет вам пару приятных сюрпризов, хотя и позлит своей садистски-убийственной ксенофобией. 6/10.