Где твои 17 лет?

Где твои 17 лет?
Кадр из фильма «»
Как орал Джерард Батлер, This…is…fourty!!! Было это в фильме «Сорок спартанцев». Но речь у нас пойдет не о нем, а о фильме под названием This Is 40, в котором нет Батлера, зато есть Меган Фокс, что уже вызывает подозрения наподобие «а не худший ли это фильм всех времен, часом?». Персонажам — супружеской паре, оснащенной детьми — исполняется, в соответствии с названием, по сорок лет, и жена начинает страдать от классического «кризиса среднего возраста». It’s a midlife crisis, как пели Faith No More. Насколько легковесный в принципе комедийный режиссер Джадд Апатоу («Сорокалетний девственник», «Немножко беременна», «Приколисты») сумел справиться с такой болезненной темой, выяснял Николай Кириченко.

Знаете, что будет, если взять «Запорожец» 70-х годов выпуска и, потратив пару миллионов долларов, снабдить его дорогими шинами, дорогой аудиосистемой, покрасить дорогой краской, и сделать на нем дорогой, но некачественный рисунок лица Мэрилин Монро? Ответ: будет автомобильный эквивалент Меган Фокс!

Да, Меган Фокс — это очень плохо; эта фальшивая до костного мозга женщина («актриса» тут явно не подойдет), ставшая иконой для 13-летних подростков по всему миру, удивляет тем, что она говорит в интервью: «смотрите, какая я эротичная и замечательная, я дурю мужчинам голову, и это здорово!», и в ответ на это мужчины смотрят на нее влюбленными глазами и отвечают: «да, Меган, ты эротичная и замечательная, ты дуришь нам голову, и это здорово!» Меган Фокс — это олицетворение всего, что неправильно в современном шоу-бизнесе, и ночной кошмар любых движений женщин за равноправие. А еще она — пример того, что даже женщину, похожую на перепомаженную и перетатуированную проститутку можно сделать кинозвездой, и окончательное доказательство того, что мужчины — это глупый пол.

Ну да ладно, не из одной Меган состоит «Любовь по-взрослому». Меган здесь вообще вроде бы немного; но она раздражает настолько, что за нее придется снять фильму полбалла (было б ее больше — был бы целый балл). Но она олицетворяет одну из главных проблем, свойственных «Любви…» — обилие побочных персонажей, которых много, и которые погоды не делают и остаются недостаточно исследованы.

«Любовь по-взрослому» — это как бы продолжение «Немножко беременной», неплохо сделанной комедийной пропаганды деторождения, но ни Сета Рогена, ни Кэтрин Хайгл вы здесь не увидите. Вместо них будут их друзья из первого фильма, и даже не из числа хронических курильщиков Мэри Джейн. Помните тех двоих, что были уже при детях — саркастичный умник с талантами к имитации других Пит (Пол Радд) и его стервозная жена Дэбби (Лесли Манн, супруга режиссера)? Вот они здесь теперь главные герои.

Собственно, они и в первой части казались поинтереснее, чем Роген и Хайгл, поэтому посвятить им сиквел кажется разумным решением. А на самом деле? На самом деле дать этим персонажам самостоятельные индивидуальности Джадд «Апатичный режиссер» Апатоу не смог: слишком велик был соблазн сделать что-то такое, похожее на «Немножко беременную». Стервозность Дэбби еще остается, хотя ее пытаются разбавить, а вот сарказм и цинизм Пита из этой части почти ушел. Или Апатоу не решился сделать своего нового протагониста аналогом тонкого тролля, коим был персонаж Кэри Гранта в «Его девушке Пятнице», или у него не хватило для этого изобретательности. Написать для Пола Радда одну пародию на Де Ниро (которую тот мастерски разыграл в первой части) — это можно, но вот больше — проблематично.

Тем не менее, талантливый Пол Радд (что-то вроде Бена Аффлека, который умеет играть) делает Пита интересным, обаятельным протагонистом; ну, а Лесли Манн здесь из-за того, что она — жена режиссера, однако ее готовность обнажаться перед камерой выставляет актрису в выгодном свете в сравнении с предшественницей Кэтрин Хайгл. Ее героине Дэбби исполнилось 40 лет. Она выглядит свежо и молодо, но страдает от психологического ощущения собственного старения. Чтобы от этого ощущения уйти, она пускается во все тяжкие: усиленный пилеж мужа; попытки насадить идиотские ограничения по пользованию компьютером для своих двух дочерей (одной из них 13 лет, другой — 8); параноидальные подозрения, что ее слабеющая привлекательность приведет к измене мужа; поездки с последним за город с поселением в отеле, поеданием марихуанового печенья и просмотром порнофильмов.

Картины, к которым имеет отношение Джадд Апатоу, всегда похожи друг на друга. И неважно, продюсер он, режиссер или сценарист, если на фильме стоит бирка Apatow Productions, то вы смело можете ожидать хорошего, живого юмора; непроработанных персонажей, рискующих этот юмор убить (хотя на поверхности они смотрятся харизматично); сентиментальность и семейные ценности, сменяющие черный юмор в самый неподходящий момент, и тем самым ощутимо обламывающие (исключение — действительно хороший «Ананасовый экспресс»). В «Любви по-взрослому» все так же: здесь тематика разваливающихся семейных отношений, интересная и весьма располагающая к черной комедийности, вытесняется утверждением радости деторождения, совместного проживания и прощения.

И как-то даже это все не смотрится так уж плохо. Персонажи кажутся более-менее живыми, их боль болит, а радость радует. Если бы еще они были лучше проработаны… Обычно у «Апатичного режиссера» персонажи кажутся двумерными, а здесь — 2,5-мерными, но это — уже прогресс.

А юмор? Есть юмор! И он даже хорош. Много монологов и диалогов со словом «fuck», которые звучат вполне весело. И не только. Однако фильм явно не рассчитан на такую продолжительность, и начинает надоедать, совсем как эта рецензия.

А еще здесь появляется кантри-роковый певец Грэм Паркер, похожий на Друзя, и играет свои песни! Это хорошо. А еще здесь в эпизодической роли играет вокалист Green Day Билли Джо Армстронг, и он ничего не исполняет! Тоже неплохо. А еще здесь есть Меган Фокс и Райан Адамс! Ужасно. Но фильм весьма сносен. 7/10.

Фильмы-компаньоны: «Его девушка Пятница» (реж. Говард Хокс, 1940), «Любовь» (реж. Михаэль Ханеке, 2012).