Золотая рыбка с комплексом садиста

Золотая рыбка с комплексом садиста
Кадр из фильма «»
Классических историй о жадности было много; хороших романтических кинокомедий — тоже немало, хотя чуть ли не все они относятся к периоду до начала 80-х годов. Автор Тим Мэйси и режиссер Рамаа Мосли решили объединить оба подхода, снабдив полученный проект стандартным ромкомовым увальнем Майклом Ангарано и голоногой псевдо-Линдсэй Лохан в качестве протагонистов. Сработало? Не очень? Отвечает Николай Кириченко.

Есть молодая раздолбайская пара с финансовыми проблемами. Джон (Майкл Ангарано) — представитель офисного планктона средней руки, не слишком довольный своим положением; однако и с этого положения его все норовит погнать к черням уставший от его заспанности и неэффективности начальник. Начальник этот — мерзкий тип, похожий на аналогичного босса из «Офисного пространства», но гораздо менее веселый и запоминающийся; такого рода расходных персонажей здесь много. Элис (Джуно Тэмпл) ничем не занимается, кроме неспешного потягивания вола за волыночный хвост, и ждет муженька дома. Денег толком нет, хотя у нашей незадачливой пары есть приличный пригородный дом (мне здесь одному здесь видится противоречие, или такова их американская действительность?), начинаются депрессия и внутрисемейные склоки.

Что здесь надо делать? Заехать в магазин антиквариата, конечно же! Заправляет магазином иссушенная жизнью (или не только жизнью?) старуха, у которой наша голоногая женушка самым бесславным образом умыкает эффектно украшенный медный чайник. Чайник просто сам как бы говорит (хотя и не слышно зрителю): давай, давай, бери меня! Ну а по приезде домой выясняется, что чайник имеет магические свойства обогащения владельца: врежь себе молотком по руке — получишь пару сотен баксов; врежь до крови — получишь пятьсот; врежь кому-нибудь другому — ваще тыщу.

Историй про жадность было много, некоторые из них дали очень удачные фильмы (см. «фильмы-компаньоны» в конце данного обзора), но тема актуальности не теряет, и не обязательно добавлять к ней что-то принципиально новое. Создатели «Миллиона для чайников» (художественный перевод оригинального названия, просто обозначающего «Медный чайник»: в английском книги «…для чайников» называются «…for dummies», что не дает почвы для игры слов) этого сделать и не пытались, и черт с ним. Проблема в другом: персонажи здесь плоски, как бюст Эллен Пейдж, сюжет предсказуем, как результаты выборов в России, а юмор тускл, как ночной Пхеньян.

Кстати, насчет юмора. По идее, уж для хороших лулзов здесь были все предпосылки. Есть два весьма неприятных персонажа-супруга, значит, можно порадоваться, наблюдая, как они долбят друг друга кулаками, молотками и досками, ломают себе руки и ноги и вообще страдают из-за своей неумеренной жадности, не так ли? Нет, не так. Не то чтобы веселых моментов здесь вовсе не было; однако действительно мощного черного юмора здесь мы не найдем. Никаких увечий на всю жизнь, ничего серьезного, все легко и щадяще. Хороши куски, где они причиняют друг другу эмоциональные страдания; достаточно смешны и те, где они идут кормить свой чайник болью других. Но в целом кажется, что концепция не доведена до ума.

Впрочем, сказать, что фильм смотреть совсем уж скучно, тоже не получится. С вещами вроде «Миллиона для чайников» вообще так часто бывает: вроде полная чепуха, а смотреть можно. Связано это с тем, что фильм снят по всем канонам классической голливудской формы, бодро, но не нервно смонтирован и не утомляет однообразием ракурсов камеры. В степь дерганой майкломановщины современные американские комедии для девочек еще не переехали (хоть они!), но этого мало для удовольствия.

Кстати, можно не воспринимать эту историю исключительно как исследование жадности. Можно, допустим, воспринять это как развернутое исследование героиновой зависимости. Или психологии сталиниста — за тем исключением, что он не будет получать из чайника никаких денег и обвинит в этом коварных империалистов-либералов и мировой сионизм. Есть, как говорится, варианты… А сам «Миллион для чайников» по ощущениям напоминает такую сомнительную штуку, как «Тайна рукописи» 2007-го года (реж. Брендан Фоли): с одной стороны, вроде как и сравнить особо не с чем, то есть, казалось бы, оригинально; с другой, не покидает ощущение из цикла «черт побери, зачем такая штука вообще нужна»? 5.5/10.

Фильмы-компаньоны: «Крестный отец — 2» (1974, реж. Фрэнсис Форд Коппола) и «Ран» (1985, реж. Акира Куросава) — жадность; «Его девушка пятница» (1940, реж. Говард Хокс) и «Филадельфийская история» (1940, реж. Джордж Кьюкор) — хорошие романтические комедии.