«Добро пожаловать в капкан» внешне и по сюжету напоминает «Схватку»: сложные отношения преступника и копа, между которыми можно провести немало параллелей. Оказался ли сам фильм таким же малосмотрибельным, как якобы шедевр Майкла Манна, выяснял Николай Кириченко.
Британский криминальный триллер-боевик «Добро пожаловать в капкан» — это два фильма в одном: вялая, клишированный до предела первая половина и куда более динамичная и оригинальная вторая. Впрочем, есть немалый шанс, что вы до второй попросту не досидите.
Завязка хороша на словах, но куда хуже в реализации: полицейский сыщик с интересной фамилией Макс Левински (Джеймс Макавой) гонится что есть мочи за шайкой мотоциклетных преступников, почти ловит последнего в веренице, сбивает его с байка, но тот оказывается сильнее и ловчее и почти пристреливает нашего злополучного сыщика, но в последний момент великодушно передумывает. Злодея этого, как выясняется, зовут Джейкоб Стернвуд (Марк Стронг — дефектный воображаемый двойник Стэнли Туччи). Тут у Макса начинается депрессия; он мучается от того, что не поймал Стронга, когда тот был у него под носом, но еще больше — от мысли о том, что преступник способен на пощаду; ну и от унижения, что пощадили именно его.
Звучит неплохо? Ага. Но поверьте мне, когда я говорю, что реализовано это все весьма убого. Первая часть оставляет ощущение чрезвычайно слабой проработки характеров. Левински депрессит, мы формально это понимаем, но мы не видим его рефлексирующим в одиночестве; почти все экранное время отдается диалогам по делу Стернвуда, расследованиям и скучному, некреативному экшену. Про самого главзлодея Стернвуда мы знаем лишь то, что он — очень заботливый папаша и за сына может кого угодно пришибить по макушке. В остальном он так же пуст, как любой «суровый» герой Стэйтема. Еще есть Сара (Андреа Райзбероу), одержимая перфекционистка, напоминающая Асуку Лангли Сорью/Франциску фон Карма, она достаточно интересна, но ее мало, и она по большей части выполняет функции мебели — скорее бельгийской, чем белорусской, но все же мебели. Все остальные — статисты как один. Что же касается стилистики — она ровно такая, как вы ожидаете. Все очень синее, монтаж не так ужасен, как у Манна, но все же резковат, играет амбиент, а сцена погони на мотоциклах — одна из первых в фильме — уступает аналогичной из «Места под соснами» так же решительно, как вода в канализации уступает воде в горах Италии.
Лучше становится ровно на середине, когда у героя и злодея случается опасная встреча. Вот отсюда начинается веселье, как бы намекающее нам, что весь фильм мог бы быть на хорошую четверку, возможно, даже с плюсом. Не буду вдаваться в детали, дабы избежать спойлеров, но одно несомненно: даже визуально фильм резко становится гораздо креативнее, появляются сложные пируэты камеры и длинные кадры, цветовая палитра насыщается яркими красками, и персонажи раскрываются с новых сторон. Но вот стоило ли так долго ждать, чтобы наконец взяться за дело на совесть?
Экшен, как уже было сказано, значительно уступает
«Месту под соснами» — не боевиковому, казалось бы, фильму. Он сделан компетентно и предсказуемо, но свою порцию перестрелок, взрывов и погонь каждый любитель таких развлечений получит. Что же касается напряжения, оно появляется лишь во второй части, первая для этого слишком предсказуема.
Джеймс Макэвой — очень интересный актер, во многом обеспечивший «Трансу» Дэнни Бойла его гипнотический (каламбур намеренный) эффект, но, опять же, здесь ему удается показать себя как следует только во второй части, в начале нет ни интересных диалогов, ни сцен с эмоциями или рефлексией, в которые он мог бы вгрызться. Что же касается Марка Стронга, он играет достойно, с мрачным взглядом, намекающим на психологическую сложность, и хулиганской небритостью, но главным эффектом его появления на экране все равно остается «эй, да это же Стэнли Туччи!.. а, стоп». И, конечно, оригинальный Туччи смотрелся бы куда интереснее.
В целом, фильм весьма смотрибелен, но требует терпения. Если вы решитесь 45 минут своего времени на скучную первую половину, фильм щедро вознаградит вас во второй. Если же вы решите фильм не смотреть, вы можете потратить высвободившееся время в поисках ответа на вопрос: что же все-таки хуже: музыка Михаила Меня или фильмы Майкла Манна? 7/10.
Фильмы-компаньоны: «Печать зла» (1958, реж. Орсон Уэллс), «Самурай (1967, реж. Жан-Пьер Мельвиль), «Злые улицы» (1973, реж. Мартин Скорсезе), «Майкл Клэйтон» (2007, реж. Тони Гилрой), «Пророк» (2009, реж. Жак Одияр).