«Великий Гэтсби» режиссера База Лурмана, экранизация знаменитого одноименного романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, до вершины российского кинопроката по итогам прошедшей недели так и не добрался. Оригинальному прочтению классики американской литературы сегодняшние современники предпочли совершенно неоригинальное воплощение фантазий о будущем — «Стартрек: Возмездие» Джей Джей Абрамса, причем, и тот, и другой фильмы получили от зрителей примерно одинаково высокие оценки (8,3 и 8,2 соответственно на «Кинопоиске»). Почему «Гэтсби» лучше «Стартрека», и появился ли у пуристов повод, наконец, побесноваться в комментариях со времен прошлогодней «Анны Карениной» Джо Райта, рассказывает Денис Туголуков.
Тут можно было бы начать с брюзжания и написать о том, что «Великого Гэтсби» надо смотреть не только оттого, что им открыли 66-й Международный каннский кинофестиваль, но и потому, что современная молодежь в принципе мало читает и не знает не то, чтобы писателей «потерянного поколения», — вообще никого, кроме Пушкина, Гоголя и Достоевского. Да и тех — исключительно благодаря многократному повторению фамилий классиков в рамках школьной программы. Но это уж мир так меняется, и мы вместе с ним — никуда от этого не денешься. Фильм База Лурмана, тем не менее — отличный повод познакомиться с ярким образцом американской литературы «Века Джаза», и в этом смысле прав был тот человек, который первым на странице в Фейсбуке написал: «Ну вот, теперь все начнут читать „Великого Гэтсби“».
Итак, сюжет не то, чтобы неоригинален — не нов (роману без малого 90 лет). Есть неженатый Гэтсби, который любит Дэзи, и есть замужняя Дэзи, которая вроде бы должна любить Гэтсби. Между ними — пропасть в пять лет разлуки и залив, а также кузен Дэзи и сосед Гэтсби старина Ник Кэррауэй, от лица которого мы и узнаем подробности этой невероятной любовной истории… Здесь, конечно, самое время перейти к списку актеров, который возглавляет Леонардо Ди Каприо. Признанный мастер своего дела, он безупречно исполняет на экране роль Джея Гэтсби — загадочного человека, о размере и источнике огромных богатств которого ходят самые разнообразные слухи. Кэри Маллиган в образе Дейзи Бьюкенен — возлюбленной Гэтсби — выглядит при этом ах, какой хорошенькой дурочкой, а герой Тоби Магуайра, Ник, как и положено алкоголику, много резонерствуют, стараясь соответствовать амплуа молодого пропойцы, от лица которого ведется рассказ. Все вместе в кадре они смотрятся вполне себе органично, но Баз Лурман в процессе съемок, такое ощущение, слегка увлекся деталями (что, кстати, вполне в его духе) — более экспансивные персонажи второго, а то и третьего плана, порой перетягивают внимание на себя, разрывая историю о том, как большая любовь уживается с огромными деньгами, на отдельные фрагменты.
Демонстрируя жизнь в Нью-Йорке в «ревущие 20-е», Лурман не то, чтобы идет на поводу у зрителя, но дает последнему то, что он ожидает, очень кстати вставляя в ленту весь набор клише о «Большом Яблоке» начала XX века: на экране то и дело мелькают кадры небоскребов и их строителей, линий надземной железной дороги и мостов Манхеттена, в руках протагонистов время от времени появляются бутылки виски (20-е годы — время «сухого закона» в США), а зубах — сигары (правда, курят они непозволительно мало).
Единственное, чего нет в данной экранизации романа «Века Джаза» — собственно, джаза. Зато есть синл Ланы Дель Рэй «Young and Beautiful», кавер Джека Уайта на песню U2 «Love Is Blindness», Florence and the Machine, Бейонсе, will.i.am и бог знает, сколько еще хип-хоп-артистов во главе с Jay-Z. Все это r’n’b-месиво служит прекрасным дополнением к ярким сценам «Великого Гэтсби», снятым вполне в духе Лурмана, с кабаре, конфетти и перьями, но у блюстителей чистоты повествования и строгого соответствия авторскому тексту неизбежно вызовет зуд и жжение. Таковых, правда, едва ли найдется слишком много. Фицджеральд — он же, в отличие от Льва Николаевича, например, не наше рассейское достояние, с ним можно и повольнее.
Но и без неуместных в случае с «Гэтсби» славянофильских замашек здесь есть, чем восхищаться. Сила пера, если позволите расхожее выражение, Фрэнсиса Скотта Фицджеральда просачивается даже через насквозь современную 3D-картинку и лурмановский эпатаж и накрывает так, что заставляет зрителей оставаться на своих местах даже после того, как в зале загорается свет (вы на секундочку представьте себе подобную сцену после «Стартрека») — это в «КАРО Фильме» обычно не хлопают, в «Заре», я уверен, были аплодисменты. 9/10.