Богатые тоже плачут

Богатые тоже плачут
Кадр из фильма «»
«Великий Гэтсби» режиссера База Лурмана, экранизация знаменитого одноименного романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, до вершины российского кинопроката по итогам прошедшей недели так и не добрался. Оригинальному прочтению классики американской литературы сегодняшние современники предпочли совершенно неоригинальное воплощение фантазий о будущем — «Стартрек: Возмездие» Джей Джей Абрамса, причем, и тот, и другой фильмы получили от зрителей примерно одинаково высокие оценки (8,3 и 8,2 соответственно на «Кинопоиске»). Почему «Гэтсби» лучше «Стартрека», и появился ли у пуристов повод, наконец, побесноваться в комментариях со времен прошлогодней «Анны Карениной» Джо Райта, рассказывает Денис Туголуков.

Тут можно было бы начать с брюзжания и написать о том, что «Великого Гэтсби» надо смотреть не только оттого, что им открыли 66-й Международный каннский кинофестиваль, но и потому, что современная молодежь в принципе мало читает и не знает не то, чтобы писателей «потерянного поколения», — вообще никого, кроме Пушкина, Гоголя и Достоевского. Да и тех — исключительно благодаря многократному повторению фамилий классиков в рамках школьной программы. Но это уж мир так меняется, и мы вместе с ним — никуда от этого не денешься. Фильм База Лурмана, тем не менее — отличный повод познакомиться с ярким образцом американской литературы «Века Джаза», и в этом смысле прав был тот человек, который первым на странице в Фейсбуке написал: «Ну вот, теперь все начнут читать „Великого Гэтсби“».

Итак, сюжет не то, чтобы неоригинален — не нов (роману без малого 90 лет). Есть неженатый Гэтсби, который любит Дэзи, и есть замужняя Дэзи, которая вроде бы должна любить Гэтсби. Между ними — пропасть в пять лет разлуки и залив, а также кузен Дэзи и сосед Гэтсби старина Ник Кэррауэй, от лица которого мы и узнаем подробности этой невероятной любовной истории… Здесь, конечно, самое время перейти к списку актеров, который возглавляет Леонардо Ди Каприо. Признанный мастер своего дела, он безупречно исполняет на экране роль Джея Гэтсби — загадочного человека, о размере и источнике огромных богатств которого ходят самые разнообразные слухи. Кэри Маллиган в образе Дейзи Бьюкенен — возлюбленной Гэтсби — выглядит при этом ах, какой хорошенькой дурочкой, а герой Тоби Магуайра, Ник, как и положено алкоголику, много резонерствуют, стараясь соответствовать амплуа молодого пропойцы, от лица которого ведется рассказ. Все вместе в кадре они смотрятся вполне себе органично, но Баз Лурман в процессе съемок, такое ощущение, слегка увлекся деталями (что, кстати, вполне в его духе) — более экспансивные персонажи второго, а то и третьего плана, порой перетягивают внимание на себя, разрывая историю о том, как большая любовь уживается с огромными деньгами, на отдельные фрагменты.

Демонстрируя жизнь в Нью-Йорке в «ревущие 20-е», Лурман не то, чтобы идет на поводу у зрителя, но дает последнему то, что он ожидает, очень кстати вставляя в ленту весь набор клише о «Большом Яблоке» начала XX века: на экране то и дело мелькают кадры небоскребов и их строителей, линий надземной железной дороги и мостов Манхеттена, в руках протагонистов время от времени появляются бутылки виски (20-е годы — время «сухого закона» в США), а зубах — сигары (правда, курят они непозволительно мало).

Единственное, чего нет в данной экранизации романа «Века Джаза» — собственно, джаза. Зато есть синл Ланы Дель Рэй «Young and Beautiful», кавер Джека Уайта на песню U2 «Love Is Blindness», Florence and the Machine, Бейонсе, will.i.am и бог знает, сколько еще хип-хоп-артистов во главе с Jay-Z. Все это r’n’b-месиво служит прекрасным дополнением к ярким сценам «Великого Гэтсби», снятым вполне в духе Лурмана, с кабаре, конфетти и перьями, но у блюстителей чистоты повествования и строгого соответствия авторскому тексту неизбежно вызовет зуд и жжение. Таковых, правда, едва ли найдется слишком много. Фицджеральд — он же, в отличие от Льва Николаевича, например, не наше рассейское достояние, с ним можно и повольнее.

Но и без неуместных в случае с «Гэтсби» славянофильских замашек здесь есть, чем восхищаться. Сила пера, если позволите расхожее выражение, Фрэнсиса Скотта Фицджеральда просачивается даже через насквозь современную 3D-картинку и лурмановский эпатаж и накрывает так, что заставляет зрителей оставаться на своих местах даже после того, как в зале загорается свет (вы на секундочку представьте себе подобную сцену после «Стартрека») — это в «КАРО Фильме» обычно не хлопают, в «Заре», я уверен, были аплодисменты. 9/10.