Сентиментальная повесть-9001

Сентиментальная повесть-9001
Кадр из фильма «»
В «Экзамене для двоих» нет ни одного экзамена; зато здесь есть Тина «Мия» Фэй, Пол Радд и сюжет про трудные отношения родителей и детей — казалось бы, все составляющие предсказуемой, клишированной романтической комедии. Действительно ли она вышла настолько неоригинальной — выяснял специально для вас Николай Кириченко.

Романтические комедии — это, похоже, последний бастион человечности в американском киномейнстриме. На фоне экшенов с двумя монтажными стыками в секунду, подростковых комедий уровня Comedy Club и хорроров с внезапно вылезающей из-за угла неправдоподобной дрянью ромкомы действительно кажутся лучше прописанными, более внимательными к деталям и даже — при всей золушкоподобности — более близкими к жизни. Но, к сожалению, типовые американские ромкомы болеют — пусть и в меньшей степени — теми же недугами, что и перечисленные выше жанры: они рассчитаны на зрителей, неспособных концентрироваться; их персонажи, при относительной живости, порой страдают карикатурностью; юмор подчас бывает натужным. У «Экзамена на двоих» есть все эти проблемы.

По порядку. Тина Фэй, известная по сериалу «Студия 30», играет женщину с веселящим славянское ухо именем Порша. Работает она в престижном Принстонском университете, ее должность — admission officer; фактически, она отбирает кандидатуры абитуриентов, выкидывает досье на лузеров и оставляет будущих, как ей кажется, двигателей прогресса и бычков-осеменителей национального масштаба. Последних, естественно, очень мало, и конкуренция на поступление крайне высока. Пол Радд, известный по «Любви по-взрослому» и черт знает скольким еще романтическим комедиям последнего времени, играет Джона, куратора в «альтернативной» старшей школе, где ученики по большей части сидят в сарае. Среди последних есть особо полюбившийся Джону почти выпускник Иеремия, которому как бы неплохо бы попасть в Принстон, да не положено: список заслуг маловат, да и школа какая-то сомнительная. Юный актер Нэт Волфф показывает Иеремею как отрешенного, ребячливого, плохо адаптированного подростка… Стойте, что здесь делает Билл Хикс?!

Эй, привет, я — Билл Хикс, я только что вылез из могилы, чтобы посмотреть новый фильм «Экзамен для двоих». Эти двое — Тина Фэй и Пол Радд — никаких экзаменов не сдавали, кроме разве что экзамена на право называться полноценными людьми. Они этот экзамен провалили; и если бы я был экзаменатором, я бы с радостью лично нажал на ту кнопку, которая открывает в полу гигантский люк, ведущий в сырой подвал, где крысы и пиявки питались бы их переломанными телами. Впрочем, режиссер Пол Вайц пытался. Он нарядил Тину Фэй в платье с глубоким вырезом, через который мы можем разглядеть ее два больших таланта. Интересно, ими ее героиня пользовалась, когда сдавала свои реальные университетские экзамены? Думаю, да; иначе невозможно объяснить, как она получила должность, на которой она может росчерком своей корявой руки решить судьбу человека на всю жизнь. Да и как это происходит? Вот приходит к ней молодой парень, подавать заявления; она смотрит вниз — хм, что мне посоветуют мои два больших таланта? Что-то они молчат; наверное, лучше не принимать. Эй, верни микрофон!..

…Извини, Билл. Ты крут, но рецензию пишу я. Как правильно указал мой коллега Билл Хикс, Тина Фэй в этом фильме выглядит хорошо, свежо и молодо; не отстает и вечно юный Пол Радд. Они придают своим героям жизненность, не присущую многим другим ромкомовским персонажам, но и они зачастую не могут удержаться от дерганного переигрывания. Как будто режиссер кричал из-за камеры: играйте как у Апатова, ну давайте, дергайтесь побольше! Это вам не комедия, это американская романтическая комедия!

Стилистика подобрана под стать задаче: она клонирует все, к чему мы привыкли от «Реальной любви» и «Интуиции» до «500 дней лета». Яркие цвета; малоподвижная камера, которая, однако, обязательно начинает надвигаться на лица персонажей в сентиментальные моменты; музыка, которую вы можете услышать на хипстерском радио или в «Макдональдсе» — фанаты дряни вроде Sigur Ros будут довольны.

В течение первого часа фильм неплох, но жутко однообразен, его часто хочется остановить. Потом где-то на 20-й минуте начинает казаться, что он действительно хорош и мы его недооценили в начале; но в итоге повествование скатывается в слащавейшую сентиментальщину, и все возвращается на круги своя.

Безусловно, жанр романтических комедий имеет потенциал; грубая (желательно черно-белая) стилистика, психологизм, социальная направленность, эротическая откровенность — вот некоторые элементы, которые могли бы его спасти. Но «Экзамен для двоих» ничего такого сделать даже не пытается. 5/10.

Фильмы-компаньоны: «Это случилось однажды ночью» (1934, реж. Фрэнк Капра), «Его девушка Пятница» (1940, реж. Говард Хокс).

Факт: Фильм сделан по книге писательницы по имени Джин Ханфф Корелитц (Jean Hanff Korelitz «Admission»). И, судя по всему, книга эта не слишком хороша.