Испорченные детки воруют дорогие конфетки

Испорченные детки воруют дорогие конфетки
Кадр из фильма «»
A24 Films выпустили «Элитное общество», пятый полнометражный фильм Софии Копполы, этого вечного летописца жизни ей подобных: богатых, жирующих людей, уверенных, что им все положено по праву рождения. В «Элитном обществе» отношение к таким персонажам смещается от сострадания к издевке. Означает ли это действительно новую ступень в творческом становлении дочки создателя «Крестного отца», «Разговора» и «Апокалипсиса сегодня», выяснял в уютном зале мультиплекса «КАРО Фильм» Николай Кириченко.

Лос-Анжелес. Группа подростков из богатых семей, четыре девочки и один парень, которым всегда не хватает того многого, что у них есть, забираются в удивительно плохо охраняемые дома бездарных знаменитостей (Пэрис Хилтон, Меган Фокс, Орландо Блум, Линдсей Лохан), воруют там шмотьё, деньги, камушки и убегают восвояси хвастаться наворованным в тех самых клубах, куда ходят обворованные знаменитости, а также — не поверите такому идиотизму! — на «Фейсбуке». Они жируют, они радуются жизни, они теряют связь с реальностью — и, по всем правилам сюжетостроения, оказываются перед опасностью поимки. Начинается паранойя, но страсть к легкой — и неважно, насколько сомнительной — славе затмевает им глаза.

Собственно, вот, весь сюжет, особо ничего не добавишь. Впрочем, есть и здесь свои нюансы. Во-первых, фильм как бы основан на реальных событиях. Действительно, была в 2009-м году серия ограблений, совершенных кучкой избалованных подростков. Жертвы: Пэрис Хилтон, Одрина Пэтридж, Рэйчел Билсон, Орландо Блум/Миранда Керр, Брайан Остин Грин/Меган Фокс, Линдсей Лохан. Но сразу стоит сказать, что донна София спокойно пошла против фактов в тех аспектах, которые были для нее в оригинальном деле недостаточно привлекательны, читай — гламурны. Персонажи фильма выглядят куда более модельно и ухоженно, чем их прототипы. В дома своих жертв они гордо попадают через парадный вход, хотя в оригинале тихо пробирались через окна. Во-вторых, хотя группа воров состоит здесь, как и в оригинале, из пятерых человек, детально рассматриваются лишь двое — главарь банды Ребекка (в оригинале — Рэйчел Ли) и тот самый неуверенный нерд Марк (в оригинале — Ник Пруго); остальные трое девиц сливаются воедино. София Коппола по-прежнему не может отойти от формата романтической истории про двоих.

Это ограничение — одно из нескольких, не позволяющих Копполе в полной мере реализовать поставленную задачу: дать четкую, полновесную критику «культуры знаменитостей» и жажды легкой славы и несправедливого богатства. Главный барьер — то, что она сама плоть от плоти этой культуры, и выйти за ее пределы она по-прежнему не может. Если мы посмотрим на ранние фильмы Софии — «Девственницы-самоубийцы», «Трудности перевода», «Мария-Антуанетта» — в них легко обнаружится общая черта: они показаны с точки зрения хипстера, упивающегося богатством. Я имею в виду хипстеров в современном смысле этого слова: людей, убежденных, что Том Йорк — это всё в музыке, Уэс Андерсон — это все в кинематографе, любящих употреблять слово «экзистенциализм» и жонглировать дорогими девайсами. София Коппола сама стала одним из символов этого движения, и это, конечно, неспроста.

Вот, допустим, София хочет сказать нам, что культ богатства и знаменитости — это нехорошо, а подростки, которые из-за этой тяги готовы идти на преступление — идиоты. Но с какой точки зрения она это говорит? С точки зрения Софии Копполы, привилегированной испорченной девчонки, которая обожает роскошь, делает кино, чтобы можно было появляться на красных ковровых дорожках в дорогих платьях, и кичится своей хипстерской сущностью, читай псевдоинтеллектуальностью. Последняя лезет из каждой поры фильма: здесь вам и традиционный для картин Софии банальный инди-рок на саундтреке (композитор Брайан Райцелл, группы Sleigh Bells и Phoenix), и любование, с которым она останавливает камеру на подростках, танцующих под модный клубный хип-хоп, и снимает внутренности домов знаменитостей (Пэрис Хилтон пустила съемочную группу в свой дом на две недели, и здесь углядев повод для пиара). Вот и выходит, что суть фильма — это псевдоинтеллектуал с любовью к роскоши, смеющийся над быдлом с любовью к роскоши. Как говорится, полвершка расстояния.

За «Элитным обществом» нельзя не признать достоинств, причем немалых. София Коппола остается хорошим визуальным стилистом, и если в ранних фильмах ее камера занималась по большей части любованием шикарной жизнью, здесь она пытается ее критиковать: дома знаменитостей и одетые в гламурные шмотки подростки действительно выглядят глупо и веселят; но ключевое слово — «пытается». Порой она просто не может удержаться от того, чтобы с любовью панорамировать гигантские ряды обуви Пэрис Хилтон. Так и весь фильм мечется между издевкой над гламуром и любовью к нему; к сожалению, София никакой другой любви не знает. Что же касается музыкального сопровождения, «Элитное общество» страдает ровно той же болезнью хипстерни (читай — попсового инди-рока), что и все ее предыдущие фильмы. Если вы на полном серьезе считаете, что Мэтт Беллами — мультиталант и певец со страстным тестостероновым голосом, а также если клипы Sigur Ros погружают вас в исступленный зелено-воздушный экстаз, то вы будете довольны. На самом же деле, все это звучит достаточно мерзко, но в контексте фильма более-менее работает.

Есть еще один аспект — желание подростков прославиться преступлениями; и, наоборот, готовность масс-медиа заглатывать наживку и с поддельным возмущением рассказывать о похождениях «элитного общества» так, как будто это что-то важное. Люди на своих домашних диванах готовы, в свою очередь, выполнять отведенную им роль заводных машинок: смотреть передачу и яростно обсуждать этих молодых людей на очередной «пятиминутке ненависти», в тайне, возможно, завидуя им. Это все верно, но исследовано куда менее четко и бесстрашно, чем в «Бонни и Клайде», или в их более современном ремейке — «Прирожденных убийцах».

Да и не являются ли хипстеры, с восхищением смотрящие «Трудности перевода», такими же заводными машинками?

Донне Софии стоит сделать пару документалок про нищету и войну; возможно, она поймет что-то новое. А пока у нее, при всех талантах, не хватает мозгов на настоящее выполнение собственных задач. 6,5/10.

Фильмы-компаньоны: «Бонни и Клайд» (1967, реж. Артур Пенн), «Славные парни» (1990, реж. Мартин Скорсезе).

Факт: одним из операторов фильма был Харрис Савидис, до этого работавший с Софией Копполой над фильмом «Где-то», а также с Гасом Ван Сентом над картинами «Харви Милк», «Найти Форрестера» и «Не сдавайся», плюс сотрудничавший со Скорсезе, Вуди Алленом и Вонг Кар-Ваем. «Элитное общество» — последний фильм для Савидиса: 9 октября 2012 года он скончался от рака головного мозга.