Любовь как опасная одержимость

Любовь как опасная одержимость
Кадр из фильма «»
Перед нами фильм, у которого есть все причины оказаться шедевром: режиссер и сценарист Джузеппе Торнаторе, актер Джеффри Раш в главной роли, композитор Эннио Мориконе, сюжет про опасную разрушительную любовь с налетом криминала, а также атмосфера утонченного художественного богатства — всё это создаёт высокие ожидания. Насколько фильм их оправдал, разбирался Николай Кириченко.

Вирджил Олдман (Джеффри Раш) — крупный специалист по изобразительному искусству; настолько крупный, что его постоянно приглашают в арт-столицы Европы определять, какая из картин — подделка, а какая стоит миллионы евро. Он же сам ведет аукционы, на которых картины продаются. Несмотря на свою мощную репутацию, Вирджил мухлюет, и мухлюет по-крупному: выдает настоящие картины за подделки, а на аукционах подсаживает среди покупателей сообщника, художника-неудачника по имени Билли (Дональд Сазерленд), который «выигрывает» торги, а после окончания аукционов отдает картины самому Вирджилу. Тот может распоряжаться ими как угодно: продать уже за реальную цену в другом месте или просто оставить себе. Он чаще выбирает второе: любовь к искусству заменяет ему все остальные эмоции. Он богат, не слишком приятен в общении и не стесняется этого, страдает манией чистоты (рукопожатия только в перчатках, разговоры по телефону через салфетку); женщин он остерегается и в их присутствии начинает смущаться.

Так все происходит, пока он не получает заказ: приехать в дом свежепочившего джентльмена-коллекционера искусства, оценить оставшиеся после него картины и организовать аукцион. Задание вроде бы обычное, но оно оказывается весьма оригинальным, когда Вирджил обнаруживает, что хозяйка дома — 27-летняя дочь умершего коллекционера — скрывается от человеческих глаз в недрах дома подобно Призраку Оперы; никто не видел ее уже 14 лет. Она сидит за закрытыми (и, разумеется, артистично разрисованными) дверьми, наблюдает за приходящими людьми и общается с ними через щель в стене, объясняя свое поведение диагнозом агорафобии — боязни открытых пространств и больших скоплений людей. При этом девушка любит искусство и занимается писательской деятельностью. В скором времени она начинает вызывать сильный интерес у Вирджила, который справедливо (хотя и после намека с ее стороны) видит в ее нежелании контактировать с окружающим миром более экстремальную версию его собственной мании чистоты (т. е. боязни «испачкаться» людьми и вещами). Плюс — объединяющая любовь к искусству. Раздражение, которое ее поведение поначалу вызывает у Вирджила, в скором времени сменяется ухаживаниями. От такого сухого человека, как он, этого едва ли можно было ожидать.

А потом… Потом происходит много чего неожиданного, но выдавать эти детали было бы убийством вашего удовольствия от картины. Скажу лишь, что «Лучшее предложение» — это очень депрессивный фильм. После его просмотра чувство холода и неприязни к людям как таковым остается на долгое время. Больше всего он напоминает «Головокружение» Хичкока: постепенное сползание протагониста в безумие, вызванное любовью к женщине; кажущееся (или реальное — невозможно сказать точно) стирание грани между реальностью и горячечным бредом; попытки «смоделировать» женщину, искусственно приближая ее к собственному идеалу — хотя здесь и сам Вирджил, надо заметить, пытается приспособиться под вкусы своей героини, и это смотрится болезненно. Ассоциации также возникают с другими фильмами, вдохновленными «Головокружением», в особенности с «Трансом» Дэнни Бойла, о котором подробнее рассказано здесь.

Многое в убедительности экранного действа зависело от актеров, и они не подвели. Джеффри Раш — не самый сдержанный исполнитель, и его несколько гипертрофированная манера подачи материала поначалу может отвлекать, но чем дальше, тем больше мы проникаемся симпатией к его персонажу (несмотря на то, что по сути он малосимпатичен), и тем больше разных сторон этого персонажа и собственного актерского таланта он демонстрирует. Отличная работа. Сильвии Хукс в роли объекта страсти не приходится делать слишком много: она непроницаема, и это правильно; она несет в себе загадку и потенциальную опасность. Дональд Сазерленд хорош как всегда; нарекания вызывает разве что Джим Стерджес в роли молодого механика, к которому Вирджил обращается за советами по части женщин; этот человек с внешностью и манерами молодого хипстера раздражает (хотя его работа в «Пути домой» 2010-го года была хороша).

Визуально фильм красив, но в том, как Торнаторе показывает нам все эти дорогие здания и знаменитые картины, есть чувство отчуждения и опасности, и это правильно. Фильм выполнен в холодных дождливых цветах, но, в отличие от майкломанновщины современных экшенов, это не выглядит как дань моде. К тому же, Торнаторе не хуже, чем Хичкок, Линч и Бертолуччи, понимает природу кинематографа как формы вуайеризма, позволяя нам всем почувствовать себя извращенцами-наблюдателями в одной из самых сильных, самых напряженных сцен фильма (не буду выдавать ее содержание, но гарантирую, что вам понравится). Музыка Морриконе хороша и атмосферна, хотя и лишена таких запоминающихся мелодий, как его саундреки к «Хорошему, плохому, злому» или «Профессионалу»; единственное нарекание — она играет слишком уж часто. В таком одиноком фильме хотелось бы больше тишины.

Фильм однозначно рекомендуется к просмотру. Ничего лучше вы на этих выходных в кинотеатрах не найдете. Посмотрите «Лучшее предложение», полюбуйтесь на красивые виды Европы, удивитесь уровню актерского таланта Джеффри «Человек с золотым голосом» Раша и выйдите из кинозала с ощущением полнейшей тоски и никчемности жизни. 9,5/10.

Претенциозно-киноведческий факт: В одном из интервью Джузеппе Торнаторе не поскупился на похвалы Рашу, сказав, что последний «сочетает интенсивность Брандо с обаянием Мастроянни». Заметим, однако, что в качестве образцов для похвального сравнения он выбрал исключительно соотечественников-итальянцев.

Фильмы-компаньоны: «Головокружение» (реж. Альфред Хичкок, 1958), «Синий бархат» (1986, реж. Дэвид Линч), «Девятые врата» (1999, реж. Роман Полански), «Транс» (2013, реж. Дэнни Бойл).