Мой убийственно изобретательный папа

Мой убийственно изобретательный папа
Кадр из фильма «»
Да, персонаж Патрика Уилсона в фильме ужасов, о котором у нас пойдёт речь — большой оригинал и затейник. Бегает, делает страшные лица, норовит побить и убить подручными средствами свою жену и детей. Насколько изящно поставлена при этом его хореография и достаточно ли он овладел боевыми искусствами для легкого и эффектного выпила собственного семейства — обдумывал, почесывая подбородок в кресле «Синема Парка», Николай Кириченко.

Да, «Астрал» во второй части определенно приблизился к кубриковскому «Сиянию». Не только Джош Ламберт (Патрик Уилсон) стал злобным и склонным к жено- и детоубийству, но еще и как минимум один кадр здесь — прямая цитата из «Сияния». А вот и Джонни! Приведем небольшой пересказ первой части для тех, кто ее не видел или позабыл. Семья (Джош — Уилсон, Ренай Ламберт — Роуз Бирн, их сыновья) традиционно приезжает в дом на отшибе цивилизации, в котором традиционно водятся зловредные духи, которые начинают этой семье традиционно (и зловредно) портить кровь. Семья оказывается мудрее, чем некоторые другие, и в ужасе сигает на новое жилое место; но не тут-то было, от призраков (и необходимости развивать сюжет) не убежишь! Духи и на новом месте их находят, и сына к себе уволакивают. Семья мечется в отчаянии, приглашает двух ученых-комедиантов, а еще и даму-мистика по имени Элиз (Лин Шей), которая становится островком мудрости в обступившем семью хаосе. Она объясняет им, что все дело в умении мужской части семьи «путешествовать» в мир призраков. Папаша Джош отправляется в эффектнейшее путешествие по миру мерзских призрачных наглецов, достойное Гиллиама или «Лабиринта фавна», забирает сына обратно, вроде бы хэппи-энд и занавес, ан нет, кто-то убивает Элиз, и жена Джоша задумывается, что призраки овладели уже им!

Что ж, пристегните ремни, ибо она оказалась права! А значит, нам предстоит очередная поездка по мрачному подбрюшью американской пригородной жизни, с малым количеством остановок, но с кучей криков дам и детей на экране, скрипучих звуков и резкой виолончельной музыки, как бы говорящей нам: «Здесь надо бояться!».

Впрочем, не стоит думать, что фильм — это исключительно набор хоррорных клише. Их здесь много, но астралийский, пардон, австралиский режиссер малазийско-китайского происхождения Джеймс Ван, создатель «Заклятия» хочет видеть себя не просто клишированным пугателем, но еще и поэтом, и психологом. Причем, если его тяга к поэзии нашла свой выход в том самом путешествии по миру духов из первой части, то здесь он, помимо аналогичной (хотя чуть более тусклой) визуальной поэзии, еще и занимается залезанием в голову самому загадочному персонажу фильма, отвечая на вопрос: откуда берутся серийные убийцы? Причем, отвечая весьма эффектно, болезненненно и дискомфортно для зрителя. Респект ему за это.

Что еще такое второй «Астрал»? Это еще и эффектная операторская работа, и стоящая актерская игра (снова перед нами Барбара Херши, Мария Магдалина из «Последнего искушения Христа»), и даже некоторые выкрутасы со временем и структурой повествования, порой отдающие Линчем или Гиллиамом; но это еще и указанные сверху клише, и избыток «тревожной» музыки, и частая зараза современного кино — цветокоррекция, не так часто, как в выпуске номер один, но всё же.

Определенно, этот Джеймс Ван что-то такое знает, чего не знаем мы, его взгляд на природу человеческого страха веселее и поэтичнее, чем у большинства режиссеров-калькировщиков. Он вроде тоже калькировщик, но оригинальности не лишен. «Заклятие» было его лучшим фильмом. «Астрал: Глава 2» слабее, но это — фильм, тоже вроде бы знакомый, но способный приятно удивить зрителя, во многом разъясняющий первую часть, но также и показывающий ее с неожиданной стороны. Он может быть слишком традиционен в своих методах запугивания аудитории, но методы эти действуют, и честно выполняют свою задачу: держат зрителей в напряжении в течение нужного срока в один час, сорок пять минут, ноль секунд. Кстати, вне кинотеатра они наверняка будут куда менее эффективны. 7,5/10.

Фильмы-компаньоны: «Расёмон» (1950, реж. Акира Куросава), «Жилец» (1976, реж. Роман Полански), «Шоссе в никуда» (1997, реж. Дэвид Линч»).