Что-то пошло не так

Что-то пошло не так
Кадр из фильма «»
Космического триллера «Гравитация» с Сандрой Буллок и Джорджем Клуни, стартовавшего в российском прокате в конце прошлой недели, ждали многие. И виной тому стал по-настоящему захватывающий трейлер, по сути представляющий собой двухминутный эпизод фильма, снятый без единой склейки. Оправдались ли ожидания зрителей, выяснял в одном из кинозалов мультиплекса «КАРО Фильм» Денис Туголуков.

Несколько американских астронавтов на околоземной орбите починяют телескоп Хаббл, что тот примус. Пока доктор Райан Стоун (Сандра Буллок) ковыряется во внутренностях автоматической обсерватории, герой Джорджа Клуни Мэтт Ковальски с ракетным ранцем за спиной непринужденно нарезает круги вокруг шаттла «Explorer». И все бы ничего, но именно в этот момент чертовы русские решили зачем-то взорвать свой спутник-шпион и загадить его обломками половину Галактики.

«Их спутник — имеют право», — философски замечает Клуни-Ковальски, после чего неторопливо начинает подготовку к экстренной ситуации. Однако раньше, чем он успевает пошутить о чем-нибудь еще, запчасти от российского космического объекта превращают американский челнок в летающий кирпич, и начинается полуторачасовая история потерянных и вновь обретенных надежд, захватывающих путешествий в безвоздушном пространстве и чудесных случайностей…

Скажем так, новый фильм мексиканского режиссера Альфонсо Куарона («Дитя человеческое», 2006) удивляет. Удивляет необычностью идеи: практически единственным местом действия этого полнометражного технотриллера является околоземная орбита. Удивляет актерским составом: в «Гравитации» по сути заняты всего два вышеупомянутых актера. Удивляет способностью, несмотря на скудность локаций и персонажей, держать зрителя в напряжении практически на всем своем протяжении. При этом масштабы картинки, более чем наполовину созданной с помощью компьютерной графики, таковы, что стандартной ширины экрана обычного кинозала (хотя подобных стандартов и не существует) просто не хватает — взгляд прямо-таки упирается в края изображения.

Однако при всей своей экстравагантности, визуально «Гравитация» — еще и один из беднейших фильмов текущего года. Никто не спорит: Земля с высоты в 500 км выглядит прекрасно, но смотреть на нее из космоса полтора часа — несколько утомительно. Двое имеющихся в распоряжении Куарона исполнителей главных ролей хороши (может быть, даже превосходны), но оценивать их актерский талант только лишь по умению глубоко дышать несколько затруднительно — большую часть времени и Буллок, и Клуни прячут свою мимику под шлемами скафандров, а воспринимать оригинальное мастерство исполнения диалогов в русскоязычном дубляже, как минимум, опрометчиво. Впрочем, наверняка на английском они звучат драматичнее.

Наконец, киноляпы. В столь «изобретательном» жанре, как научная фантастика, без них никуда, поэтому большинство экранных недоразумений сценаристам зачастую можно с легким сердцем простить (в «Гравитации», например — заначку водки, которую герой Джорджа Клуни находит в российском «Союзе»). Но не в тех случаях, когда вымысел начинает превалировать над здравым смыслом. Отключить сознание и поверить в неуклюжую легенду о том, что обломки какого-то спутника загадили околоземную орбиту настолько, что привели к выходу из строя сразу всех обитаемых космических комплексов, непросто, а это ставит под угрозу дальнейшее восприятие развития событий.

Вот такие противоречивые впечатления. С одной стороны, «Гравитация» притягивает своей способностью удивить даже видавших виды кинокритиков (и рейтинг на Rotten Tomatoes — лишнее тому подтверждение); с другой, сюжету картины явно не достает невесомости. Если бы два этих состояния удалось совместить чуточку удачнее, в 2013 году стало бы на один киношедевр больше. 7/10.