Вредные советы

Вредные советы
Кадр из фильма «»
Длинный послужной список знаменитого английского кинорежиссера давно приучил нас к тому, что за именем «Ридли Скотт» в титрах может скрываться что угодно. Это «что угодно» не всегда вызывает восторг у массового зрителя, но, как правило, сделано добротно и, что называется, на широкую ногу. Оказалось ли данных качеств достаточно в случае с «Советником», главные роли в котором исполнили Майкл Фассбендер, Пенелопа Крус, Камерон Диас, Хавьер Бардем и Брэд Питт, выяснял Денис Туголуков.

Нет, все-таки «Прометей» Ридли Скотта — очень хороший фильм. Но понимание этого факта к тем, кто был разочарован прошлогодней лентой, приходит тогда, когда они выходят из кинозала после просмотра картины знаменитого режиссера недельной степени давности. Казалось бы, трейлер к «Советнику» не обещал зубодробительного экшена и головокружительных погонь, но фантастический актерский состав, в обойму к которому, кстати, надо б добавить еще и обладателя Пулитцеровской премии Кормака Маккарти, написавшего свой дебютный сценарий в кино, вроде бы сулил содержательный выстрел. Но…

Все интригующе долго завязывается: пока умеренно беспринципный безымянный Советник (Майкл Фассбендер) занимается сексом со своей возлюбленной, в роли которой выступает Пенелопа Крус, бедные мексиканцы упаковывают кокаин в двухсотлитровые бочки и заливают их сверху дерьмом, чтоб никто не нашел; тем временем герой Хавьера Бардема в компании с Кэмерон Диас, исполняющей роль его хладнокровной подруги, устраивает леопардовую охоту на зайца, — вступление добросовестно соткано из эпизодов, намекающих на глубокомысленность происходящего, но ничего особенного не происходит. Наконец, Советник покупает для Лауры бриллиант весом в 3,9 карат в Амстердаме и, чтобы поправить свое пошатнувшееся финансовое положение, решает поучаствовать в «деле». Но именно в тот раз, когда вы решили глянуть, как человек богатеет на глазах за счет сверхдоходов от продажи наркотиков, чертовы планы рушатся и все идет прахом.

Да нет, конечно, Кормак Маккарти так и задумал. Он написал огромный массив диалогов между героями, наградил боссов наркокартеля почти божественной способностью вершить судьбы отдельно взятых персонажей не с помощью привычных убийств (хотя они здесь также присутствуют), а через боль и страдание, наделил главных персонажей характерами (харизмой их одарили потрясающие в большинстве своем актеры), не забыл о героях второго плана, привносящих в стройную линию последовательности событий нужную долю сумбура; наконец, свежеиспеченный сценарист, как положено романисту со стажем и серьезными литературными заслугами, развил трагичную любовную историю — любой на его месте, прочитав творение рук своих, почти наверняка решил бы, что дело сделано. Неизвестно, правда, посчитал ли сам Маккарти при этом собственный сценарий достаточно захватывающим, или это старина Скотт настолько ослабил хватку, что упустил нить остросюжетности из своих рук, но со стопроцентной уверенностью можно утверждать: увлекательного кино в результате не получилось.

Вообще, если пытаться оценивать «Советника» с точки зрения остросюжетности, то это полный провал. Это не боевик, не триллер и даже не драма в привычном понимании этих жанров. Под конец картины из-за столь явной с точки зрения зрителя безысходности хочется даже поверить, что режиссер снимал все эти метры пленки только ради сцены с вручением герою Фассбендера диска со снафф-видео, но, черт возьми, не все ж такие терпеливые! Вникать в монотонный бубнеж о проблемах американских оптовых торговцев дурью на протяжении почти двух часов, простите, просто скучно, несмотря на всю претенциозность этой тягомотины. Правда, сквозь пелену кажущейся бессодержательности можно уловить относительно четкий режиссерский умысел, наделяющий ленту не развлекательным содержанием, а по настоящему серьезной, даже беспощадной моралью о неотвратимости наказания и цене расплаты. Но готовы ли вы потратить вечер и деньги на размышления о бренности бытия? 6/10.