Американская история ужасов

Американская история ужасов
Кадр из фильма «»
В конце прошлой недели в российском прокате провально стартовал главный фаворит «Оскара-2014» байопик «12 лет рабства», снятый Стивом Маккуином по мотивам старой, но вполне реальной истории человека, на дюжину лет превратившегося из цветного гражданина в бесправного раба. Почему отечественного зрителя слабо заинтересовала судьба американского негра, выяснял Денис Туголуков.

В общем, если кто-то из вас вдруг переживал насчет частоты употребления в фильме слова «нигер», то напрасно — британский режиссер решил не щадить нежные чувства свободолюбивых американцев и наполнил свою картину этим ругательством не хуже Тарантино, под самую завязку. Впрочем, на этом сходство «Джанго» с «12-ю годами рабства» заканчивается. В отличие от вымышленного сценария спагетти-вестерна, в основу исторической драмы о невыносимой жестокости бытия темнокожих граждан Соединенных Штатов в середине XIX столетия легла одноименная автобиография Соломона Нортапа, свободного чернокожего жителя Саратоги-Спрингс (штат Нью-Йорк), похищенного и проданного в рабство на одну из плантаций Луизианы.

Парень был счастлив в браке, имел нескольких детей и однажды, решив немного улучшить благосостояние с помощью умения играть на скрипке, отправился в Вашингтон на пару недель. А вернулся домой через двенадцать лет, за которые он успел сменить несколько хозяев, научиться рубить сахарный тростник, собирать хлопок, петь спиричуэлсы и почти забыл свое настоящее имя, привыкнув притворяться безграмотным, неотесанным слугой по кличке Платт, подобно собаке всегда готовым исполнять приказы хозяина.

Собачью шкуру на себя примерил британец нигерийского происхождения Чиветель Эджиофор, его Хозяином стал любимчик Маккуина Майкл Фассбендер. Фаворит телезрителей Бенедикт Камбербэтч довольствовался второстепенной ролью доброго рабовладельца, а Брэду Питту, чья компания продюсировала «12 лет рабства», досталась эпизодическая, но героическая миссия Освободителя, попирающего сложившиеся на американском Юге устои. Разумеется, в фильме не обошлось без женщин. Одна из них, Люпита Нионго, исполнившая роль наложницы героя Фассбендера, просит Платта убить себя, не в силах терпеть унижений Хозяина; вторая же (Сара Полсон) мечтает любой ценой избавиться от соперницы, но все они здесь — скорее для антуража.

На первый план в фильме уверенной поступью выходит госпожа Безысходность, от которой, как поется в той песне, не спрятаться и не скрыться. Гениальный режиссер с изощренностью садиста, тыкающего в беззащитную жертву булавками разной величины, проверяет на прочность болевой порог зрителей, безжалостно заставляя своего героя испытывать адские душевные и телесные муки, не гнушаясь поиздеваться над судьбами второстепенных персонажей. Рецепты для этого у Маккуина самые разные — благо, история рабовладения богата эпизодами различной степени жестокости.

Но главная ценность «12-ти лет рабства» заключается, конечно, не в шокирующей степени реалистичности сцен издевательств над живыми людьми, изредка прерывающихся песнопениями и сбором хлопка, а в том, что лента Маккуина стала, по сути, первой, где традиция показывать позорные страницы американской истории была перевернута с ног на голову. Положительных героев с белым цветом кожи здесь насчитывается ровно одна единица, остальных же заподозрить в сочувствии к неграм может лишь неисправимый оптимист. И это для заокеанского кинематографа, привыкшего признавать грехи с легкой барской ухмылкой на лице, настоящий повод для гордости. Дескать, смотрите-ка, вот мы какие — доросли, наконец, до того, чтобы показать вам, как оно все было на самом деле. Оттого и дифирамбы от кинокритиков, и семь номинаций на «Золотой глобус» — да и на «Оскар» их, видимо, будет не меньше.

Однако, что для американца хорошо, для русского — подобно пытке. Наблюдать сцены насилия одного человека над другим, показанные намеренно буднично, рутинно — удовольствие, мягко говоря, не из приятных. Да и не любят наши люди забивать себе голову чужими проблемами и портить предпраздничное настроение, предпочитая сюжеты попроще и поприятнее. Вот и переспрашивают друг друга между горстями попкорна, почему это негр до сих пор не сбежал с плантации.

9/10.