Большая франшиза

Большая франшиза
Кадр из фильма «»
Продолжение перезапущенной серии про Питера Паркера хвастает убедительными полетами на паутине по Нью-Йорку и великолепно выглядит в IMAX. Насколько удалось оживить характерами и диалогами яркую компьютеризированную картинку, выяснял в одном из залов мультиплекса «Синема Парк» Алексей Алеев.

Необычный молодой житель Нью-Йорка участвует, повиснув на паутине, в дичайших погонях по самому центру города и находит время и на то, чтобы школьный аттестат получить, и на то, чтобы сходить на свидание с девушкой. Частенько ему, впрочем, является призрак отца девушки, смотрящий на него с укоризной и не одобряющий их отношения: уж больно опасно для нее то, чем он занимается. Как будто душевных проблем недостаточно, в городе объявляется сначала затюканный фанат молодого супергероя, перерастающий во все большую проблему и идущий по пути героя песни Эминема «Stan», а затем добавляется давний друг-миллионер, жаждущий крови в прямом смысле.

Для того, чтобы понять, насколько упростился мир, в котором обитает с 2012 года Человек-паук, достаточно привести в пример одну-единственную сцену: Питер Паркер отсылает по электронной почте в редакцию газеты сделанные им фотографии Паука, с робкой пометкой: «Может быть, он все же не такой плохой?», а в ответ получает письмо, состоящее из всего одного слова: «НЕПРАВДА!». Минули те дни, когда Паркер разрывался между жизнями «нормальной» и «ненормальной»: все, что известно зрителю о деятельности Паука в «Высоком напряжении», это нарезка из кадров, на которых он каждый вечер подходит обессиленный к шкафу, чтобы снять свой геройский костюм, да нарезка задержаний с его участием. Никакой работы, никакой учебы, никаких трепетных деталей, отличавших оригинальную трилогию и делавших ее героев такими близкими, почти никакой прорисовки и глубины.

Не то чтобы нацеленный на кассовые сборы фильм про супергероя, стреляющего паутиной, требует детализации уровня «Славных парней», но в случае с «Новым Человеком-пауком» пущенный на самотек сырой сценарий принимает порой совсем уж циничные обороты. К примеру, Паркер практически не виден работающим, на самом деле не приносит совершенно никаких денег домой, к тете Мэй, которая со слезами на глазах рассказывает ему в одной из сцен о том, что берет дополнительные смены в госпитале для того, чтобы свести концы с концами. Питер Паркер в исполнении Эндрю Гарфилда предстает придурковатым тинейджером, который стягивает посреди улицы штаны с преступников и через плечо бросает всхлипывающей тете: «Сейчас продадим пару фотографий в газету и заживем!». Его девушка Гвен Стейси (Эмма Стоун) постоянно, как в сказке, оказывается в центре притянутых за уши совпадений, а характеры героев «Высокого напряжения» действительно больше напоминают персонажей безликой и усредненной мыльной оперы, и это не то, что, как правило, ожидаешь от 200-милионного блокбастера, у которого в плане стоит без малого миллиард.

Впрочем, несмотря на сырость сценария, «Высокое напряжение» немного превосходит своего предшественника: как минимум сцены полетов по Нью-Йорку стали выглядеть убедительней по сравнению с картиной 2012 года. Также сквозь дуболомный, насыщенный рапидами пластмассовый экшен и шутки запредельной плоскости, ужасно коррелирующие с объемной «аймаксовской» картинкой, то и дело проступают занятные сюжетные линии. Одна из самых интересных находок — одержимость Пауком ученого Макса (Джейми Фокс), который пересекается с ним как-то на улице. После встречи с супергероем картонный маленький сотрудник гигантской корпорации, которого оставляют после окончания рабочего дня даже в день рождения, начинает постепенно сходить с ума от Человека-паука, и разговаривает сам с собой от его лица. Фанатизм, перерастающий в идолопоклонничество — темная сторона супергеройства, в «Высоком напряжении» смотрится занятно и убедительно все свои пару десятков минут, но остается нераскрытой и достаточно быстро сворачивает на прямой маршрут «хороший-плохой». Другой интересный момент — обилие романтических сцен и диалогов на тему отношений: режиссер Марк Уэбб снимал до Человека-паука сахарную романтическую картину «500 дней лета», среди поклонников которой преимущественно молодые мечтательные девушки, и «Новый Человек-паук» встречает эту категорию зрителей с распростертыми объятьями, как бы намекая, что фильмы по комиксам перестают ориентироваться преимущественно на мальчиков.

Для картины длиной в два с половиной часа находок, однако, не хватает, и сюжетные дыры, полные неубедительных и не сильно мотивированных сцен (Зачем Паркер приходит в костюме Человека-паука домой к Гарри Осборну? Зачем нужна утяжеляющая и не добавляющая совершенно ничего существенного линия поиска Паркером своих исчезнувших родителей?), закрываются слепленным на компьютере скучноватым экшеном. Без малого семеро сценаристов не могут выжать из истории про Питера Паркера — наполовину мальчика, наполовину паука — что-либопо-настоящему трогательное. В эпоху, когда фильмы по комиксам окончательно прописались в категории относительно серьезного кино с персонажами, которые говорят о значимых вещах, «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» кажется уверенным шагом назад.