Волки сыты

Волки сыты
Кадр из фильма «»
Режиссер, сценарист и исполнитель главной роли Джон Фавро снял до этого двух первых «Железных человек», но его новый камерный фильм, кроме непродолжительного камео Роберта Дауни-младшего, ничем не напоминает былые блокбастеры. Насколько свежей получилась его картина про еду, в одном из залов мультиплекса «КАРО Фильм» выяснял Алексей Алеев.

Карл Каспер — переживающий кризис среднего возраста шеф-повар неплохого лос-анджелесского ресторана: работа в меру унылая, меню отработано, с женой — жаркой латиноамериканкой (София Вергара) — в разводе, но дружит, с десятилетним сыном проводит время, но держит дистанцию. Карл чувствует в себе потенциал творить и кормить лучше, но реализоваться не дает управляющий ресторана, желающий подавать только те блюда, которые «работают» без осечек. В результате манипуляций Карла с «Твиттером» между ним и популярнейшим ресторанным критиком вспыхивает ссора, повар лишается репутации, а также должности в ресторане и вынужден начинать с самых низов — с грузовика, торгующего кубинскими сэндвичами. Но нет худа без добра: Карл становится сам себе хозяин, да и сынишка проявляет к отцовской работе неподдельный интерес.

Несложно увидеть в главном герое «Повара на колесах» режиссера Джона Фавро (который, ко всему прочему, и исполняет главную роль): это его личная история, это он последние годы снимал за $150 млн «Железного человека», проходил фокус-группы, вел переговоры с продюсерами и так далее; «играл свои хиты», — как называет это в фильме управляющий рестораном Рива в исполнении Дастина Хоффмана. И, судя по всему, устал: сделанный Фавро от и до «Повар», в отличие от претендующего на мировое господство «Железного человека», — негромкое и камерное кино про то, как представитель американского среднего класса решает свои насущные проблемы и доказывает самому себе, что он еще на что-то способен. Выходит интересней, чем может показаться по описанию.

Не раз и не два в фильме возникает (на экране телефонов и планшетов, на которых проходит значительная часть сюжета) англоязычный эпитет «heart» — «душевный», «сердечный». Так вот «Повар» душевный с первого и до последнего кадра: ночной и утренний Лос-Анджелес, строгающий зелень и разделывающий поросенка на кухне в гордом одиночестве шеф, хостесс с внешностью Скарлетт Йоханссон, выкуривающая на автомобильной стоянке возле бара косячок, звучащие саундтреком Отис Реддинг и группа «The Charmels». По сути, здесь даже конфликта как такового не наблюдается: несколько перепалок в кадре, скорее, обаятельны, чем волнительны; повар Карл дружит с бывшей женой и спрашивает ее совета, она, в свою очередь, поддерживает отношения с другим бывшим супругом — эксцентричным предпринимателем, продающим Карлу грузовик для приготовления еды (ожидаемо блестящее камео Роберта Дауни мл.). За сэндвичи и пару бутылок пива договориться удается даже с группой предельно ленивых мексиканцев, которые помогают шефу затащить в фургон плиту и фритюрницу.

При этом Фавро за всей душевностью удается по ходу весьма точно и тонко подметить время и место действия своей картины. За диалогами-исповедями герои никогда не забывают о том, что на дворе 2014 год, и общение виртуальное, при помощи «Твиттера» и «Вайна» занимает тут едва ли не столько же места, сколько и вербальные мудрости. Более того, чуткий и аккуратный, как и подобает настоящему шефу, Фавро находит между тем и другим идеальный баланс и строит прекрасную модель существования в реальном мире и извлечения максимальной пользы из интернета. В какой-то момент герои срываются и на фургоне отправляются путешествовать по Соединенным Штатам в поисках вкусной еды и вдохновения. Новоорлеанские острые сосиски, техасская томленая в печи говядина — наш шеф-повар импровизирует, и в этом столько жизни, сколько, при всех прочих достоинствах, не мог отобразить ни один «Железный человек».

Беззаботный и расслабленный «Повар» может показаться слишком уж позитивным и бесконфликтным, но, с другой стороны, каким еще может быть кино про еду? Как там считается: перед готовкой все дурные мысли должно оставить вне кухни.