В середине января губернатор Калининградской области Николай Цуканов заявил, что строительство и развитие Театра эстрады уже начало приносить региону первые ощутимые туристические плоды. Плоды
После КВН
ГБУК КО «Театр эстрады „
В конце июля оценить проделанную работу и услышать про победу над литовской туриндустрией приезжал президент страны Владимир Путин.
Концертная деятельность «Янтарь-Холла», если судить по информации на сайте учреждения, началась в конце ноября выступлением Калининградского симфонического оркестра. Потом были концерты «Хора Турецкого», участников проекта «Танцы на ТНТ» и все тех же «веселых и находчивых» со своей новогодней сказкой.
3,4,5 и 6 января для скучающих туристов на сцене «Янтарь-Холла» шел детский новогодний концерт «Елки-метелки». 9 января, под занавес бесконечных январских праздников был дан «Бал у Кальмана».
На данный момент афиша «Янтарь-Холл» расписана до конца мая. В ней есть представления и концерты на любой вкус, цвет и кошелек, от «Реальных пацанов», «Масленицы» и до Эндрю Дональдса, известного совместными проектами с группой «Enigma».
Правда, пока бюджетный светлогорский очаг культуры уступает в своей репертуарной политике другому казенному учреждению — ДС «Янтарный». Наиболее известные и раскрученные артисты предпочитают выступать на большой спортивной арене, трибуны и партер которой могут вместить 3 тысячи зрителей.
Бюджетные пляски
Еще одно отличие «Янтарь-Холла» от ДС «Янтарный» в том, что последний выступает лишь в роли обычного арендодателя для компаний, занимающихся организацией
В случае с Театром эстрады в Светлогорске его администрация в отдельных случаях берет на себя роль промоутера и связанные с ней риски. Об этом свидетельствует перечень тендеров, размещенный на портале государственных закупок. На данный момент он содержит информацию о проведении 8 конкурсов на «исполнение концертной программы».
Самый крупный из них — это тендер на организацию концерта Александра Градского и двух участниц шоу «Голос» 26 марта этого года. По условиям контракта мэтр советской, а затем и российской эстрады вместе со своими подопечными получит 2 миллиона 140 тысяч рублей. При этом затраты на оплату перелета, проживания, питания артистов, обеспечения их бытового и технического райдеров должно взять на себя также бюджетное учреждение.
На таких же условиях были проведены конкурсы на оплату услуг по организации концерта 21 февраля в рамках проекта «Голоса большой страны» (1 миллион 290 тысяч рублей), шоу иллюзионистов братьев Сафроновых (729 тысяч рублей), прошедшего 29 января, и выступления 18 января
При этом никто не отменял для жителей Калининградской области, которые налогами оплачивают содержание этого подарка федерального центра, необходимость покупать билеты на эти представления: от 1500 до 10 000 рублей.
В этом случае бюджетные средства, разыгранные на тендере, выступают в качестве гарантии, возможности сделать предоплату за выступления певцов, танцоров или иллюзионистов. При этом по условиям контрактов, вторую часть платежей за «исполнение концертной программы» бюджетное учреждение перечисляет за неделю или 10 дней до самого представления. Проданы билеты или нет на него — это забота менеджмента «Янтарь-Холла».
В этой практике, по мнению специалистов, знакомых с внутренней кухней организации концертов и программ в российских филармониях, дворцах искусств, нет ничего предосудительного. «Так поступают сплошь и рядом, главное, чтобы в минус не уйти», — рассказал корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» бывший сотрудник муниципальной филармонии центральной части России.
Не видит в этой ситуации
«Если тот же самый «Янтарный», допустим, если бы он сам организовывал концерт, продавая билеты (а там
Николай Цуканов, губернатор Калининградской области
В общем, благословение на дальнейшие бюджетные эксперименты руководство «Янтарь-Холла» получило. Осталось только выполнить. Так же как и освоить средства на текущее содержание здания. Только на электроэнергию и тепло «Янтарь-Холл» заложил на первый квартал 2016 года 3 млн рублей. Еще есть расходы на поставку воды, техническое обслуживание, зарплату сотрудников, административные траты, покупку микроавтобуса за 2,7 млн рублей,
Театр с переподвыподвертом
В данный момент руководство «Янтарь-Холла», правительство и лично губернатор региона озадачены организацией деятельности Театра эстрады, которая бы позволила ему выйти на окупаемость.
«Да, мы ведем такие переговоры сейчас, и я сам лично разговаривал с руководством „
Отметим, что ни в одном из интервью губернатора региона, министра культуры области подобных требований о прибыльности не звучало. В отношении Кафедрального собора или Музея янтаря слышны реплики о посещаемости или техническом состоянии зданий, в которых находятся учреждения культуры.
Никто до этого из владельцев калининградских киносетей не заявлял, что создание еще одного кинотеатра может являться социальным проектом. В случае с «Янтарь-Холлом» такой прецедент появился. О намерении в конце февраля этого года достроить на базе Театра эстрады двухзальный кинотеатр рассказала «Новому Калининграду.Ru» генеральный директор
На создание дополнительного трафика и повышение привлекательности Театра эстрады работает и уже открывшийся на его базе филиал Музея Мирового океана. По данным
Таким образом, мы видим, как в плановом или спешном порядке за бюджетный счет решается задача по освоению и наполнению содержанием пространства, также построенного за казенные средства.
Есть ли альтернатива у такого бюджетного подхода? Несомненно. Концерты и шоу могут быть организованы частными компаниями, которые возьмут на себя риски, связанные с продажей билетов «на свои» выступления. Сам комплекс Театра эстрады мог бы быть отдан в долгосрочную аренду на конкурсных условиях специализированной управляющей организации. В этом случае бюджет получал бы гарантированные выплаты, не занимаясь ручным администрированием и тендерами на проведение концертов. Так давно уже работают в России гостиничные и ресторанные сети, развитием которых по заранее прописанным стандартам и ключевым показателям занимаются независимые команды управленцев.
Так уже поступил владелец горнолыжного курорта «Роза Хутор», глава компании «Интеррос» Владимир Потанин. Для обеспечения насыщенной культурной жизни клиентов гостиниц и горнолыжных трасс компании в Сочи за 4,5 месяца был построен специальный концертный зал на 1500 посадочных мест. Затраты, по предварительным данным, составили 500 млн рублей. Отметим, что возводила этот частный объект культуры калининградская компания «Вента».Такая же концепция реализована компанией «Крокус Групп», создавшей в Москве за собственный счет комплекс из концертного зала, выставочного и торгового центров.
В регионе же, наоборот, возобладала тенденция по созданию многочисленных бюджетных контор, функции которых легко могли бы взять на себя представители малого и среднего бизнеса. Так, администрация Калининграда решение проблемы пассажирских перевозок видит в создании монополиста в виде
В случае с «Янтарь-Холлом» получается странное смешение бюджетного и коммерческого подходов, свидетельствующее об отсутствии у министерства культуры внятной концепции использования здания, построенного за 2,2 млрд рублей. В условиях бюджетного дефицита и с учетом деклараций о необходимости сокращения расходов на всех уровнях такие эксперименты однозначно становятся непозволительной роскошью.
Текст — Станислав Пахотин, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»