Фильм «Интимные места» наделал шуму как на последнем «Кинотавре», так и за его пределами, вызывая справедливый вопрос: неужели наконец появилось российское кино, способное открыто и без стыдливости обсуждать сексуальные вопросы и связанные с ними неврозы и комплексы? Ожидания были велики, а насколько они оправдались, выяснял в зале мультиплекса «Синема Парк» Николай Кириченко.
Калининградский фестиваль короткометражных фильмов «Короче» дал понять главное: у российского кино есть потенциал, причем немалый. Это было видно по «Конечной остановке» Арсения Гончукова, по «Греху» Ани Крайс. Но фестиваль также оставил после себя вопрос: когда же появится не короткий, а полнометражный фильм, который реализует свой потенциал не хуже тех короткометражек? Похоже, что ответ, наконец, перед нами.
«Интимные места» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова — это не фильм про гениталии, хотя последние здесь присутствуют в достаточно обильном количестве. Скорее, интимные места из названия — это те моменты из жизней персонажей картины, которые они не хотели бы обсуждать с посторонними и показывать миру; однако кинозрители, пользуясь своими привилегиями вуайеристов, смогут насмотреться на эти личные и болезненные моменты вдоволь.
Фильм представляет собой четыре истории, переплетенные друг с другом (все, кроме одной), снятые с почтенного расстояния в прохладной манере и показанные в стилистике, почти лишенной сострадания и чувственности. Как за лабораторными крысами, зрителю предстоит понаблюдать: за женщиной-чиновником (Юлия Ауг), которая стремится вырезать весь секс из кино и телевидения, а сама втайне мастурбирует вибратором; за семейной парой, которая хочет завести ребенка, но муж (режиссер Алексей Чупов) осознает свою гомосексуальность, а жена (Екатерина Щеглова) начинает спать с другим мужиком; за мужчиной (Никита Тарасов), которому просто опостылела семейная жизнь — секс и не только, и он предпочитает тайную мастурбацию; за фотохудожником, который снимает и выставляет исключительно гениталии, мужские и женские, и при этом злится, видя свободолюбивую женщину. История про даму-чиновника стоит обособленно; остальные же три сходятся в одной точке, олицетворяемой бритой головой психолога (Тимур Бадалбейли), который является для всех трех одновременно психоаналитиком и приятелем. Как часто бывает, у него самого серьезные личные проблемы, и сцена с проституткой у него дома, эти проблемы иллюстрирующая — одна из лучших в фильме.
Как уже было сказано, фильм холоден; он ни в коем случае не является «эротическим кино», несмотря на сексуальную тематику и обилие голых тел на экране. Цвета бледны, камера малоподвижна, музыка звучит отстраненно. Это напоминает Кубрика — рангом или двумя пониже, разумеется, но похоже. В целом стилистика вполне подходит к художественной задаче фильма — показать и проанализировать, а не заставить зрителя чувствовать сопричастность. Но от фильмов Бертолуччи, наполненных теплотой, эстетикой и неприкрытой эротикой, «Интимные места» отличаются сильно; пожалуй, здесь для такого все же слишком много стыдливости.
Да, таки полностью бесстыдного российского кино из «Интимных мест», к сожалению, не вышло, и это особенно заметно по юмористической составляющей фильма. Еще одна, пятая. сюжетная линия — самый яркий тому пример. Вот студент сидит на скамейке и общается с толстой, угрюмой женщиной крайне советского вида. Вот другая сцена — они на детской площадке, совокупляются. Показано это как бы комично, но юмор выглядит натужной попыткой со стороны создателей скрыться от серьезности темы. Юмор в драме почти необходим; но здесь комические куски кажутся не вырастающими из драмы, а существующими отдельно, как паразитический нарост.
Еще один недостаток фильма — концовка. Здесь мы ее, естественно, выдавать не будем; но выглядит она чересчур внезапной — будто деньги кончились в последний момент и пришлось домонтировать из того, что уже отснято. Плюс — Московия. Все же «Интимные места» — очень московский фильм, его персонажи куда богаче провинциалов и кажутся представителями совсем другого мира; из-за этого вне Москвы фильм воспринимается как абстракция. В добавок к этому эффективность холодной, малоподвижной эстетики фильма нарушается тем фактом, что большая часть съемок велась из рук, и это видно.
Однако многочисленные достоинства фильма явно перекрывают недостатки. Перед нами однозначный шаг вперед для российского кино — фильм смелый, неглупый и сделанный в России. Он открыто бросает перчатку совдеповско-консервативным ценностям, которые доминируют над массовым сознанием последние месяцы (годы?). Возможно, он не выполнит задачу культуры по борьбе с этой тенденцией в одиночку; но он точно нанесет ей хороший левый хук. Всем, кому небезразлично российское кино, «Интимные места» стоит посмотреть однозначно.
Фильмы-компаньоны: «С широко закрытыми глазами» (1999, реж. Стэнли Кубрик) «Мечтатели» (2003, реж. Бернардо Бертолуччи), «9 песен» (2004, реж. Майкл Винтерботтом)
Факт: вопреки интерпретациям зрителей и критиков персонаж
женщины-чиновника, выступающего с запретительными инициативами, вовсе не является сатирой на Елену Мизулину, а был задуман раньше, чем Елена Борисовна начала выступать со своими знаменитыми законодательными инициативами. «Мы не виноваты, что страна в итоге догнала наш фильм» —
прокомментировал ситуацию Алексей Чупов в недавнем интервью.