В конце прошлой недели на экранах мультиплекса «КАРО-Фильм» стартовали показы отечественной ленты-катастрофы «Метро», снятой режиссёром Антоном Мегердичевым по одноимённому роману Дмитрия Сафонова. Возможно ли не поддаться панике и выбраться из полузатопленного тоннеля столичной подземки, выяснял Денис Туголуков.
Собственно говоря, назвать последние три фильма-катастрофы, снятые в нашей стране — задача из разряда трудновыполнимых. На ум приходят только «72 метра» Хотиненко, выпущенные почти десять лет назад, а дальше — только советское прошлое. «Экипаж», «Тревожное воскресенье», «Прорыв» — в последнем, кстати, действие также происходит в метро, только ленинградском — поражали воображение отечественных синефилов в начале 80-х годов прошлого века. Мировая киноиндустрия с тех пор сделала рывок вперед, и сегодняшнее «Метро» с данной точки зрения — во многом пионер российского экранного катастрофопроизводства.
В основу сюжета положена история с прорывом в один из тоннелей московского метрополитена вод Москвы-реки. Поздно заметивший подтопление машинист применяет экстренное торможение, в результате электросостав сходит с рельсов и застревает на перегоне. Выжившие после крушения поезда люди пытаются выбраться на поверхность. Среди тех, кто это делать не спешит, — врач одной из московских больниц Андрей Гарин (Сергей Пускепалис), его дочь Ксюша, а также любовник жены Андрея Влад Константинов (Анатолий Белый) и еще несколько персонажей-участников мелодраматической сюжетной линии.
Вообще, развитие любовной истории на фоне творящегося катаклизма — один из излюбленных приемов в кинопроизводстве, являющийся, по сути, беспроигрышным. Далеко за примерами ходить не надо, достаточно вспомнить «Титаник» Джеймса Кэмерона и прекрасно сыгранную любовь Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо, в буквальном смысле заставившую плакать десятки миллионов зрителей в 1997 году. «Метро» Мегердичева, хотя и не может похвастать обилием хитросплетений человеческих судеб и вряд ли посоперничает с «Титаником» в объемах пролитых за время сеанса слез, все же предлагает нам сопереживать не только любовному треугольнику, для которого катастрофа фактически послужила развязкой, но и паре молодых героев Алисе (Катерина Шпица) и Денису (Алексей Бардуков), чьи отношения в критической ситуации только завязываются.
И если первая история, с офисной служащей, богатым «принцем», мужем-неудачником и ребенком-подростком, хоть в чем-то оригинальна (по крайней мере, в ней видится некий национальный колорит), то вторая — аккуратно слизанное с голливудских аналогов клише, которое, однако, в силу исполнительского мастерства молодых актеров выглядит вполне привлекательно. К актерам старшего поколения тем паче нет претензий: и Пускепалис, и Белый уже давно наработали на звания заслуженных артистов РФ, а их менее именитые коллеги сыграли по меньшей мере великолепно.
Наконец, вернемся непосредственно к катастрофе. Оставим экспертам возможность выяснять вероятность возникновения подобного техногенного бедствия, но, судя по вышеупомянутому «Прорыву» 1986 года выпуска, основанному на реальных событиях, история не совсем из мира фантастики. Показана она красочно, местами даже чересчур, но содрогаться, несмотря на неплохие спецэффекты, не заставляет. Как тут не вспомнить пиксаровскую «Корпорацию монстров» и сетования одного из мультяшных персонажей, мистера Водонога о том, что дети перестали бояться? Что уж тут говорить о взрослых — нас, кажется, уже никакими ужасами не проймешь.
Впрочем, отнюдь не жуткими сценами силен этот фильм, хотя «картона» в них, несмотря на скромный по меркам современного кинематографа бюджет, практически незаметно — и это, кстати, еще одно из достоинств картины. По уровню актерской игры, масштабности съемок, операторской работе «Метро» свой значок пионера, который предрекался ему в начале рецензии, вполне заслужил. 8/10.