Джо Мама

Джо Мама
Кадр из фильма «»
«Мама» — это вам не «Мамы», говорит Капитан Очевидность. «Мама» — это фильм ужасов про потустороннего призрака женского пола, который все вмешивается и вмешивается в жизнь обычных людей, что для последних заканчивается не слишком приятно. Итак, хоррор про сверхъестественные явления. Насколько эффективно он выполняет свою задачу — заставлять зрителей пить корень валерианы пригоршнями — выяснял Николай Кириченко.

Где-то в Америке финансовый кризис 2009-го сильно не понравился одному бизнесмену. Настолько не понравился, что тот стал вести себя неадекватно и нелогично, аки мамаша Баттерса: замочил жену (за кадром, об этом мы узнаем из радиорепортажа), посадил в машину двух своих совсем юных дочек (одна еще даже говорить не научилась) и повез в заснеженные гористые леса Америки на убой. Завел в заброшенный домик, вытащил пистолет, а тут вдруг, откуда ни возьмись, выглянул страшный-страшный силуэт, и от его руки незадачливый детоубийца трагически помер. А девочки остались жить в лесу аки Маугли или тот мальчик из «Дикого ребенка» Трюффо, под присмотром страшного-страшного силуэта.

Переносимся на пять лет спустя. Есть дядя этих девочек, мужик по имени Лукас, играет его Николай Костер-Вальдау, и он — как бы художник. То есть, рисует, причем неплохо, но если я могу понять хоть что-то о его мотивациях и складе характера, то я — кит-горбач. Все, что мы о нем знаем — то, что он бородат и что он ну очень сильно хочет найти этих девочек. Посылает на поиски отряды из пьющих, слушающих кантри реднеков; и последние таки находят двух девочек. Те переселяются к Лукасу; они не сильно рады происходящему, ведут себя в человеческом обществе неадекватно, но начинают адаптироваться, и тут оказывается, что к ним есть довесок — тот самый страшный-страшный силуэт, который весьма призрачен, неадекватен и просачивается сквозь стены, как содержимое прорвавшейся канализационной трубы. С Лукасом живет его подруга (Джессика Честейн в черном парике а-ля Анна Карина в «Жить своей жизнью» — вероятно, главная причина, по которой зрители пойдут на этот фильм), татуированая и уважающая Хайнекен басистка в рок-группе, которая терпеть не может детей. Решение Лукаса взять двух его племянниц в дом не вызывает у нее восторга.

Как видите, в этом фильме много комического — иногда намеренно, иногда нет. К чести создателей «Мамы» Андреса и Барбары Мускетти, надо признать, что юмор-таки зачастую бывает намеренным. К примеру, двое канонических реднеков в ковбойских шляпах, один их которых писает под звуки кантри-песни с женским вокалом про «эх, променял ты меня на бутылку!» — это роскошно. Что же касается «тактик запугивания», применяемых создателями, они, увы, оказываются тривиальны почти всегда. У нас уже шла речь, скажем, про «Запретную зону», или про «Синистер», или даже про тот ужасный (в плохом смысле) сиквел к «Техасской резне бензопилой». Так вот, «Мама» пользуется ровно теми же приемами, что и все эти фильмы: угрожающая «саспенсовая» музыка, сменяемая «неожиданными» наездами камеры на те объекты, которые должны, по задумке авторов, быть жуткими-жуткими. Это вроде бы действует (уже в сколько-сотый раз?), но, заканчивая просмотр фильма, вы невольно думаете: а что у меня от него осталось в голове насчет пугающих сторон нашей жизни? И ответ: ничего! Впрочем, то же самое происходит вообще с любым фильмом ужасов, имеющим дело со сверхъестественным. А еще — почти со всеми фильмами Спилберга, ха!

Но есть здесь кое-что, приближающее «Маму» к более высокому уровню «Звонка» (скорее американского, чем японского): человеческий фактор. Во-первых, нам в первые полчаса дают как следует познакомиться с персонажами и почувствовать себя в комфорте, прежде чем начать пугать — а такое действует куда эффективнее, чем просто непрерывный «фестиваль ужаса» с первого до последнего кадра. Во-вторых, здесь есть Джессика Честейн, которая, как и Наоми Уоттс в «Звонке», придает картине душевности, а зрителям дает возможность идентификации.

И даже кое-какая философия здесь вроде есть. Рассказать о ней подробно будет означать выдать весь сюжет к чертовой бабушке (кстати, где фильм ужасов о чертовой бабушке?!), но суть ее примерно такова: не вмешивайтесь в естественный ход вещей, а то козленочком станете. Впрочем, если идея фильма заключается в том, что необходимо соблюдать религиозные обряды погребения (а то начинаются всякие ужасы), то это уже не очень хорошая философия.

В целом, трудно пугаться фильмов ужасов, которые основаны на сверхъестественном; еще труднее пугаться их, если они используют клишированные приемы запугивания аудитории — а «Мама» делает это постоянно. Но фильм не слишком утомителен, смотрибелен, радует актерской игрой и местами даже слегка пугает. Но ощущения леденящего ужаса существования после выхода из кинозала у вас не останется; вы вполне будете готовы выпить кофе и поболтать о погоде. 6,5/10.

Фильмы-компаньоны: «Жить своей жизнью» (реж. Жан-Люк Годар, 1962 — из-за прически), «Техасская резня бензопилой» (только оригинал 1974-го, реж. Тоуб Хупер), «Звонок» (первый японский (1998, реж. Хидео Наката) и первый американский (2002, реж. Гор Вербински)).